Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вода - источник жизни

Данные об авторе
Автор(ы): 
Сидыганова Алевтина Васильевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Иштымбальская  основная  общеобразовательная  школа"

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Цель: формирование знаний о значении воды, изучение свойства воды

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. О.С.Габриелян Химия, 8 - 9 классы

2. Е.А.Криксунов  Введение  в  общую  биологию  и  экологию, 9 класс

Используемая методическая литература: 

Литература

  1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии». – Ярославль.: «Академия развития».
  2. Баландин Р.К. «Экология: Человек и природа». – М.: Олма – Пресс, 2001г – (Популярная школьная энциклопедия).
  3. Ревелль П., Ревелль Ч. «Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн.2 Загрязнение воды и воздуха» - М.: Мир,
  4. Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». – М.: ТОПИКАЛ,
  5. Феоктисова Н.Ю. «Бегущие по воде» - Биология, 2002, № 37
Используемое оборудование: 

Аудиозапись  «Звуки воды», таблицы и плакаты с цитатами о воде, загадками о воде, химическое оборудование для демонстрации, глобус, физическая карта мира, таблица в рабочей тетради по характеристикам воды. Компьютер и  проектор для  презентации.

Краткое описание: 
<p>Интегрированный&nbsp; урок&nbsp; биологии, химии в 9 классе по теме &laquo;Вода &ndash; источник жизни&raquo; изучается&nbsp; в разделе &laquo;Клеточный&nbsp; уровень&raquo;, тема &laquo;Химический&nbsp; состав&nbsp; клетки&raquo;. Тип&nbsp; урока&nbsp;&nbsp; комбинированный. Данный&nbsp; урок&nbsp; может&nbsp; использоваться и&nbsp; на&nbsp; уроках&nbsp; химии&nbsp; в&nbsp; 8&nbsp; классе, географии в&nbsp; 7&nbsp; классе.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; На уроке&nbsp;&nbsp;не только систематизируются&nbsp;знания о воде как о веществе, о гидросфере, о видах загрязнения, но и продолжают формироваться элементарные экологические понятия, выявляются последствия воздействия человека на природу. Развивается познавательный интерес к глобальным проблемам современности, развиваются исследовательские навыки, навыки работы с &nbsp;Интернет-ресурсами, научной литературой, формируется активная жизненная позиция к решению экологических проблем, необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природы России.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Уроки подобной тематики можно использовать не только на уроках биологии, но и на уроках географии, химии и литературы.</p> <p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; На сегодняшний день охрана природы &ndash; проблема, актуальная для всех.</p> <p>День изо дня мы слышим по радио, узнаем из телевидения, что и растения, и животные, и воздух, и вода с её обитателями нуждаются в защите. Злободневной проблемой сегодняшнего дня является тема &laquo;питьевая вода, ее чистота и мировой запас&raquo;. В первую очередь нужно заняться водными ресурсами. Содеянное людьми уже приняло глобальное значение. И нам необходимо решать проблему защиты воды.</p> <p>Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличие воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия.</p>

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются за «круглый стол», звучит музыка.

2. Целеполагание урока.

(слайд1,2,3)

 

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою,

А в сущности просто вода…

Бережная ширь океана

И тихая заводь пруда, –

Каскад водопада и брызги фонтана,

А всё это только вода.

В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака

Вот туча идет грозовая,

В сущности только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет все растает

И будет простая вода.

 

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Тема сегодняшнего урока: «Вода – источник жизни».

  Сегодня  у нас не совсем обычный урок, так как мы будем рассматривать воду не только как биолого-химическое вещество, но и как  необходимый компонент всех живых систем и фактор, вызывающий эмоциональное состояние организмов и о многом другом, что свойственно воде. А также сегодня мы будем творить себя, свое сознание, свой разум, окунувшись в удивительный мир – воды.

И сейчас мы с вами отправимся в мир познания воды. (Звучит музыка, сопровождающаяся звуками воды.)

Актуализация.

 Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличие воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия.

Существует пословица: Вода - кровь земли. Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.

Ребята, вспомните картины лета, связанные с водой. Рассматривание  картин с изображениями воды памятна и близка всем нам. Но это не просто картины – это момент глобального круговорота воды.(слайд 4,5)

А задумайтесь на минуту о воде  и  представьте, что будет, если её вдруг  не станет? (Авария водопровода).

Учащиеся высказывают свои предположение о последствиях отсутствия воды (жажда, бытовая необходимость, вспышка заболеваний и т.д.)

Со всей очевидностью в такой ситуации мы можем сказать, что «без воды  ни туды и ни сюды». Обычно о воде не задумываемся, тогда, когда её достаточно.

3. Изучение нового материала.

1. Распространение воды на земле .(слайд 6)

Ребята, представим, что мы с вами на космическом корабле, который  поднимается  всё выше и выше над нашей планетой. Смотрите, какая красивая, голубая наша планета! Почему она имеет такой цвет? И почему её называют «голубая планета»? (Ответы учащихся. )

Сообщение учащийся. (приложение №1  Распространение воды в природе)

 Таким образом, вода на нашей планете самое распространенное вещество, которое бывает в трёх агрегатных состояниях. Перечислите агрегатные состояния воды. (твердый, жидкий, газообразный).

Многие поэты стихи посвящали морю, реке, дождю, показывая неповторимую красоту воды.

2. Физические свойства воды. (слайд 7)

Так много было сказано о красоте воды,  а теперь рассмотрим,  что  представляет собой вода, т.е. какими физическими свойствами она обладает.

Сообщение ученика. (приложение № 2 Свойства  воды)

Заполнение схемы

Таким образом, физические свойства воды обуславливают, что на Земле вода может находиться в трёх агрегатных состояниях, испарение может происходить даже с поверхности льда, поэтому зимой бельё на улице высыхает, в водоёмах образует растворы.

3.Химические свойства воды. (слайд 8,9)

В энциклопедическом словаре  сказано: « Вода, жидкость без запаха, вкуса, цвета, вступает в реакции…». А с чем взаимодействует вода?

Работа в группах. Изучение химических свойств воды, демонстрация уравнений на доске, показ реакции нейтрализации, используя индикатор фенолфталеин.

1. Вода реагирует с активными металлами. Образуются растворимые гидроксиды (щёлочи)  и водород.

2Li +2HOH = 2 LiOH +H2

2. Вода реагирует с менее активными металлами при нагревании. Продукты реакции – оксиды металлов и водород.

Zn +H2O = ZnO +H2

3. Вода реагирует с некоторыми неметаллами.

C +  H2O = CO +H2

4. Вода реагирует с оксидами активных металлов, при этом получаются растворимые гидроксиды (щёлочи).

Li 2О + H2O = 2LiOH

5. Вода реагирует почти со всеми оксидами неметаллов с образованием кислот.

SO3 + H2O = H2 SO4

6. Под действием электрического тока или при высокой температуре вода разлагается.

2 H2O =  H2+O2

7. Нейтрализация.

HNO3 + KOH = KNO3 + H2O

 Таким образом, вода является реагирующим веществом, продуктом реакций и хорошим растворителем. Выполнение заданий.(слайд 14,15,16)

4. Значение воды в жизни растений, животных и человека.

Вопрос: Какое значение имеет вода для организма человека, животных?

Сообщение ученика. Значение воды для живых  организмов.

Таким образом, вода в жизни живых организмов играет важную роль, без воды немыслима жизнь.

5. Загрязнения воды.

Вопрос: Что вам известно о загрязнении воды? Считаете ли вы эту проблему важной? Каковы источники загрязнения?

Обсуждение и составление основных видов загрязнений воды: Существуют несколько видов загрязнений: механические; химические; бактериальные и биологические; радиоактивные; тепловые; пестициды;

синтетические активные вещества; соединения с канцерогенными свойствами; тяжелые металлы; сброс отходов в море с целью захоронения.

Составление актуальности проблемы загрязнений воды.

Проблема сохранения качества воды является на данный момент самой актуальной. Науке известно более 2,5 тыс. загрязнителей природных вод. Это пагубно влияет на здоровье населения и ведет к гибели рыб, водоплавающих птиц и других животных, а также к гибели растительного мира водоёмов. При этом не только ядовитые химические и нефтяные загрязнения, избыток органических и минеральных веществ, поступающих со смывом удобрений с полей, опасны для водных экосистем. Очень важным аспектом загрязнения водного бассейна Земли является тепловое загрязнение, которое представляет собой сброс подогретой воды с промышленных предприятий и тепловых электростанций в реки и озера.

6. Охрана воды. (обсуждение ситуаций).(слайд 10)

 Вопрос: Изменяется ли количество пресной воды на планете?

Нет, т.к. существует круговорот воды, осуществляемый в основном за счет энергии Солнца, хотя и организмы оказывают на него воздействие. Наличие круговорота основано на том, что поверхности океана испаряется больше воды, чем выпадает над океанами в виде осадков. "Лишняя” испарившаяся вода переносится в виде осадков над сушей и поступает обратно в океаны с поверхностным речным стоком и через грунтовые воды.

Вопрос: Почему же мы говорим тогда о нехватке пресной воды?

Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресную воду приходится всего 2 %. Важным источником воды является подземная вода. Раньше она считалось наиболее чистым. Но в настоящее время многие источники подземной воды также подверглись загрязнению. Нередко это загрязнение настолько велико, что вода из них стала не пригодной для питья.

Родник – это источник питьевой воды. На территории нашей местности имеется большое количество родников. Из них чуть больше половины используется людьми, а остальные забыты, заброшены или утеряны.

Учениками кружка «Живая природа» изучено состояние родников нескольких деревень. Исследование показало, что на территории нашего сельского поселения существует угроза исчезновения родников, так как велика их загрязненность и запущенность. Решить проблему сохранения родников можно совместно. Для этого необходимо постоянно проводить акции по очистке территории вокруг родников. Мы, живущие на земле. Всегда должны заботиться о сохранении чистоты родников, не оставлять после себя груды мусора.

Главное – не сидеть на месте. Ведь под лежащий камень, как известно,  вода не течет. Ни грязная, ни чистая, ни простая, ни святая.

Таким образом, мы узнали, что запасы питьевой воды с каждым годом уменьшаются. Мы должны беречь пресную воду, экономно ее использовать. Для этого мы не должны загрязнять водоемы, нам следует чистить и ухаживать за родниками.

7. Рефлексия

Ребята, какой вывод мы можем сделать по уроку «Вода – источник жизни»

(Учащиеся высказывают свои заключения по проделанной работе.)

Результатом вашей работы стала заполненная по ходу урока таблица  в рабочей тетради. (Учащиеся сдают рабочие тетради, с заполненной таблицей по ходу урока. Рабочая страница с таблицей оформляется на предыдущем уроке.)

6. Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Лечебные свойства воды». Подготовить презентацию о воде.

Прикрепленный файл Size
Вода-источник жизни.ppt 7.06 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн