Официальный сайт nokia 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лишайники, роль лишайников в природе и жизни человека

Размещено: Надежда Васильевна Гапонова - сб, 13/12/2014 - 16:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гапонова Н.В.
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов"

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Изучить особенности строения лишайников, их роль в природе и жизни человека.

Краткое описание: 
<p>Разработка урока по теме:</p> <p>&quot;Лишайники, роль лишайников в природе и жизни человека&quot;.&nbsp; 6 класс</p> <p><strong>Цель урока: </strong>Изучить особенности строения лишайников, их роль в природе и жизни человека.</p> <p><strong>Учебные задачи:</strong></p> <p>Познакомить учащихся с особенностями строения, комплексной приспособленностью к симбиозу и практическим значением лишайников.</p> <p>Развивать навыки самостоятельности и творческого мышления учащихся.</p> <p>Воспитывать доброту и милосердие через приобщение к природе.</p> <p><strong>Тип урока: </strong>изучение нового материала.</p> <p><strong>Методы обучения: </strong></p> <p><strong>&nbsp;- информационно-разъяснительный</strong></p> <p><strong>&nbsp;- частично-поисковый</strong></p> <p><strong>&nbsp;- исследовательский</strong></p> <p><strong>Оборудование:</strong> таблица &laquo;Строение лишайников&raquo;, коллекция лишайников, лабораторное оборудование.</p>

Разработка урока по теме:

"Лишайники, роль лишайников в природе и жизни человека".  6 класс

Цель урока: Изучить особенности строения лишайников, их роль в природе и жизни человека.

Учебные задачи:

Познакомить учащихся с особенностями строения, комплексной приспособленностью к симбиозу и практическим значением лишайников.

Развивать навыки самостоятельности и творческого мышления учащихся.

Воспитывать доброту и милосердие через приобщение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

 - информационно-разъяснительный

 - частично-поисковый

 - исследовательский

Оборудование: таблица «Строение лишайников», коллекция лишайников, лабораторное оборудование.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Добрый день! Я рада видеть вас на уроке биологии.

II. Проверка домашнего задания.

Цель: актуализация знаний учащихся.

1. Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам:

- какие отделы растений вы знаете?

- какие водоросли вам известны?

- из чего состоит одноклеточная водоросль хламидомонада?

- каково значение водорослей в природе?

- какие грибы вам известны?

- что такое грибные гифы, в чем их значение?

Какие вам известны грибы-паразиты, как с ними бороться?

2. Заполните схему «Размножение грибов» на доске:

_____________               ____________             _________________

Спора Грибница       Плодовое тело

3. Заполните схему «Царства организмов»

____________        ______________    ______________   _____________

Растения                    Грибы                 Бактерии                Животные

4. Беседа по схеме «Царства организмов»

III. Изучение нового материала.

1. Учитель: Отрывок из книги К.А.Тимирязева «Жизнь растений»: «Выступит ли из волн океана водный утёс, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы, ему нипочём зимняя стужа, летний зной; медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторённому пути появляются более сложные формы жизни»

2. Анализ учащимися отрывка из книги Тимирязева.

3. Проблемная задача:

Описание Тимирязевым лишайников свидетельствует о правильности высказывания, что лишайники-пионеры растительности, то есть первые. Во-первых, чтобы доказать правильность первого утверждения (лишайники-пионеры растительности). Нам необходимо рассмотреть внешнее и внутренне строение лишайников, их питание и размножение. Во-вторых, выяснить, почему же большинство ученых склоняется к тому, что лишайники - это отдельное царство, отделив их от царства растений.

4. Внешее строение лишайников и среда обитания.

 - беседа по вопросам:

Где чаще встречаются лишайники?

Опишите, какие вы видели лишайники, растущие на деревьях.

 - самостоятельная работа учащихся с учебником стр.208,п.92.

 - рассмотрите коллекцию лишайников, рисунки, изучите внешнее строение лишайников, заполните таблицу:

Разнообразие лишайников

Кустистые

Накипные

Листоватые

 

 

 

 

5. Внутреннее строение и питание лишайников.

Учитель: Рассмотрите таблицу «Строение лишайников». Найдите 2 составляющих компонента (гриб и водоросли). Какой тип взаимодействия между этими ними?

Проблемная беседа: докажите, что для лишайников характерно взаимовыгодное сожительство водорослевого и грибного компонентов, для этого вспомните питание питание водорослей и гриба.

 - как питается водорослевый компонент?

 - как питается грибной компонент?

 - в чем их связь?

Демонстрация опыта, доказывающего строение лишайника (опыт заложен учащимися за 2 недели до урока). Учащиеся ведут наблюдения.

Опыт №1. Увлажненные кусочки лишайника выдерживают в банке при температуре 20 градусов. Для опыта лучше брать разные лишайники.

Опыт №2. Истолченные в ступке кусочки лишайника выдерживают в банке при той же температуре. Через 10-12 суток грибница сгнивает (темнеет). Одноклеточные водоросли во влажной среде размножаются и в виде зеленого налета находятся на дне и стенке банки. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что лишайники состоят из водорослей и гриба – симбиотический организм. Гриб не может отдельно существовать без  водоросли. А водоросли могут жить и размножаться без грибного компонента.

Вывод учащихся об эволюционном процессе развития симбиоза у лишайников.

6. Размножение лишайников.

Рассказ учителя с элементами беседы.

7. Значение лишайников в природе и жизни человека.

 - выступление ученика с докладом «Легенда о  манне небесной»;

 - беседа по вопросам:

какие животные питаются лишайниками?

почему лишайников мало в промышленных центах?

 - выступление учащегося с докладом «Лишайник – индикаторы чистоты воздуха».

IV. Обобщение изученного.

V. Закрепление знаний по вопросам:

Какие вы знаете типы лишайников по внешнему строению слоевищ?

Приведите примеры накипных, листоватых, кустистых лишайников. Какие из них наиболее примитивны?

Как размножаются лишайники?

Почему лишайники считаются биоиндикаторами чистоты воздуха?

VII. Подведение итогов урока, сообщение оценок.

VIII. Домашнее задание. п.92

 

 

Прикрепленный файл Размер
Разработка урока Гапонова Н.В..doc 44.5 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн