Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Циклические формы инструментальной музыки: инструментальный концерт, сюита

Фото пользователя Ирина Волкова
Submitted by Ирина Волкова on вс, 01/02/2015 - 15:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волкова Ирина Андреевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №8 н.п. Североморск-3, учитель музыки

Регион: 
Мурманская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Цель: обобщить и систематизировать представления семиклассников об особенностях циклических форм  инструментальной музыки.

Задачи:

  • научить проводить интонационно-образный анализ музыки; обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • формировать умение осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве;
  • воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка.: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 5-е изд. .- М.: Просвещение, 2011.
Используемая методическая литература: 
  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 7 класс: пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2007.
Используемое оборудование: 

ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск

Краткое описание: 
<p>урок музыки в 7 классе</p>

Волкова И.А. Урок музыки в 7 классе. Критская.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

 

УРОК 22: Циклические формы инструментальной музыки: инструментальный концерт, сюита- 1 час

 

СОДЕРЖАНИЕ темы: Углубление знакомства с циклическими формами: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Углубление знакомства с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. ван Бетховена, С.С. Прокофьева, В. А. Моцарта.

 

Цель: обобщить и систематизировать представления семиклассников об особенностях циклических форм  инструментальной музыки.

Задачи:

  • научить проводить интонационно-образный анализ музыки; обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • формировать умение осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве;
  • воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.

 

Музыкальный материал: «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано А. Шнитке; «Кончерто гроссо» А. Шнитке; песня «Дорога добра» М. Минкова, Ю. Энтина.

Оборудование: ноутбук, мультимедийные проектор, экран, магнитофон, CD диск, портреты композиторов.

ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент

СЛАЙД 1

Фоновый рисунок «Камерная музыка»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с особенностями драматургии камерной музыки.

2 этап: повторение пройденного материала

- Вспомните,  какую музыку мы называем камерной? (вид музыкального искусства, исполняемый солистом или ансамблем в небольших, в том числе домашних, помещениях)

- Перечислите основные этапы развития камерной музыки?

СЛАЙД 2

Этапы развития КАМЕРНОЙ музыки

 

16 век

в Италии КАМЕРНАЯ  Музыка предназначалась для музицирования в придворных кругах, в Академиях, для домашнего досуга

17 век

к КАМЕРНОЙ  Музыке причислялись вокальные и инструментальные жанры, исполняемые вне церкви и оперы (канцона, кантата, мадригал, дуэт, соната, фантазия, каприччио). Состоящие на придворной службе музыканты именовались "камерными" или «камер-музыкантами».

18 век

До конца 18 в. не существовало четких границ между инструментальной и оркестровой музыкой КАМЕРНОЙ Музыкой, т.к. все оркестры того времени были камерными – небольшими по составу

- Назовите имена известных вам композиторов-романтиков 19 века, авторов камерных миниатюр? (ответы обучающихся)

Предлагаю вам сыграть в музыкальную викторину и угадать названия камерных миниатюр этих композиторов и определить их жанр.

СЛАЙД 3

Музыкальная викторина

СЛУШАНИЕ: «Жаворонок» М. Глинка - РОМАНС

СЛУШАНИЕ: «Прелюдия №20» Ф. Шопен - ПРЕЛЮДИЯ

СЛУШАНИЕ: «Каприс №24» Н. Паганини - КАПРИС

СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсон  - ПЕСНЯ без слов

СЛУШАНИЕ: «Сладкая грёза» П. Чайковский -  ПЬЕСА

СЛУШАНИЕ: «Серенада» Ф. Шуберт – ПЕСНЯ

 

На прошлом уроке мы говорили двух формах камерной инструментальной музыки.

- Назовите их? (ответы обучающихся)

- Вспомните понятие ЭТЮД? (это пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на каком-либо инструменте)

Мы познакомились с этюдами двух известнейших композиторов ПОЛЬШИ и ВЕНГРИИ?

- Назовите их имена? (Фредерик Шопен и Ференц Лист)

- Какие этюды этих композиторов мы слушали и анализировали? («Этюд №12» («Революционный») Ф. Шопена и этюд «Метель» Ф. Листа)

- Что общего между ними? (ответы обучающихся)

- Какие чувства вызвали у вас эти произведения? (ответы обучающихся)

- Какой музыкальный образ создан в каждом из этих сочинений? (ответы обучающихся)

На прошлом уроке мы так же говорили о таком музыкальном термине, как ТРАНСКРИПЦИЯ.

- Вспомните это понятие? (это переработка, переложение музыкального произведения)

- Назовите имя самого известного автора фортепианных транскрипций произведений Ф. Шуберта, Н. Паганини и Л. ван Бетховена? (Ференц Лист)

Мы слушали и анализировали фортепианные транскрипции Ф. Листа «Лесной царь» и «Этюд по Капрису № 24 Н. Паганини».

- Какими средствами передал композитор содержание песни Шуберта? (ответы обучающихся)

- Что усилил Ф. Лист в своей пьесе – лиризм, драматизм или трагизм? (ответы обучающихся)

- Почему для фортепианной транскрипции «Каприса №24» Н. Паганини Ф. Лист выбрал жанр ЭТЮДА? (ответы обучающихся)

СЛАЙД 4

Таблица в тетради

3 этап: изучение нового материала

СЛАЙД 5

ТЕМА «Циклические формы инструментальной музыки» + понятие

Сегодня тема урока: «Циклические формы инструментальной музыки». (стр. 98-99 учебника)

Циклическая музыкальная форма - музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно самостоятельных частей, различных по образному содержанию и структуре. Основными циклическими формами являются сюита и сонатная форма.

Циклические формы в музыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла.

В истории академической музыки известны циклы «прелюдия-фуга», сюитные циклы, сонатно-симфонические циклы. Циклом может называться также ряд связанных между собой произведений  или концертных программ. Во внеакадемической музыке (джазе, роке) к циклическим формам могут тяготеть концептуальные альбомы и отдельные крупные произведения.

СЛАЙД 6

«Циклические формы инструментальной музыки» схема

 

Цикл «прелюдия-фуга»

 

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Он предполагает функционализацию прелюдии как импровизационного вступления к фуге.

 

Циклы «прелюдия-фуга» могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формального или тематического принципа. Наиболее известный пример — «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, построенный по принципу определенного чередования ладотоновых соответствий.

Пример из музыки XX века — «24 прелюдии и фуги» д. д. Шостаковича.

 

Сюитный цикл

 

Для сюиты, известной с XVI века, характерны: связь отдельных частей произведения с традиционными прикладными (песенными, танцевальными) жанрами, простота строения частей; контрастное сопоставление частей; тенденция к единству или ближайшему родству тональностей частей.

 

Вершины жанра в музыке барокко — сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, в классический период — В. А. Моцарта и Й. Гайдна. В XIX веке крупные композиторы обращались к жанру сюиты в основном в целях стилизации (Э. Григ, М. Равель и др.).

 

В XX веке жанр сюиты был существенно переосмыслен, к нему применены новые приемы (таковы, например, додекафонические оркестровые сюиты А. Шёнберга и А. Берга), охвачен новый материал (так, в сюите П. Хиндемита «1922 год» использованы модные танцы соответствующего времени: шимми, бостон, регтайм).

 

К сюитной форме тяготеют и некоторые произведения неакадемической музыки (в основном, прогрессивного рока). В качестве примеров можно назвать «Lizard» с одноименного альбома рок-группы King Crimson и «Atom Heart Mother» с одноименного альбома группы Pink Floyd. Однако «рок-сюитами» часто называют и композиции, тяготеющие скорее к свободным и смешанным формам (в традиционной музыкально-теоретической терминологии).

 

Сонатно-симфонический цикл

 

К сонатно-симфоническому циклу относятся наиболее абстрактные жанры академической музыки, такие как симфония, соната, квартет, концерт. Для него характерны:

  • абстрагирование от прикладного характера музыки (даже если в качестве материала какой-либо части использован прикладной материал);
  • возможность образно-смысловых контрастов между отдельными частями (вплоть до их прямого противопоставления);
  • сложное тональное развитие;
  • устоявшиеся функции и формы отдельных частей (характерные для отдельных жанров сонатно-симфонической музыки).

 

Классическая соната формировалась в течение XVIII века, вершины развития достигла в венской классике и остается, с некоторыми оговорками, живым жанром. Симфония как жанр сформировалась в середине XVIII века, вершины развития достигла также в венской классике и остается живым жанром академической музыки.

Квартет приобрел форму сонатного цикла в творчестве Й. Гайдна и далее развивался в творчестве венских классиков. Во второй половине XX века для многих произведений этого жанра стал свойствен лейтмотивный и монотематический принципы.

Концерт как разновидность сонатно-симфонического циклического произведения, для которого характерно противопоставление звучания полного состава ансамбля и отдельных групп или солистов, сложился в известном ныне виде к концу XVIII века.

К циклическим формам инструментальной музыки обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники.

 

Сегодня мы знакомимся с одним из таких отечественных композиторов, имя которому Альфред Гарриевич Шнитке.

 

СЛАЙД 7

А. Г. Шнитке (портрет)

 

Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать - Мария Фогель - была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.
В 1958 году Шнитке окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, в 1960-м был принят в Союз композиторов, в 1961-м окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция).

В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля начиная со второй половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики» (выдающийся музыкальный аналитик, Шнитке неоднократно публиковал свои теоретические очерки, в частности посвященные Шостаковичу и Стравинскому). В соответствии с этой концепцией речь идет о выражении «нового плюралистического музыкального сознания», которое «в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность – понятие стиля как стерильно чистого явления». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». «Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно».

Критики отмечали его могучий талант, свободное владение всем существующим сегодня разнообразием жанров и невероятную трудоспособность. Каталог произведений Шнитке включает 70 названий, не считая ранних сочинений и прикладной музыки. Среди произведений композитора: оперы - "Одиннадцатая заповедь" и "Жизнь с идиотом", балет "Лабиринты", оратория "Нагасаки", прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича, кантата "История доктора Иоганна Фауста" и др.
Шнитке очень много и плодотворно работает в кино. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе: "Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим.
Очень рано пришло к Шнитке широчайшее международное признание. Премьеры его произведений всегда становились мировым культурным событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижеров современности. Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств, Шведской королевской музыкальной академии, Баварской академии изящных искусств, был избран почетным членом Гамбургской академии изящных искусств.

Шнитке удостоен премии "Триумф" - императорской премии Японии.
В то же время в российских музыкальных кругах существовала и стойкая оппозиция Шнитке. Эти люди считали его "ненастоящим" композитором, дутой знаменитостью, поднятым на щит падким на скандалы Западом.
Между тем неуемная творческая активность Шнитке негативно сказывалась на его здоровье. Кроме того, он сильно переживал за своего сына Андрея (родился в середине 60-х), который страдал врожденным пороком сердца, что требовало особого внимания со стороны родителей. Шнитке порой спал по 3-4 часа в сутки. В июне 1985 года он уехал отдыхать в Пицунду, в Дом творчества кинематографистов, и именно там у него случился первый инсульт.

Восьмидесятые годы стали для композитора этапом синтеза лирического и мелодического начал, расцветших в ретро, с громадами симфонических концепций предыдущего периода. Во Второй симфонии к сложной оркестровой ткани он добавил контрастный план в виде подлинных одноголосных григорианских песнопений - под куполом современной симфонии зазвучала древнейшая месса. В Третьей симфонии, написанной к открытию нового концертного зала Гевандхауз (Лейпциг), в виде стилистических намеков дана история немецкой (австро-немецкой) музыки от средневековья до нынешнего дня, использовано более 30 теммонограмм композиторов. Это сочинение завершается проникновенным лирическим финалом.
Второй струнный квартет явился синтезом древнерусской песенности и драматической концепции симфонического плана. Весь его музыкальный материал составляют цитаты из книги Н. Успенского "Образцы древнерусского певческого искусства" - одноголосные погласицы, стихиры, трехголосные гимны. В некоторых моментах подлинное звучание сохранено, в основном же оно сильно трансформировано - ему придана современная гармоническая диссонантность, лихорадочная взвинченность движения.
В кульминации этого произведения драматизм обострен до введения натуралистического плача, стона. В финале средствами струнного квартета создана иллюзия звучания невидимого хора, исполняющего старинный распев.
Одним из самых впечатляющих сочинений Шнитке стала его кантата "История доктора Иоганна Фауста" (1983). Традиционный для европейской культуры образ чернокнижника, продавшего душу дьяволу за жизненное благополучие, раскрыт композитором в самый драматический момент его истории - момент кары за содеянное, справедливой, но ужасающей.

В 1985 году в крайне сжатый срок Шнитке написал два крупных и значительнейших своих сочинения - хоровой Концерт на стихи армянского мыслителя и поэта десятого века Г. Нарекаци и альтовый Концерт. Если хоровой Концерт а сарреllа полон лучезарного света, то альтовый Концерт стал звучащей трагедией, которую уравновесила только красота музыки.

Есть у Шнитке и произведения, предназначенные для сцены. В 1985 году он написал балет "Эскизы". В 1987-м появился третий его балет - "Пер Гюнт", а первым был "Лабиринты", сочиненный еще в 1971 году.
В 1990 году Шнитке переезжает жить в Германию. Здесь он написал оперу "Жизнь с идиотом" (1991). Здесь композитор и умер в 1998 году.

 

Вашим домашним заданием было записать в тетрадь 5 интересных фактов из жизни композитора А. Шнитке.

 

Проверка домашнего задания

Сравним ваши работы с моей.

СЛАЙД 8

5 интересных фактов из жизни композитора А. Г. Шнитке

 

Музыка А. Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий – от 18 до 20 века.  Свободное совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки.

СЛАЙД 9

Полистилистика – это…

 

ПОЛИСТИЛИСТИКА –  музыкальная концепция,  выдвинутая А. Шнитке в середине 70-х годов и ставшая отличительной стилистической особенностью его музыки.

- Что она означает? (намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений)

Как основные формы проявления этой тенденции выделяются:

  • принцип цитирования;

СЛАЙД 10

Цитирование это…

 

  • принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль).

 

Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного».

 

СЛАЙД 11

«Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра» А. Г. Шнитке

 

Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных инструментальных произведений А. Шнитке. Это «Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра». Он имеет старинное название «Concerto grosso» (в переводе с итальянского – большой концерт) В этом концерте взаимоотношения между солистами и оркестром также,  как и в старинных инструментальных концертах И. Баха и А. Вивальди.

Партии солистов не довлеют над оркестром, а подчинены какому-то высшему порядку, высшим взаимоотношениям с оркестром.

Один из фрагментов «Concerto grosso» композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко (фото на стр. 99)

«Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел, как они играют… Их сценическое поведение доставляет слушателям и зрителям эстетическое наслаждение»

Послушайте 5-ю часть концерта А. Шнитке (рондо).

 

СЛУШАНИЕ: «Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра»

                          5-я часть А. Шнитке

 

- Какие черты старинной музыки слышны в этом современном произведении? (ответы обучающихся)

Вслушайтесь в начальные такты главной темы. Сравните это звучание с главной мелодией «Чаконы» И. С. Баха.

- Есть ли между ними сходство? (ответы обучающихся)

СЛАЙД 12

Домашнее задание

 

Рассмотрите внимательно представленные картины.

- Какие из этих картин можно назвать созвучными произведению А. Шнитке? Поясните свой ответ?

СЛАЙД 13

«Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра»

 А. Шнитке (АВИ)

СЛАЙД 14

«Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра»

 А. Шнитке (МПЕГ)

 

4 этап: домашнее задание

 

СЛАЙД 15

Домашнее задание

Подготовить сообщение на одну из предложенных тем:

«Соната №8» (Патетическая) Л. Ван Бетховена;

- «Соната №2» С. С. Прокофьева;

- «Соната №11» В. А. Моцарта.

 

5 этап: подведение итогов урока

 

Подведём итоги. Сегодня мы начали разговор о Циклических формах инструментальной музыки.

 

- Вспомните понятие циклической музыки? (ответы обучающихся.)

- Приведите примеры известных вам музыкальных произведений, написанных в циклической форме? (ответы обучающихся)

К циклическим формам инструментальной музыки обращались не только композиторы прошлого, но и наши современники.

Сегодня мы знакомились с одним из таких отечественных композиторов, имя которому Альфред Гарриевич Шнитке.

- Вспомните название музыкальной теории, сформулированной А. Шнитке в 70-х годах? (полистилистика)

- Назовите понятие ПОЛИСТИЛИСТИКА? (ответы обучающихся)

- Вспомните основные формы проявления этой тенденции? (ответы обучающихся)

 

Спасибо за работу на уроке!

 

СПИСОК Литературы:

 

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 7 класс: пособие для учителя .- М.: Просвещение, 2007.
  2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка.: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 5-е изд. .- М.: Просвещение, 2011..

 

ИНТЕРНЕТ-ресурсы:

 

  1. Классическая музыка. http://classic.chubrik.ru
  2. САЙТ Музыка нет. Словарь музыкальных терминов. http://muzyka.net.ru/slovar/a/
  3. Сайт Глоссарий.ру. Циклические музыкальные формы (понятие). http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RWoqro,lxqol!szn:qgr;t:l!(uws

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн