Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«П.И.Чайковский «Времена года» Опыт композиционного обобщения

Submitted by Екатерина Валентиновна Кузнецова on Tue, 14/10/2014 - 13:21
Данные об авторе
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Показать  умение анализировать и обобщать циклическое произведение,

выявлять сходства и различия, разделять целое на части и  объединять фрагменты в единое целое.

 

 

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. А. Николаев.  Фортепианные произведения П.И.Чайковского. – М.: Музгиз, 1957 г.
  2. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л.: Музыка, 1972 г.
  3. Владыкина-Бачинская Н. П.И. Чайковский. – М.: Музыка, 1975 г.
  4. Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. – М.: Знание, 1990 г.
  5. П.И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе. – Л.: Музыка, 1976 г.

 

 

Используемая методическая литература: 
  1. А. Николаев.  Фортепианные произведения П.И.Чайковского. – М.: Музгиз, 1957 г.
  2. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л.: Музыка, 1972 г.
  3. Владыкина-Бачинская Н. П.И. Чайковский. – М.: Музыка, 1975 г.
  4. Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. – М.: Знание, 1990 г.
  5. П.И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе. – Л.: Музыка, 1976 г.

 

 

Краткое описание: 
<p>В занятии принимают участие учащиеся 7 класса фортепианного отделения.</p> <p>&nbsp;</p> <p>Организационный момент, настройка внимания учащихся.</p> <p>- Обращаем внимание на то, что занятие приурочено к 140-летию со дня рождения композитора.</p> <p>- История создания цикла. Выдержки из переписки композитора и воспоминания друзей и знакомых, связанные с возникновением цикла.</p> <p>(зачитывают учащиеся в инсценированной форме).</p> <p>&nbsp;</p> <p>Определение термина &laquo;цикл&raquo;, примеры различных циклов из наследия мировой музыкальной литературы, примеры использования такого же названия в других произведениях</p> <p>&nbsp;</p> <p>Педагог обращает внимание на количество пьес:</p> <p>- сколько, почему?</p> <p>&nbsp;</p> <p>Акцентируется внимание на подзаголовки, дающие возможность&nbsp; более доступного восприятия содержания музыки. Например, педагог предлагает перечислить названия &laquo;зимних&raquo;. &laquo;весенних&raquo; пьес и т.д.</p> <p>Предполагаемые вопросы:</p> <p>- стихи каких поэтов использовал композитор в качестве эпиграфа;</p> <p>- с какой целью даны эпиграфы;</p> <p>&nbsp;</p>

Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Жердевская детская школа искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка

 учебного занятия

по теме:

 

«П.И.Чайковский «Времена года»

Опыт композиционного обобщения

 

 

автор: Кузнецова Е.В.

 

 

преподаватель музыкально-теоретических

 и хоровых  дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г

 

Открытое занятие по музыкальной литературе

 

Тема занятия:

П.И.Чайковский «Времена года». Опыт композиционного обобщения.

 

Цель урока:

Показать  умение анализировать и обобщать циклическое произведение,

выявлять сходства и различия, разделять целое на части и  объединять фрагменты в единое целое.

 

 

Задачи урока:

- закрепить теоретические знания учащихся.

- способствовать выработке навыков обобщения музыкально-теоретических

знаний.

- выработать у учащихся навыки художественного восприятия

и сравнительного анализа музыкальных произведений.

- свободно анализировать как на слух, так и по нотному тексту.

- развивать творческое мышление и инициативу учащихся.

- способствовать формированию эстетического вкуса.

 

Тип занятия:

Комплексное применение знаний и умений.

 

Дидактические материалы:

- нотное издание фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года».

- карточки всех 12 пьес цикла с названиями и краткими характеристиками  музыки ( например: карточка №6 « Июнь .Баркарола», лирика)

 - картины пейзажей различных времён года местного художника

 Крапивина И.Н.

 

Дополнительные иллюстрации:

- вокальное исполнение пьесы №4 «Апрель. Подснежник».

- музыкальные фрагменты пьес цикла в исполнении учащихся.

- использование фоно-записей на CD-носителе.

- чтение литературных эпиграфов, предшествующих пьесам.

 

Ход урока:

В занятии принимают участие учащиеся 7 класса фортепианного отделения.

 

Организационный момент, настройка внимания учащихся.

- Обращаем внимание на то, что занятие приурочено к 140-летию со дня рождения композитора.

- История создания цикла. Выдержки из переписки композитора и воспоминания друзей и знакомых, связанные с возникновением цикла.

(зачитывают учащиеся в инсценированной форме).

 

Определение термина «цикл», примеры различных циклов из наследия мировой музыкальной литературы, примеры использования такого же названия в других произведениях

 

Педагог обращает внимание на количество пьес:

- сколько, почему?

 

Акцентируется внимание на подзаголовки, дающие возможность  более доступного восприятия содержания музыки. Например, педагог предлагает перечислить названия «зимних». «весенних» пьес и т.д.

Предполагаемые вопросы:

- стихи каких поэтов использовал композитор в качестве эпиграфа;

- с какой целью даны эпиграфы;

 

Блиц-вопросы.

Учащиеся (или педагог)  читают четверостишие и отгадывают, какой пьесе он предшествует. Например:

 - И мирной неги уголок

   Ночь сумраком одела.

   В камине гаснет уголёк,

   И свечка нагорела.

                       А.С.Пушкин   (№1 Январь. «У камелька») 

 

 

«Времена года» Чайковского – своеобразный музыкальный дневник композитора, энциклопедия русской усадебной жизни, петербургского городского пейзажа. В музыкальных образах цикла запечатлены бескрайние русские просторы, деревенский  быт и сценки из домашней жизни русских людей того времени.

 

- Педагог предлагает на основе музыкальных характеристик пьес разделить цикл на несколько разделов.

 

Предполагаемые вопросы:

- перечислите пьесы цикла, в которых переданы образы природы;

- назовите пьесы, являющиеся зарисовками бытовых и народных сцен;

 

Предполагаемые ответы:

- №3 Март. «Песнь жаворонка», №6 Июнь. «Баркарола» и др.

- №2 Февраль. «Масленица», №8 Август. «Жатва» и др.

 

Таким образом, в цикле явно прослеживаются два жанровых направления:  

  

  - пейзажные зарисовки

     - бытовые сценки

 

      Обращается внимание на то, что сам композитор определял жанр многих лирических пьес как «пейзажи настроения».

 

Предполагаемый вопрос:

- в каких пьесах композитор использует приём звуковой изобразительности;

- какими средствами достигнут эффект звуковой изобразительности;

 

Предполагаемые ответы:

- №3 (трели жаворонка)

- №6 (всплеск воды)

- №9 (звуки охотничьего рога)

- №11 (звуки колокольчика)

 

Учащиеся перечисляют наиболее яркие приёмы:

- высокий регистр, форшлаги, трели, арпеджированная фактура, эффект удаления на диминуэндо, фанфарность за счёт триольного унисона с использованием «золотого хода валторны» и т.д.

 

Все примеры иллюстрируются  учащимися на фортепиано.

 

 

Педагог предлагает сделать сравнительно-обобщающий анализ выразительных средств каждой жанровой группы цикла.

 

Предполагаемые вопросы:

- назовите выразительные средства таких пьес, как «Подснежник»,

 «Белые ночи» , «Осенняя песнь»…

- перечислите выразительные средства пьес «Масленица», «Жатва», «Охота»,

  «На тройке», «Святки».

 

Предполагаемые ответы:

- умеренный или медленный темп, кантиленная певучая мелодия. В пьесе «Подснежник» трепетность и взволнованность придают подвижный темп и аккордовая фактура, которая многократно повторяясь, создаёт эффект «учащённого биения сердца».

- подвижный или быстрый темп способствует созданию образа активного  действия, например «Жатва».

 

Педагог наводящими вопросами предлагает проследить взаимопроникновение жанровых направлений. Например:

 

- найдите схожие выразительные средства  в пьесе «У камелька».

 

Предполагаемый ответ:

- по образному содержанию пьеса представляет собой следующую картину:

 зимний  вечер в кругу семьи возле камина, т.е. бытовая сценка. Однако, по музыкальной характеристике пьеса гораздо ближе к лирической сфере цикла.

 

 

Таким образом, делается вывод, что ряд пьес цикла совмещают в себе   черты нескольких жанров, а деление на группы весьма условно.

 

Угадайка.

В заключении занятия предлагается угадать на слух фрагменты наиболее известных пьес цикла.

 

Подводится итог:

Значение фортепианного цикла «Времена года».

 

 

 

Список используемой  литературы:

 

  1. А. Николаев.  Фортепианные произведения П.И.Чайковского. – М.: Музгиз, 1957 г.
  2. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное. – Л.: Музыка, 1972 г.
  3. Владыкина-Бачинская Н. П.И. Чайковский. – М.: Музыка, 1975 г.
  4. Никитин Б.С. Чайковский. Старое и новое. – М.: Знание, 1990 г.
  5. П.И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе. – Л.: Музыка, 1976 г.

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн