Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игры на развитие фонематического анализа.

Фото пользователя Наталья Анатольевна Ткалич
Submitted by Наталья Анатольевна Ткалич on Sat, 31/05/2014 - 13:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ткалич Н.А.
Место работы, должность: 

            Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

           Фонематический анализ и синтез это сложные мыслительные операции, которые у детей появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.

            Своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения.

    Работа по формированию у детей  с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа  и синтеза проводится  по   3 этапам:

1. Подготовительный этап

- формирование фонематического восприятия: различение слов, близких по

   звуковому составу;

- формирование  понятия «звук».

2. Основной этап

- формирование умения интонационно выделять каждый последующий звук

  в слове, определение звуковой последовательности в слове, введение

  фишек для обозначения звуков;

- обучение фиксации звуков цветными фишками, определение позиции звука

  в слове (начало, конец, середина), подбор слов на заданный звук, подбор

  слов с определённой позицией звука в слове;

- выделение звуковой последовательности с построением звуковой схемы

   (модели)  слова фишками  - звуковой анализ слова, формирование умения

   «прочитать» по слогам слово по звуковой схеме (модели) - звуковой синтез

   слова;

- определение ударения в слове, построение слого-ударной схемы слова.

3. Заключительный этап

- включает в себя закрепление пройденного материала.

Остановимся  подробнее  на каждом этапе.

            Подготовительный этап. Прежде чем приступить к  формированию навыков фонематического  анализа и синтеза, логопед  работает над развитием фонематического восприятия и коррекцией нарушенного звукопроизношения. Эти процессы взаимосвязаны, причём ведущая роль принадлежит фонематическому восприятию: благодаря слуховому контролю собственное произношение (двигательный образ звука) ребёнок соотносит с правильным произношением взрослого.

            Затем  дети получают знания об основных законах речи: речь состоит из слов; словами обозначаются предметы, их признаки, действия предметов и с предметами; слова состоят из звуков; из слов можно составлять предложения; даются понятия  «предложение», «слово», «слог», «звук».

Используемые на этом этапе упражнения:

Упражнение «Внимательные ушки».

Выделение звука [Г]  из ряда звуков: в, г, к, б, г, н, г, п, т, г;

            Логопед даёт инструкцию: «Я  произнесу  звуки. Если вы услышите звук [г] хлопните в ладоши (поднимите флажок)».

Дидактическая игра «Чудо-дерево».

             Логопед предлагает детям украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Упражнение «Подними сигнал».

            Логопед сначала слуховой образ звука [с] сравнивает с неречевым звучанием (со свистом пара; с вытекающей из крана струйкой воды; с выходящим из шарика воздухом), а затем произносит слова, содержащие и не содержащие этот звук, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, стул, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор. Дети должны определить, имеется ли в этих словах выделенный звук. Реакциями детей могут быть разнообразные действия: подъем руки, флажка, хлопок в ладоши и т.д.

            Дополнительные примеры: [ж] – жужжание жука, [з] – писк комара,  [м] – мычание коровы, [р] – рычание собаки, рокот мотора, [д] или [т] – удары молотка.

Дидактическая игра «Узнай звук».

            Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем: У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Дидактическая игра «Хлоп – топ».

            Дети шагают под музыку и им дается задание: «Если вы услышите слово, которое начинается со звука [з] – хлопайте в ладоши, со звука [ж] – приседайте.

            Основной этап. На этом этапе ведётся целенаправленное обучение дошкольников интонационному выделению звуков в слове и определению последовательности звуков в нём.

Ребёнок выделяет голосом первый звук на фоне слитного произнесения слова, после того как он выделен, называет звук изолированно, затем – то же с остальными звуками в слове.  Например,  ребёнок произносит: «СССом – первый звук [С]». Далее ребёнок произносит слово, интонируя следующие звуки: «сОООм – второй звук [О]. соМММ - третий звук [М]».

            Используемые игры и упражнения на этом этапе работы:

Дидактическая игра «Объяснялки».

Цель: учить определять наличие звука в слове, сопоставлять смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

            Детям предлагаются парные картинки со словами-паронимами. Они должны объяснить значение слов, определить, чем схожи слова, чем отличаются.

            Слова:  мышка-мишка, дом-сом, колено-полено, миска-маска, торт-порт.

Дидактическая игра «Лото».

            Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук [л]  и не имеющие его, а также цветные квадратики и квадратики с буквой Л. Логопед называет слова, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук [л] и закрывают картинку квадратиком с буквой Л, и цветным квадратиком – если в слове нет данного звука.

Упражнение  «Найди звук».

            Логопед предлагает детям прослушать рассказ и выбрать из него слова со звуком [у]. Предлагаемый текст: Ульяна и Шура взяли удочки и пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня. Дома они ели отличную уху из окуня.          

Следующий вариант: дети должны выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука [о]. Предлагаемый текст: Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут желтые листья.       

 Дидактическая игра «Паровоз».

            Задание: «Где ты слышишь звук: в начале, середине, конце слова». Букву нужно поставить в соответствующий вагончик. Используются картинки с буквами и изображение паровоза с вагончиками.

Упражнение «Необычные цветы».

            Логопед прикрепляет на доску контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети должны выбрать только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к цветку.

 «Загадки».

            Дети должны отгадать загадку и назвать первый звук или последний звук в отгадке. (Можно использовать загадки по темам. Например: «Деревья»).

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту — в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.  (Сосна)

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

Упражнение. По сюжетной картинке подобрать слова, в которых изучаемый звук стоит:   в начале, середине, конце слова.

Дидактическая игра «Рыболовы».

           Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума рыбок с предметными картинками, называют их и определяют место заданного звука в слове.

Дидактическая игра «Умные часы».

            На циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку напротив картинки, название которой состоит из трёх, четырёх, пяти звуков просит ребёнка найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

Задания для работы над сложными формами звукового анализа.

             1. Цель: учить производить звуковой анализ со зрительной опорой.

Задание: Детям предлагается картинка, название которой нужно проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Вначале даются односложные слова типа: рот, дом, лук, сок. Дети с помощью фишек заполняют схему.  Использовать предметные картинки со схемами, фишки.

2. Цель: формирование анализа без зрительной опоры.

            Детям предлагаются предметные картинки, они должны назвать слово и определить первый, второй, третий звук и уточнить количество звуков.

Задания на звуковой синтез.

Игра «Собери букет».

Цель: учить объединять звуки  в слово.

Детям предлагается изображение цветов, внутри которых находятся карточки синего и красного цвета. Дети должны соединить звуки вместе, чтобы получилось целое слово.

Игра «Звуки спрятались».

             Детям предлагаются цветовые карточки  синего  и красного  цвета. Логопед произносит   звуки соответственно цвету карточки и в прямой последовательности, просит назвать звуки и объединить их в слово. Какое слово получилось?

           Заключительный этап.  На этом  этапе  работы у детей  формируются сложные формы формирования фонематического  анализа и синтеза. В результате систематической работы дети начинают допускать меньше ошибок, которые связанны с несформированностью этого процесса.

            На заключительном   этапе дети овладевают  фонематическим анализом и синтезом – самым сложным из всех видов анализа речевого потока, начинают лучше ориентироваться в звуковом составе слова. В результате этого, у детей формируется интерес к процессу обучения грамоте.

            Таким образом, работа на каждом из этапов предлагает успешное формирование фонематического анализа и синтеза.



 



 

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Логопедия
Цель урока: 

развитие фонематического слуха и восприятия;

 закрепление умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;

 активизация и расширение словаря детей;

 развитие мыслительных операций.


 

Используемые учебники и учебные пособия: 




 

Используемая методическая литература: 

Литература

Гурьева Н. К. Формирование фонематических процессов у младших школьников (как один из способов преодоления нарушений письма и чтения). Методическая разработка. — Чебоксары, 2007;

Мисаренко Г.Г.Обучение фонемному анализу в 1 классе.  Сфера, 2008;

Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Диссертация учёной степени, М.2005;

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – Москва, 2007;

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии,  - Москва, 1968;

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1984.


 

Краткое описание: 
<p>Представлены коррекционно-развивающие игры по формированию фонематических процессов у младших школьников.&nbsp;<br /> &nbsp;</p>

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн