Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Закон Всемирного тяготения

Фото пользователя Азат Рауфович Каримуллин
Submitted by Азат Рауфович Каримуллин on Wed, 11/02/2015 - 00:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каримуллин А.Р.
Место работы, должность: 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кирельская основная общеобразовательная школа»
Кирельского сельского поселения
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

Изучить закон всемирного тяготения, показав его практическую значимость. Более широко раскрыть понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомить учащихся с областью действия гравитационных сил.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
9
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.      Учебник Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9. Дрофа

Используемая методическая литература: 

1.      Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник “Физика”, 9 класс.

2.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]// http://school-collection.edu.ru/catalog/res/84cb4bdb-a930-4333-bf0e-bf4a...

3.      http://class-fizika.narod.ru/9_13.htm

4.      http://www.biografguru.ru/about/nyuton/?q=1964

Используемое оборудование: 

Мультимедиа-проектор

Используемые ЦОР: 

1.      Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник “Физика”, 9 класс.

2.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]// http://school-collection.edu.ru/catalog/res/84cb4bdb-a930-4333-bf0e-bf4a...

3.      http://class-fizika.narod.ru/9_13.htm

4.      http://www.biografguru.ru/about/nyuton/?q=1964

Краткое описание: 
<p><strong>Задачи урока:</strong></p> <p><strong>Обучающие:</strong></p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; добиться усвоения учащимися знания о законе всемирного тяготения; изучение основных законов природы;</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; усвоения закона всемирного тяготения.</p> <p><strong>Развивающие:</strong></p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; развивать внимание и речь;</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; умение слушать и систематизировать полученные знания;</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; развитие логического мышления (умение классифицировать факты, делать выводы);</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; развивать речь, мышлении, совершенствовать умственную деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы; выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты.</p> <p><strong>Воспитывающие:</strong></p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; воспитывать интерес к изучению физики;</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; умение работать в совместной деятельности с преподавателем;</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; коммуникативные качества личности;</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; формировать систему взглядов на мир</p> <p>&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; воспитывать интерес к творческой и исследовательской работе</p>

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

Исаак Ньютон (слайд 1)

Запишите тему урока: “Закон Всемирного тяготения” (слайд 2)

II. Актуализация знаний. Разминка (8 мин.)

Для повторения вашему вниманию предлагаются задания с выбором ответа. Повторение по теме “Второй и третий закон Ньютона”:

1. Причиной возникновения ускорения является (слайд 3)

1.      Изменение скорости тела

2.      Действие на тело других тел с некоторой силой

3.      Изменение траектории тела

2. Второй закон Ньютона можно записать так:

1.     

2.     

3.     

3. Вектор ускорения совпадает по направлению с вектором (слайд 4)

1.      Скорости

2.      Перемещения

3.      Равнодействующей силы

4. Третий закон Ньютона формулируется так: силы, с которыми два тела действуют друг на друга:

1.      Равны по модулю и противоположны по направлению

2.      Противоположны по направлению и не равны по модулю

3.      Равны по модулю и имеют одинаковые направления

5. Единица измерения силы в СИ: (слайд 5)

1.      Джоуль

2.      Ватт

3.      Ампер

4.      Ньютон

6. Какая формула правильно отражает смысл третьего закона Ньютона:

1.      F1 = F2

2.      F1 = -F2

3.     

4.     

7. Если равнодействующая сил, приложенных к телу, не равна нулю, то тело движется (слайд 6)

1.      С ускорением

2.      С постоянной скоростью

3.      Сначала с постоянной скоростью, а затем с ускорением

8. Силу, действующую на тело, можно вычислить по формуле:

1.     

2.     

3.     

III. Изучение нового материала. (15 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил.

Сегодня мы поговорим о великой силе природы – силе всемирного тяготения. Тысячелетиями жаловался человек на эту силу. Она не позволяла строить многокилометровые башни (верхние этажи своей тяжестью давили на нижние - строение разрушалось), мосты через широкие реки (чуть просчитывались инженеры – и они с грохотом обрушивались). Между тем человек и не подозревал, как этой силе он обязан.

Именно она собирает воды планеты, образуя моря и океаны, удерживает голубую атмосферу Земли, да и саму Землю на орбите вокруг Солнца. Не будь этой силы, Земля и другие тела нашей планетной системы – от мельчайшего астероида до гигантского Юпитера – понеслись бы в разные стороны в черное пространство Вселенной. А сама Вселенная? И она не устояла бы без силы всемирного тяготения – галактики распались бы. (слайд 8)

Человек заставил служить себе эту силу.  С древних лет она направляла потоки воды, на пути которых человек строил плотины и ставил турбины, она совершала работу в первом паровом двигателе английского кузнеца Ньюкомена, заставляла качаться маятники часов. Человек запустил искусственный спутник Земли, и могучая сила тяготения понесла его именно по расчетному пути.

Первый вопрос нашего урока:

IV. Открытие закона всемирного тяготения

Закон всемирного тяготения был установлен И. Ньютоном путем обобщения результатов, получе6нных известными астрономами. Важную роль сыграли закономерности движения планет, обнаруженные немецким астрономом И. Кеплером (1571–1630) в результате обработки астрономических наблюдений и информации датского астронома Тихо Браге.

Ньютон открыл закон ещё в 1666 году, но сверяя свою теорию с данными опыт, он обнаружил расхождения и не стал публиковать свои результаты. Позднее выяснилось, что данные, которыми пользовался Ньютон оказались неточными. Получив в свое распоряжение новые данные , ученый убедился в том, что открытый им закон верен .

Формулировка закона: (слайд 9)

Сила гравитационного притяжения любых частиц прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:

где m1 – масса первого тела;

m2 – масса второго тела;

r - расстояние между телами;

G – гравитационная постоянная.

гравитационная G = 6,65 * 10-11 Н*м2/кг2.

V. Применение закона.

  1. Свойства сил всемирного тяготения.
  1. Сила всемирного тяготения направлена вдоль прямой, соединяющей материальные точки, т.е. центры масс двух тел (эти силы центральные);
  2. Это сила только сила притяжения;
  3. Т.к. взаимодействуют каждые из двух тел, то по третьему закону Ньютона они направлены вдоль одной прямой и противоположно направлены;
  4. Эти силы приложены к разным телам, поэтому они не могут друг друга компенсировать;
  5. По природе эти силы гравитационные;
  6. Эти силы нельзя экранировать;
  7. Они действуют на любые тела Вселенной.

 

VI. Значение закона всемирного тяготения. (слайд 12)

В результате открытия Ньютона выяснилось, что множество, казалось бы, разнородных явлений: падение тел на Землю, движения Луны и Солнца, отливы и приливы и т. д. – представляет собой проявление одного и того же закона природы – закона всемирного тяготения. Этот закон вместе с законами движения Ньютона составляет основу небесной механики.

Всемирное тяготение объясняет устойчивость Солнечной системы, движения планет и других тел. Луна сохраняет свою орбиту благодаря силе притяжения Земли; Земля удерживается на своей траектории силой притяжения Солнца.

С помощью закона всемирного тяготения стало возможным вычислить массу Солнца и планет и их плотности. (слайд 13)

Закон всемирного тяготения позволяет объяснить морские приливы и отливы притяжением Луны (пояснить с помощью чертежа).

На основании закона были открыты планеты Нептун и Плутон. (слайд 14)

Пользуясь законом всемирного тяготения, точно определяют время и место солнечных и лунных затмений.

VII. Разбор одной задачи и решение учениками двух задач. (13 мин.)

. Работа сильных учеников с тестовым заданием.

1. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если расстояние между ними уменьшить в три раза?

а) увеличится в 3раза

В) уменьшится в 3 раза

с) увеличится в 9 раз

д) уменьшится в 9 раз

е) не изменится

2. Как изменится сила притяжения между двумя шарами, если массы взаимодействующих тел увеличить в три раза?

а) увеличится в 3 раза

В) уменьшится в 3 раза

с) увеличится в 9 раз

д) уменьшится в 9 раз

е) не изменится

3. С какой силой притягиваются два вагона массой по 90 т каждый, если расстояние между нами 2 км?

а) 3,5 10-8 Н

В) 21,5 10-8 Н

с) 13,5 10-8 Н

д) 4,9 10-8 Н

е) 16 10-8 Н

IIX. Рефлексия учебной деятельности (1 мин.) (слайд 17)

Подведение итогов.

оценка работы на уроке.

IX. Домашнее задание (1 мин.) (слайд 18)

Параграф 15, упр.15 (4), вопросы к параграфу № 1-7; Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика Дрофа 2012.

Использованные источники

1.      Учебник Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9. Дрофа

2.      Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В.Перышкина, Е.М.Гутник “Физика”, 9 класс.

3.      Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // [Электронный ресурс]// http://school-collection.edu.ru/catalog/res/84cb4bdb-a930-4333-bf0e-bf4a...

4.      http://class-fizika.narod.ru/9_13.htm

5.      http://www.biografguru.ru/about/nyuton/?q=1964

 

Прикрепленный файл Size
Урок Сила всемирного тяготения Каримуллин А Р.doc 65.5 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн