Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Современные технологии проблемного обучения. Урок - дискуссия. Урок - диспут.

Submitted by Нина Александровна Горельцева on Wed, 25/02/2015 - 02:12

Урок - дискуссия требует большой подготовки не только о стороны учителя, но и со стороны учащихся. Формирует культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется огромная роль в учебном процессе.

Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы избранная проблема:

- имела различные решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов;

- была актуальной, острой, важной (для данного региона или страны в целом);

- требовала для своего решения совместных действий, организации совместных действий;

- имела личностно значимый характер.

Цель: рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решения заданий.

Ход урока:

Вводный этап.

Подготовка и включение класса в дискуссию. Формулируется проблема (записывается на доске), определяются основные точки зрения участников, а также регламент, правила и условия обсуждения, распределяются роли, раздается необходимый дидактический материал. Проблемный вопрос учитель переводит в проблемную ситуацию путем его углубления и расширения, поиска новых граней его решения, сопоставления различных гипотез, выдвижением альтернатив.

Основной этап.

Этап подведения итогов.

Делается краткое резюме,  суммируются высказанные мнения, обсуждаются пути дальнейшей работы, применения полученных выводов. Учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли шло обсуждение, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на результаты, выявляются наиболее активные и пассивные участники, выставляются оценки, дается домашнее задание.

Тема урока: «Политический портрет М.С. Горбачева»

Подготовительная работа

На первом этапе класс делится на три условные группы: сторонников проводимого события, противников и экспертов. Проведение консультаций с группами, работа учащихся с предложенной дополнительной литературой, обсуждение вопросов с участниками, как реальными очевидцами происходящих событий, просмотры видеофильмов по теме.

Учитель при подготовке к уроку является консультантом.

Ход урока

Обсуждение предлагаемых тем. Задания рабочим группам.

Обобщающее слово учителя.

Задание рабочим группам

Сторонникам Горбачева: используя материалы СМИ и учебного пособия, подобрать факты, положительно характеризующие М.С. Горбачева как политика – реформатора.

Противникам Горбачева: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности Горбачева.

Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.

Памятка участнику дискуссии:

- умей выслушать;

- главное – логика и факты;

- мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

В ходе урока последовательно обсуждаются следующие темы:

- «Антиалкогольная компания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против».

- «Первые шаги - опора на ленинские принципы».

- «Изменения в экономике – курс на ускорение».

- «Распад СССР или развал СССР?»

На доске записываются тема дискуссии и цитаты из книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира»:

«Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества.

Мы заново открываем самих себя… Нами движут идеи октября, идеи Ленина, интересы советского народа.

Все мы – ученики, а учитель – жизнь, время. Я верю: будет расти понимание, что в результате перестройки в широком смысле этого слова мир сблизится».

Схема «Эволюция перестройки».

1-й этап: апрель  1985 г. -июнь 1989 г.;

- от власти партократии к Советам;

- законодательно закреплен принцип народовластия.

2- й этап: июнь 1989 г. – 12 июня 1990 г.:

- консолидация;

- формирование партий;

- провозглашение суверенности в рамках Союза.

3-й этап: июнь 1990 г. – 21 августа 1991 г.:

- попытка военного переворота.


 

Урок - диспут. 

Диспут – это публичный спор на общественно важную тему. Проводится, как правило, по проблемам, в которых большое значение имеет личное мнение. Такие проблемы учитель находит чаще всего при изучении межличностных отношений, нравственности, культуры. Проводят диспут в старших классах в игровой форме. Организовать игру можно по следующим правилам:

- делят класс на команды: один ряд – одна команда;

- каждая выбирает себе подзащитного;

- команда должна найти «достоинства» своего и все «недостатки» чужого (команды  соперницы) подзащитного.

Члены каждой команды сначала говорят о «плюсах» своего подзащитного, потом выслушивают «соперников» о его «минусах».

Побеждает та команда, которая найдет максимальное число преимуществ у своего «подзащитного» и максимум недостатков у «подзащитных» соперников.

Подготовка диспута осуществляется группой учащихся, которая проводит анкетирование, позволяющее выявить различные точки зрения по теме диспута.

Перед занятием учащимся даются вопросы, по которым противостоят различные мнения, указывается литература, позволяющая обдумать различные подходы к обсуждаемой проблеме. На уроке – диспуте выступают представители различных точек зрения. От них требуются аргументы в пользу своих взглядов. Итог диспута – не определение того,  кто прав и кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами.

Примерная тематика

История, 8 класс

  1. Славы или позора достоин Иван Грозный?
  2. В политике кто гений, кто злодей? (о Петре 1)
  3. Почему на гробнице А.В. Суворова краткая надпись: «Здесь лежит Суворов»?

9 класс

1. Кто он – гений или злодей? (о Наполеоне Бонапарте)

10-11 классы

1. «Белое движение начиналось почти что святыми, а кончилось почти что разбойниками»

2. Не зная никакого бога, я сделал человека предметом своего поклонения (о роли личности в истории).



 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн