Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"По следам опального поэта" (Т.Г.Шевченко и Астрахань)

Фото пользователя Людмила Васильевна Фоменко
Submitted by Людмила Васильевна Фоменко on Wed, 04/03/2015 - 22:59
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фоменко Людмила Васильевна
Место работы, должность: 

МБОУ г.Астрахани "СОШ4" им.Т.Г.Шевченко,педагог-библиотекарь.

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Изучение истории и культуры родного города.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.Г.Шевченко. Собрание сочинений в 6-ти.т.

Т.Г.Шевченко. Избранные произведения.

Т.Г.Шевченко.Кобзарь.

Т.Г.Шевченко.Драматические произведения.

Т.Г.Шевченко.Повести.

Используемая методическая литература: 

Шевченко Т.Г.//Русский биографический словарь: в 25-ти т.

Шевченковская энциклопедия:в 6-ти т. т.1-2.

Г.Я.Недилько.Тарас Шевченко:жизнб и творчество.

Е.Середа. От мастера к академику"-очерк о Т.Шевченко.

 

Используемое оборудование: 

Компьютер,экран,проектор.Выставка книг "По следам опального поэта". Выставка рисунков по произведениям Т.Г.Шевченко. Портрет Т.Г.Шевченко.

Используемые ЦОР: 

Электронная презентация.

Краткое описание: 
<p>Данный урок предназначен для учащихся 1-11 классов.Тема урока :Посещение Т.Г.Шевченко Астрахани.Урок проходит с использованием электронной презентации. Целью урока является знакомство учащихся с историей и культурой родного города, с известными людьми посетившими Астрахань.С биографией Т.Г.Шевченко,чье имя носит наша школа.</p>

Литературная экскурсия «По следам опального поэта»

                             (Тарас Шевченко)       

1 – ый ведущий: Мы с вами живём в удивительном городе. Проходя по его улицам, мы часто не задумываемся над тем, что когда-то здесь жили или приезжали сюда известные писатели, артисты, музыканты, художники, учёные, чьи имена украшают Книгу Памяти Астрахани, России, а то и всего мира. Царь Пётр Первый, полководец Александр Суворов, французский писатель Александр Дюма, певец Фёдор Шаляпин, актриса Мария Ермолова, артист Александр Вертинский и другие. Каждый из названных и неназванных имён – это интересная страница далёкого прошлого Астраханского края. Стоял когда-то в нашем городе, в начале улицы Шаумяна ничем не примечательный дом, в мезонине которого размещался ещё более невзрачный чулан. В связи со сносом в центре города ветхого жилья дом этот был разрушен. Мало кто знает, что почти полтораста лет назад в так называемом чуланчике этого строения короткое время жил великий украинский поэт и художник Тарас Шевченко. Он прибыл в наш город 5 августа 1857 года и находился здесь 18 дней. А что нам известно об этом человеке, и почему мы должны сохранять о нём память? Что знают о нём современные школьники? Ведь когда-то некоторые факты биографии и несколько стихов украинского кобзаря входили в школьные учебники.

2 - ый ведущий: Он был ровесником великого русского поэта Михаила Лермонтова. Они родились в один год – 1814. Конечно, Шевченко, не сражался на дуэли и ушёл из жизни не в 27 лет, но участь его была не менее трагической, чем у его сверстника – поэта. Тарас Григорьевич был сыном крепостного крестьянина и сам полжизни находился в положении раба, принадлежа жестокому помещику Энгельгардту подобно вещи.  А это значит, что его могли высечь на конюшне за мельчайшую провинность или вообще ни за что, продать, как продают мебель, либо дом. Таковы были судьбы всех крепостных крестьян в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. К сожалению, Тарас Шевченко не дожил до этого события, не увидел своих близких и миллионы других рабов свободными. Он умер за год до известного Манифеста об освобождении крестьян по указу царя. Он ушёл из жизни с болью за поруганных братьев. Потому что по образу жизни и мысли, по состоянию духа Шевченко был демократ, т. е. защитник народа.

Чтец: Стихотворение  «Думы мои, думы мои…»

Думы мои, думы,
Горе мне с вами,
Вы ложитесь на бумагу
Ровными рядами.
Не развеял вас ветер
По степям, как пепел,

Не убило вас горе
Как мои надежды.
Горе вас породило,
Поливали слезы,
Почему не затопили,
Не размыли в поле?
И тогда никто не знал бы,
Почему мне больно,
Не спросил бы, почему я
Проклинаю долю.
Сердце рвется и смеется,
Изливает фразы,
А мне остается
Лишь над ними плакать.
Ну а горе… это горе – 
Кто его не знает?
Кто смотрит на людей душою,
Тот в огне сгорает.
Может быть, найдется сердце,
Что со мной поплачет.
Ну а может, мое горе
Ничего не значит…
Не убило вас горе
Как мои надежды.
Горе вас породило,
Поливали слезы,
Почему не затопили,
Не размыли в поле?
И тогда никто не знал бы,
Почему мне больно,
Не спросил бы, почему я
Проклинаю долю.
Сердце рвется и смеется,
Изливает фразы,
А мне остается
Лишь над ними плакать.
Ну а горе… это горе – 
Кто его не знает?
Кто смотрит на людей душою,
Тот в огне сгорает.
Может быть, найдется сердце,
Что со мной поплачет.
Ну а может, мое горе
Ничего не значит…

1 – ый ведущий: Его освободили от крепостной зависимости, но с величайшими трудностями. Ребёнком он остался круглым сиротой. Мачеха и старший брат пытались приобщить Тараса к хлебопашеству. Но с детства он невзлюбил подневольную крестьянскую жизнь. Именно тогда он почувствовал в себе тяготение к живописи. Этим занимались в его окружении только дьячки – низшие в иерархии священнослужителей. Они брали его в учение, но заставляли лишь батрачить и тереть краски, не считая, что из него выйдет толк. Один маляр нашёл в нём талант, но учить его отказался, т. к. он был беглым. Нужно было взять разрешение от управляющего имениями Энгельгардта. Но тот посмотрел у мальчика рисунки и отправил его на господскую дворню. В это время его хозяину – помещику, жившему в Вильно,  понадобились новые слуги. Тараса вместе с другими дворовыми погрузили на телегу и отправили в далёкую Литву. В донесении Энгельгардту о новых слугах против имени Тараса написал: «Годен на комнатного живописца». Помещик этот считался очень просвещённым. В те времена модно было иметь крепостных артистов, музыкантов, певцов, танцовщиц, художников. Но их также могли продать и купить. С ними обращались так же, как и с другими крепостными.

2 - ой ведущий: Однажды, когда барин уехал на бал, ночью Тарас вошёл в одну из его комнат и стал срисовывать портрет генерала Платова при свете свечи. Он так увлёкся, что не заметил, как наступило утро, и вошёл хозяин. Энгельгардт был взбешён. Мальчика отправили на конюшню и высекли. После этого случая он сначала даже хотел покончить самоубийством и даже убить своего хозяина, но потом успокоился. Тарас оказался упрямым и втихомолку всё-таки продолжал срисовывать портреты, пока барин сдался и решил отдать непокорного слугу в учение живописи. Сначала он учился у австрийского портретиста Лампи в Варшаве, но когда началось польское восстание 1830 года, Энгельгардт перебрался в Петербург. Здесь он отдал Тараса в ученики к «комнатному живописцу» Ширяеву, который держал малярное и стекольное заведение. Это был грубый и необразованный человек. Основным способом обучения у него были зуботычины. Кроме малярных работ юноша ничего больше не выполнял. Его душа жаждала настоящего искусства. Наверное, непреодолимое желание реализовать свой талант и тяготение к творчеству привели Тараса в Летний сад, где  белыми ночами, свободными от изнуряющей работы в мастерской и постоянных окриков и унижений хозяина, он мог спокойно срисовывать статуи и писать свои первые стихи.

1-ый ведущий: Юноше очень повезло, потому что в одну из таких ночей через Летний сад проходил преподаватель Академии художеств Сошенко. Увидев наброски сидящего на перевёрнутом малярном ведре Тараса, он разглядел в них талант, который необходимо развивать. Он дал ему адрес, чтобы тот пришёл к нему домой. Сошенко услышал от юноши историю, в которой его поразило больше всего то, что он был крепостным. Его настолько взволновала судьба Тараса, что он решил ему как-то помочь. Сошенко привлек к личности невольника поэта Василия Жуковского, художников Карла Брюллова и Алексея Венецианова. С огромным трудом им удалось собрать денежную сумму, чтобы выкупить Тараса Шевченко у помещика Энгельгардта. Для этого Брюллов написал портрет Жуковского, который  был разыгран в лотерею. Лотерея дала две с половиной тысячи рублей. Так друзья добились полного освобождения  Тараса. 22 апреля 1838 года Сошенко принёс больному юноше «вольную». Он лежал в это время в больнице. После выздоровления  Тарас поселился у Сошенко и стал учиться в Академии художеств. Это были самые лучшие годы в жизни Шевченко. Он не только учился живописи, но много читал, занимался самообразованием, а в свободное время любил слушать классическую музыку: Бетховена, Гайдна, Моцарта. Две музы продолжали посещать его и бороться в нём: Муза живописи и Муза поэзии. И он одинаково страстно отдавал себя им. Его стихи попали к украинскому писателю Гребёнке. А в феврале 1840 г. они вышли отдельной книгой «Кобзарь». Вскоре вышли и две великолепные поэмы «Катерина» и «Гайдамаки». Так, в Петербурге появился новый поэт и художник – певец и выразитель дум украинского народа Тарас Шевченко. А в 1844 году он закончил Академию художеств.

2 – ой ведущий: Какова же его дальнейшая судьба? Что привело его в Астрахань? Этому предшествовали события, перевернувшие его жизнь. Тарас Шевченко очень тосковал в годы разлуки по родине. В 1843, а потом после окончания Академии он вернулся на Украину вполне зрелым человеком, свободным от крепостной зависимости, известным поэтом и художником. Но то, что он увидел в родном краю – нищету, рабство и бесправие крестьян, к которым принадлежал плоть от плоти, - тяжёлым камнем легло на душу. Он много скитался по Украине. В это время Шевченко примкнул к так называемому Кирилло - Мефодиевскому братству, организованному и возглавляемому историком Костомаровым. Это было либеральное тайное общество, выступавшее против уничтожения рабства и за политическое объединение славян. И хотя Шевченко по своим взглядам был революционный демократ, всё же он принял предложение Костомарова вступить в это братство. Тем более что вокруг него объединились многие передовые люди той эпохи. Но из-за предательства одного студента общество было раскрыто и  многие видные его деятели были арестованы, в том числе Костомаров и Шевченко. Тараса Григорьевича взяли 5 апреля 1847 г. На самом деле участие его в Кирилло – Мефодиевском братстве было лишь предлогом для ареста. Основная причина - это агитационная направленность его стихов.

1 - ый ведущий: По приговору суда Шевченко отправили в Оренбургский край, в Орскую крепость отбывать солдатчину. На целых десять лет он был лишён права писать и рисовать. В далёкой Азии поэт и художник вынужден был заниматься ежедневной муштрой. Несмотря на хлопоты друзей в Петербурге, Тарас оставался в ужасном положении. Тоска по родному краю усиливалась ещё совершенно равнодушным отношением к его мукам окружающих, таких же, как и он, бесправных солдат, вместе с офицерами отдававшими свободное время беспробудному пьянству. Самое тяжёлое для Шевченко было пребывание на Мангышлаке, в Новопетровском укреплении. Это была настоящая каторга. Лишь после того, как сменилось начальство, положение его несколько  облегчилось. Во главе всего края встал генерал Перовский, гордившийся своим знакомством с Пушкиным, Жуковским и Гоголем. Лояльно к Шевченко относился и комендант, позволявший изгнаннику читать книги, рисовать и писать. Он даже занимался лепкой. И только в конце июля 1857 г, два года спустя после смерти Николая I,  Шевченко наконец-то получил приказ об освобождении. Так закончилась солдатчина – второе испытание в его жизни после рабства.

"Вот драма страшная, святая!..

И он прошел ее, рыдая,

Ее он строго разыграл

Без слова; он не толковал.

Своих вседневных приключений,

Как назидательный роман;

Не раскрывал сердечных ран,

И тьму различных сновидений..."   Е. Евтушенко

2 – ой ведущий: Куда же направился он после десяти лет солдатской каторги? Тарас Шевченко, конечно же, стремился к Невским берегам. Но в то время невозможно было так быстро добраться до северной столицы. К тому же сразу ему не дозволено было жить в Петербурге. Путь его лежал через Астрахань. 2 августа 1857 года он сел в парусную рыбачью лодку, отравлявшуюся Каспийским морем в наш город, прибывшую 5 августа. Но лучше всего обратиться к Дневнику самого поэта, его глазами увидим Астрахань того времени, прочувствуем то, что его поразило тогда.

1 - ый ведущий: «Астрахань это – остров, омываемый одним из протоков Волги, перезанный рядом вонючих болот, называемых рекою Кутумом, и каналом, ни в чём не уступающем реке Кутуму. Полуостров этот окружён густым лесом мачт и уставлен живописными бедными лачугами и серыми, весьма неживописными домиками с мезонинами, похожими на лачуги потому только, что из них выглядывают флотские и вообще официальные физиономии. Всю эту огромную безобразную серую кучу мусора венчают зубчатые белые стены кремля и стройный великолепный пятиглавый собор московской архитектуры XVII столетия. Таков город Астрахань, но не таким он мне представлялся, когда я, подходя к Бирючей косе (главная застава в устье Волги), увидел сотни, правда безобразных, кораблей, нагруженных большею частию хлебом, - мне представлялась Венеция времён дожей, а оказалось – гора мышь родила».

2 - ой ведущий: «Ай да Астрахань! Ай да портовый город! Ни одного трактира, где бы можно хоть как-нибудь пообедать, а о квартире и говорить нечего. Зашёл я в одну из так называемых гостиниц на косе Герап (на астраханском Золотом Роге), спросил чего-нибудь поесть. И запачканный вертлявый половой отвечал мне, что всё, что прикажете всё есть, кроме чая. А на поверку оказалось, что ничего не имеется, кроме чая, даже обыкновенной ухи. Это – в Астрахани, городе, который половину огромного русского царства кормит осетриной».

1 – ый ведущий: В нашем городе Тарас нашёл  жильё и ночевал вначале у своего знакомого по Новопетровскому укреплению Льва Александровича Бурцова, а то бы, действительно, провёл ночь в кибитке. Он жил на Канаве, рядом с Татарским проездным мостом (ныне Бэровским). А когда Бурцов задумал жениться, Шевченко нашёл домик на улице Шаумяна, недалеко от прежнего жилища. Это был самый настоящий чулан. Астраханский писатель – краевед А. С. Марков,  четверть века назад узнав об этом месте, направился, чтобы его осмотреть. Он беседовал с местными старожилами, оглядывал неприглядную обстановку, в которой вынужден был находиться поэт, не имевший в кармане приличных средств, чтобы оплатить более лучшее жильё.

2 – ой ведущий: Своё первоначальное мнение об Астрахани Шевченко потом изменил. Оно смягчилось, несмотря на ярко выраженную неприглядность портового города, утонувшего в грязи и пыли. С первого дня Шевченко много гулял по центру и его окрестностям, изучал его улицы. Ведь в те времена он не был таким огромным, как сейчас. Кремль, Белый, да и  Земляной город можно было обойти быстро. Поэт прошёл Петропавловскую улицу (часть нынешней улицы  Шаумяна), осмотрел Канаву и Кутум, увидел Московскую (ныне Советскую) улицу.

1 - ый ведущий: «Московская улица. Существует ли хоть один губернский город в России без Московской улицы? Кажется, нет. А без колбасной лавки существуют многие губернские города, в том числе и портовый город Астрахань. Дрянь, никуда негодный портовый город Астрахань! Я обошёл все главные и неглавные улицы, прочитал всех цветов большие и малые вывески, говорившие большею частью о продаже чихиря и панских товаров, но ни одна из них не сказала о продаже копчёных колбас».

2 - ведущий: Ну а что же оставило в душе поэта неизгладимый след? Что его поразило в нашем городе? Это Успенский собор. «Он, как щёголь XVII века, красуется в кружевах перед всем городом». Посмотрев редкие вещи в ризнице собора – плащаницу, шитую золотом и шелками, времён Ивана Грозного, печатное евангелие 1606 года - дар Бориса Годунова архиерейский посох тонкой работы, серебряный ковш – дар Петра Первого, - предоставленные ему отцом Гавриилом, Шевченко поинтересовался зодчим этого собора. Узнав, что его построил простой русский мужичок, он сказал: «Не мешало бы Константину Тону поучиться строить соборы у этого русского мужичка». А Константин Тон был в то время царским архитектором.

А. Целищев «Шевченко в Астрахани» («Что звать красотою?...»)

1 – ый ведущий: А что-нибудь ещё Тарас Шевченко  посещал в нашем городе? Оказывается в поисках книги Михаила Рыбушкина, переизданной к 450-летнему юбилею центра Нижне-Волжского края  «Описание города Астрахани», он нашёл городскую публичную библиотеку. Но, к его сожалению, книги этой там не оказалось, так же, как и каталога. И всё же на полках библиотеки он увидел издания журналов, о которых ещё не знал, находясь в ссылке. Там были напечатаны Гоголь, Соловьёв, Аксаков. Отсутствие в городе книжных магазинов оставило Шевченко недовольным, но был ещё ряд обстоятельств, заставивших его оставить об Астрахани приятные впечатления – это, прежде всего, встречи со своими старыми приятелями, которых он не видел много лет. В нашем городе находились его земляки из Киева: учитель Иван Клопотовский, воспитанник Киевского университета, ссыльные поляки, врачи Степан Незабытовский и Томаш Зброжек, ещё один доктор Чельцов. Клопотовский и Зброжек сообщили  о приезде Шевченко другому его знакомому по Петербургу, которому он когда-то давал уроки живописи, купцу-рыбопромышленнику А. А. Сапожникову. Поэт, гуляя по городу, видел вывеску на фасаде его особняка на Кутуме, но сам не решался прийти в гости, чувствуя разницу между собой и астраханским миллионером. Но тот, узнав, что Тарас Григорьевич находится в Астрахани, оказался рад возобновлению знакомства, пригласил его к себе в дом. Он даже предложил разыграть рисунки Шевченко в лотерею, выкупил их и подарил автору, чтобы его поддержать материально. А затем купил билет для  него на пассажирский пароход до Нижнего Новгорода и сам с семьёй отправился в путешествие. Но до сих пор не понятно, почему уже в Петербурге, Сапожников не принял поэта. Что случилось потом? Никто не знает. Но в Астрахани после ссылки Тарас Григорьевич впервые почувствовал себя уютно в дружеской обстановке. Друзья приняли его сердечно и помогли ему оттаять от жестокого и бездушного мира. Он вновь обретал круг близких ему людей, в том числе и почитателей его таланта.

2 – ой ведущий:  В дальнейшем  Шевченко больше не приходилось опять приезжать в Астрахань. Он пробыл в нашем городе всего 18 дней. 23 августа он отправился на пароходе в Нижний Новгород. После хлопот друзей Шевченко через полгода выехал в Москву, а затем в Петербург. Но жить ему осталось только два года. Каторга отразилась на его здоровье. Он успел съездить на родину повидаться с близкими, а потом вернулся  в северную столицу. Здесь и закончился земной путь поэта и художника Тараса Шевченко. На Украине не забывают его личность, вклад в развитие украинской и русской культуры. Поэзия и живописные работы Шевченко составляют золотой фонд славянского наследия.

Чтец: Стихотворение «Завещание»

Как умру, похороните

На Украине милой.

Посреди широкой степи

Выройте могилу,

Чтоб лежать мне на кургане.

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый Днепр под кручей.

И когда с полей Украины

 Кровь врагов постылых

Понесет он... вот тогда я

Встану из могилы

Подымусь я и достигну


Божьего порога, Помолюся...

А покуда я не знаю бога.

Схороните и вставайте,

Цепи разорвите, 

Злою вражескою кровью

Волю окропите.

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой,

Не забудьте - помяните 

Добрым, тихим словом.

1 – ый ведущий: Помнят его имя и у нас, в Астрахани, где кода-то он побывал проездом из николаевской ссылки. На фасаде дома по улице Набережная 1-го Мая, 5, откуда он выходил на Варвациевский канал, или Канаву, как её до сих пор называют старожилы, висит мемориальная доска, свидетельствующая о пребывании в этом доме в августе 1857 года великого украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. А на улице Шаумяна сохранился каменный двухэтажный дом № 6, где жил друг поэта Иван Петрович Клопотовский – преподаватель истории и географии Астраханской гимназии, выпускник Киевского университета. В его доме, в большом зале была организована для друзей выставка рисунков и акварелей, сделанных Шевченко во время ссылки. Тарас Григорьевич был очень растроган приветливостью и гостеприимством астраханцев. В одном из писем он писал: «Благодарю вас, благодарные, бескорыстные друзья мои. Вы подарили меня такою радостию, таким полным счастием, которое едва вмещаю я в моём благодарном сердце. И память об этих счастливейших днях я вношу не в прозаический журнал мой – я внесу в сокровищницу моего сердца». Так сохраним и мы память о замечательном  поэте и художнике, занесённого волею судьбы на волжские берега, в наш старинный город, оставивший следы на его улицах и тепло своего сердца в письмах, адресованным друзьям – астраханцам

Прикрепленный файл Size
По следам опального поэта..pptx 5.63 MB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Нина Андреевна Никифорова

На: "По следам опального поэта" (Т.Г.Шевченко и Астрахань)


"Бальзам на душу", что мероприятие увязано с краеведческим материалом, любовалась Шевченковскими местами старой Астрахани в презентации. Спасибо!

С уважением, Нина Андреевна Никифорова!



Дневник обучения группы школьных библиотекарей "ШБ"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн