Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рассуждение

Submitted by Оксана Николаевна Дейнекина on Tue, 06/01/2015 - 14:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дейнекина Оксана Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Николаевская СОШ", учитель русского языка и литературы

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Обучающая цель:

1) познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения;

2) сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа;

3) расширить лексический запас учащихся.

2.Развивающая цель:                      

- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.         

3.Воспитывающая цель:

- вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.Д.Шмелёв "Русский язык 5 класс"

Используемое оборудование: 
  • Презентация, мультимедийное оборудование
  • Словарь Ожегова
  • Тетради ученические
Краткое описание: 
<p>Урок изучения нового типа речи по новым ФГОСам с формированием УУД с использованием групповой и парной работы, творческим заданием3222222222222</p>

Ход урока

 

1.Вступительное слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда важно уметь доказать правильность своей точки зрения или

установить истину. Для этого существует особый тип речи - рассуждение.

– Как вы понимаете термин рассуждение?

 

2. Постановка целей и задач.

Поставьте для себя учебные задачи.

3. Повторение.

- А какие типы речи ещё существуют? Вспомните, используя таблицу. (СЛАЙД) Заполните пробелы в вашей тетради.

- Попробуйте по заголовкам к сочинениям определить  типы текстов, которые надо использовать при их написании. (СЛАЙД)

  1. Как я провёл зимние каникулы.
  2. Почему нужно беречь природу.
  3. Что такое дружба

 

  1. Изучение нового материала.

 

  • Сегодня на уроке мы будем работать над типом текста - рассуждение. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить.

А венцом нашего урока должно стать созданное вами рассуждение.

Что обозначает это  слово? Давайте заглянем в словарь. (один индивидуально)

  1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
  2. Высказывание, обсуждение.

 

- Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.

– Научимся правильно писать данное слово.

  • Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е (работа у доски. Примерный ход анализа: окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: изменении-ю, изменении-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).
  • – В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (когда что-то не получается, когда мы спорим и т.д.).
  • – Мы сейчас с вами ведем серьезный разговор. В чем задача этого разговора? По телевизору мы часто смотрим передачи, в которых люди сидят за круглым столом, разговаривают. Зачем? (они рассуждают, логически мыслят, высказывают свое мнение).

- Как вы считаете, в чем же основное отличие рассуждения от описания и повествования?

  • Инсценировка

-Саша, пойдём играть в футбол.

-Да ну! Я лучше за компьютером посижу.

-А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора. Наверное, матч будет интересным.

- Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.

- Ну, как хочешь.

 

Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема?

Можем ли мы эту тему назвать спорной? А что такое спор?

 

  • Построение рассуждения.

Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор?

А вот рассуждать можно и письменно и устно. Но надо делать это правильно.

Давайте познакомимся со структурными частями рассуждения. Для этого откройте учебник на странице 174, прочитайте материал в рамочке. Выделите эти структурные  части.

Как строится рассуждение? (тезис – доказательства – вывод).

Что такое тезис? (Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать).

– Как вы считаете, что такое доказательства? Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

– Что такое вывод, вы тоже знаете. Что это? Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

 Заполнение таблицы:

 

Части рассуждения

Пояснение

Средства связи

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

Есть школьные предметы, изучая которые вы часто прибегаете к использованию рассуждения. Приведите примеры таких рассуждений.

  • Работа в паре.

Выполните упражнение 124. Прочитайте задание. Что нужно выполнить? Что вам в этом может помочь? Обратите внимание на схему ответа  под упражнением и таблицу типов речи. Составьте устное высказывание. 1-й ряд – текст №1, второй - №2, третий - №3. У вас 3 минуты.

  • Ответы учащихся.
  • -Давайте поиграем. Мы с вами работаем в редакции газеты (слайд 10). Нам поступил заказ: исправить тексты-рассуждения.

 

1. Кого можно назвать воспитанным человеком? Однажды я ехал в трамвае. На одной из остановок вошла старушка. Я уступил бабушке место, а когда мы вышли, помог старушке донести до дому тяжелую сумку.

(Данный текст не рассуждение, а повествование, так как в нем нет тезиса. Возможный тезис: “Я считаю, что воспитанный человек должен быть заботливым, внимательным, как мой друг Коля.” Или “Воспитанный человек тот, кто заботится о старших”).

 

2. Иногда я думаю, что такое дружба… Однажды я заболел. Мой друг Петя каждый день приходил ко мне, объяснял уроки, смешил меня и читал вслух книги. Вот это дружба! (В тексте нет тезиса, вывод его не заменит).

 

  • Речевое оформление рассуждения.

- У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

Давайте познакомимся с вводными словами, которые нам помогут организовать наше рассуждение и дополним нашу таблицу вводными словами.

УПР. 125.

  • Работа в группе:

Сформулируйте тезис,  подберите и запишите несколько аргументов  на тему: «Нужно ли заниматься спортом?»

  1. Подведение итогов:

Что вы сегодня узнали? Чему научились? Что хотелось бы ещё узнать? Какие вопросы вам показались интересными и вы хотели бы над ними подумать более основательно?

  • Домашнее задание:

Ваше домашнее задание носит творческий характер. Вам необходимо написать сочинение-рассуждение по любой из тем: “Кем бы я хотел стать и почему?», «Какой из предметов в школе я больше всего люблю и почему?», «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему? ” Сколько абзацев у вас получится? Попробуйте подобрать не менее трёх аргументов для обоснования вашего тезиса. Не забудьте сделать вывод.

- Все типы речи, которые вы изучали ранее, и то, о чем мы говорили сегодня, рассуждали, описывали, встречаются в нашей жизни очень часто. Без них наша речь станет тусклой, невыразительной, неинтересной.

Прикрепленный файл Size
Конспект урока развития речи.docx 21.74 KB
Рассуждение.ppt 738 KB
Рабочая тетрадка.docx 13.47 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн