Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Постановка целей обучения как условие реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта

Фото пользователя Элеонора Александровна Бочарникова
Submitted by Элеонора Александровна Бочарникова on Sat, 11/10/2014 - 20:11

Главное особенность Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению. Следует отметить, что в Стандарте сформулированы общие требования к результатам освоенияВ «Примерной программе по учебным предметам. География. 6-9 классы. – М. Просвещение, 2010» конкретные требования также отсутствуют, а дана характеристика основных видов деятельности ученика. Данная ситуация ставит учителя перед необходимостью самостоятельного определения требований к ожидаемым результатам обучения. Важно определять цели и задачи к разделу, теме и конкретно к каждому уроку. Причём эти цели необходимо задавать с учетом ожидаемого уровня формирования умений школьников: базового и повышенного.

Цель следует определить как ожидаемый результат обучения, складывающийся из описания поведения (действий), которые должен продемонстрировать ученик, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе.

 

Итак, заданные цели обучения — критерий для отбора содержания учебной работы школьников, используемых источников информации и методов обучения. Упражнения, контрольные вопросы, итоговые задания можно применять или составлять только тогда, когда заданы ожидаемые результаты обучения.

Без этого учитель не сможет грамотно организовать и контролировать учебный процесс, а

учащемуся постановка целей обучения помогает

- сконцентрировать внимание на существенных сторонах учебного материала,

- сознательно направлять усилия на достижение этих целей,

- прогнозировать и оценивать свои результаты.

 

Сообщить ученикам о цели обучения, значит пригласить их к разговору на равных, проявить к ним уважение и разделить с ними ответственность за результаты учебной работы.

Следует учитывать, что формулируя цели обучения в рамках урока, равно как и ожидаемые результаты обучения, учитель действует в рамках сложившихся в учебном заведении условий обучения и учитывает:

  • особенности линий, УМК, по которым ведётся обучение,

  • оснащение кабинета географии различными средствами обучения,

  • существующие в школе профили обучения.

 

Формулирование цели обучения

Цель обучения определена, если её формулировка позволяет ответить на три вопроса:

  • что сможет делать учащийся?

  • при каких условиях он это сможет делать?

  • каковы критерии оценки деятельности учащегося?

И если на каждый вопрос следует явный ответ, значит, цель определена достаточно полно.

Пример 1.

В федеральном компоненте стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Министерством образования и науки, в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», зафиксирована такая цель обучения:

«В результате изучения географии ученик должен знать и понимать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения».

Следует отметить, что слова «знать и понимать» описывают лишь состояние ученика, оценить которое не представляется возможным. Цель обучения должна содержать описание действий ученика, подлежащих оценке, т.е. выражаться с учётом специфики деятельностного обучения.

В ходе подготовки к уроку эта цель должна быть определена следующим образом:

«После изучения курса географии учащиеся основной школы смогут:

 

  • перечислить не менее трех общих черт и не менее трех различий плана, глобуса и карты;

  • указать в полученном списке географических карт те из них, которые относятся к тематическим, общегеографическим или являются планом местности;

  • распознавать (называть) условные знаки (элементы легенды) на географической карте, плане, глобусе;

  • соотносить объекты, отображённые на географической карте, плане, глобусе с их фотоизображениями;

  • перечислить не менее трех способов картографического изображения объектов;

  • выбрать карту необходимого масштаба для решения учебной задачи;

  • аргументировать в письменной форме принципы выбора картографического источника для решения поставленных учебных задач».

 

Деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, научиться осуществлять деятельность.

Деятельность учителя заключается

в проектировании учебной деятельности,

организации учебной деятельности,

управлении учебной деятельностью, а не в передаче знаний. (Атанов Г.А. С чего начинать внедрение деятельностного подхода в обучении // Educational Technology and Society. 2004.№7(2)).

Таким образом, специфика деятельностного обучения – не усвоение готового знания, а создание условий для его происхождения.

Пример 2. В ходе работы над курсом «География материков и океанов» была описана цель обучения:

“Обучаемый должен распознать в предложенном ему тексте посвященном географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Действие ученика, связанное с демонстрацией достижения этой цели, невозможно наблюдать непосредственно. Его необходимо операционализировать, т.е. выразить в явном виде, связать с “видимым” действием или индикатором.

В результате подобного уточнения целей обучения формулировка изменилась:

Обучаемый должен распознать (найти и выделить, подчеркнуть…, ) в предложенном ему тексте, посвященном географическому положению Африки, ошибки, которые связаны с ложным представлением о географической карте мира до эпохи Великих географических открытий”.

Таким образом, выполнено преобразование неявного исполнения в явное.

 

 

Условия реализации целей обучения

 

В ходе разработки ожидаемых результатов обучения, определяя условия выполнения действий учащегося, необходимо поставить следующие вопросы:

  • Что разрешается использовать обучаемому в ходе исполнения ожидаемых от него действий?

  • Включает ли описание целей обучения указания на эти действия?

  • В какой форме могут быть представлены результаты действий?

 

Пример.

В процессе разработки целей обучения в курсе «География России» одна из них была сформулирована так: "Ученик должен определить показатель специализации района по какому-либо виду продукции".

 

Для учителя формулировка ясна. Однако для школьника надо привести пример. Тогда цель учебной деятельности будет выглядеть так: "Ученик на основе анализа статистических материалов должен рассчитать показатель специализации экономического района по какому-либо виду продукции с помощью формулы K=П/Н, где П - доля продукции района в общем производстве страны (по данной отрасли); Н – доля населения района в общем населении страны».

Условия достижения цели необходимо определять и для формирования индивидуальной траектории обучения школьников, изменяя сложность (уровень) задания. С помощью достаточно простого примера, описанного выше, решается задача формирования базовых учебных навыков работы с источниками информации, а первую очередь статистическими. Однако, если изменить условия в описании учебной задачи и предложить учащимся самостоятельно найти способ определения специализации района (на основе рекомендуемых источников информации), то это приведёт к изменению сложности задания, расширению формируемых учебных умений.

 

Критерии оценки реализации целей обучения

 

Критерии должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, как будет оцениваться выполнение требуемого действия. Наиболее часто встречающийся критерий - точность (безошибочность) выполнения требуемых действий, которую можно определить по количеству ошибок. Быстрота выполнения действия — также типичный пример использования критерия в описании целей обучения.

 

Пример: «Установите соответствие между названием страны и её столицей в списке из 30 пар названий за 10 минут».

Критерии позволяют ученику самостоятельно оценить и скорректировать собственные результаты обучения.

 

Памятка для формулирования целей обучения.

Шаг 1. Выберите глагол, который лучше всего передает желаемое поведение обучаемого (исполнение). Исполнение описывается только таким словом, которое означает определенное действие. Глаголы “знать” и “понимать” описывают не действие, а состояние ученика, который “знает и понимает”. Напротив, глаголы «перечислять», «указывать», «выбирать», «выделять», «демонстрировать», «соотносить», «написать» и т.п. определяют желаемые действия школьника.

Шаг 2. Определите условия, при которых должно выполняться желаемое поведение. В условиях целесообразно указать:

  • источники географический информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи (например, «с помощью физической карты РФ»),

  • способ, методику выполнения задания. Например, «в письменной форме дайте характеристику географического положения Уральских гор, используя материал таблицы №4 «Приём определения географического положения гор».

Шаг 3. Сделайте черновой набросок формулировки цели, используя выбранный вами глагол и условия.

Шаг 4. Напишите критерии, которым должно удовлетворять желаемое исполнение. Эта часть описания цели обучения поможет ребёнку самостоятельно оценить уровень выполнения здания.

Шаг 5. Отредактируйте получившуюся формулировку, стараясь сделать её, по возможности, ясной и лаконичной. Обратите внимание на соответствие исполнения и условий.


»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения группы "Лотос"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн