Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть узбекский видео

Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Сезонные изменения у животных»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сербина С.А.
Место работы, должность: 

станция юных натуралистов

ПДО

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Цели занятия: изучить  сезонные изменения животных

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

интернет

Используемая методическая литература: 

интернет

Используемое оборудование: 

картинки с изображением животных, дидактическая карточка.

Используемые ЦОР: 

интернет

Краткое описание: 
<p>- <strong>Сезонность </strong>- это общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года. Это явление особенно ярко проявляется в регулярной смене времен года в умеренных и северных широтах. Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы.</p> <p>&ndash; Животные обитают практически во всём температурном диапазоне, который представлен на планете.</p>

- Сезонность - это общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года. Это явление особенно ярко проявляется в регулярной смене времен года в умеренных и северных широтах. Весной и летом большинство животных размножается, дает потомство, а к концу лета и осенью у них идет подготовка к перенесению условий зимы.

– Животные обитают практически во всём температурном диапазоне, который представлен на планете. Раковинные амёбы встречаются при + 58 °С, личинки многих двукрылых могут жить при температуре около + 50 °С. Обитающие высоко в горах щетинохвостки, ногохвостки и клещи прекрасно выживают при температуре ночью около – 10 °С. Науке известен нелетающий комар – дергун, который обитает на склонах Гималаев. Он сохраняет активность даже при температуре –16 °С. В теле животного постоянно происходит обмен веществ. Его интенсивность зависит от температуры тела животного. В то же время обмен веществ обеспечивает животное энергией. На температуру тела животных оказывает влияние температура окружающей среды. При слишком сильной жаре или при слишком сильном холоде животное погибает.

– Температура, как экологический фактор, конечно же, влияет на живые организмы, и в зависимости от этого выделяют две группы животных: холоднокровные и теплокровные.

- К группе холоднокровных относят – всех беспозвоночных, рыб, земноводных и пресмыкающихся.

- К группе теплокровных животных относятся только птицы и млекопитающие.

Приспособления холоднокровных животных к зимовке.

Холоднокровные животные (например, насекомые, земноводные, пресмыкающимся) переносят зиму в неактивном состоянии зимнего покоя. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные - птицы и млекопитающие. Они обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы (пуховой, перьевой, волосяной), жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее.

Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Спячка - это состояние пониженной жизнедеятельности, наступающее у теплокровных животных в тех случаях, если пища становится малодоступной и сохранение высокой активности и интенсивного обмена веществ невозможно. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

   

-Отгадайте загадки и расскажите, что вы еще знаете об этих животных.

• Хожу в пушистой шубе,

• Живу в густом лесу,

• В дупле на старом дубе

• Орешки я грызу. (белка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

• Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее... лиса

Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.

• Хозяин лесной

• Просыпается весной,

• А зимой под вьюжный вой

• Спит в избушке снеговой.

Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому, воде. Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.

• Кто зимой холодной

• Ходит злой, голодный. (волк)

Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.

Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.

• Шапка бегает в бору

• И стволов грызёт кору. (заяц)

Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки.

• Трав копытами касаясь,

• Ходит по лесу красавец.

• Ходит смело и легко,

• Рога раскинув широко. (лось)

Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага — волка, реже медведя.

- На какие группы можно разделить этих животных?

- Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу?

 

Физминутка.

Давайте перенесёмся на минутку в лес, послушаем музыку леса и отдохнём.

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки

Плавно помашем

Это к нам птицы летят

Как они сядут

Тоже покажем –

Крылья сложили назад.для педагогов дополнительного образования

4. Самостоятельная работа

• Изменения в животном мире

По способу зимовки – __________________________ (ищут корм, залегают в спячку)

Спячка - ______________________________________ (медведь, барсук, еж, змеи)

Ищут корм – _____________________________________(лисы, волки, зайцы, мыши).

 

5. Практическая работа

- что делают насекомые, птицы, звери осенью (исследование)

Задачи:

1. У животных широко распространено такое явление как «зимний сон»; как приспособление для перенесения неблагоприятных условий, однако для ряда животных характерен и «летний сон». Дайте объяснение этому явлению.

(Это так же приспособление к перенесению неблагоприятных условий, например, жары.)

2. Многие считают, будто бы медведи, находясь в берлоге без пищи, сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные вещества и утолить голод. Однако действительно отмечено, медведи, находясь в берлоге, сосут лапу. Объясните почему.

(У медведей в феврале происходит отслаивание с поверхности подошв старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая, нежная кожица на лапах зудит и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Поэтому со стороны кажется, что медведь сосет лапу.)

3. Медведь теплокровное животное с постоянной температурой тела +36,6 С. Но во время зимней спячки температура тела его снижается приблизительно до +30С. Предположите с чем это связано?

(Во время зимней спячки все процессы в организме медведя замедленны.)

4. Ёж обыкновенный и крот обыкновенный относятся к одному отряду Насекомоядные. Но зимой ёж впадает в спячку, а крот нет. Почему?

(Ёж впадает в спячку, потому что ему нечем питаться. Крот же бодрствует, так как в земле есть личинки для корма.)

5. Где зимуют тритоны?

(на зимовку тритоны уходят в лес, где забираются под кору старых пней или зарываются глубоко с серый мох и впадают в спячку. В лютые морозы тритоны могут промерзать до костей, а с наступлением тепла они вновь оживают.)

 

6. Закрепление.

1. В чем выражается приспособленность животных и растений к переживанию зимних условий?

2. В чем разница приспособлений к среде обитания у холоднокровных и теплокровных животных? Приведите примеры.

3. Каковы причины сезонных явлений, происходящих в природе?

4. Приведите примеры приспособления животных к переживанию, зимних условий в той местности, где вы живете.

 

- Куда убежали животные?

- Кто из лесных животных, как и медведь готовится к зимней спячке?

- Как готовится к зиме заяц, лиса?

- Какие птицы улетают в теплые края?

- Как их называют?

- Почему улетают птицы осенью?

- Куда делись насекомые?

 

- Игра на внимание. Запомните лесных обитателей. Закройте глаза. Кого не стало?

 

7. Обобщение.

Ребята. Мы с вами познакомились с сезонными изменениями у животных.  Мир вокруг нас очень привлекательный и интересный, и мы живешь в нем, как в родительском доме, так как мы - тоже частичка этой природы. А чтобы нам было здесь уютно и хорошо,  необходимо оберегать окружающую среду, так как без нее мы не сможем жить. Необходимо помогать природе восстанавливать свои силы.

 

8. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали?

- Чего вы не знали?

- О чем вы хотели бы узнать?

 

9. Рефлексия.


В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно