Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Исторические сюжеты на уроках музыкальной литературы в рамках программы ДШИ

Submitted by Татьяна Васильевна Ильина on вс, 15/03/2015 - 23:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ильина Татьяна Васильевна
Место работы, должность: 

МБОУ ДОД "Вурнарская ДШИ"

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Анализ материала, изучаемого на уроках музыкальной литературы</p>

Исторические сюжеты на уроках музыкальной литературы

в рамках программы ДШИ

 

В курсе преподавания предмета музыкальная литература изучается достаточно много произведений, в основе которых лежит исторический сюжет. Не всегда композиторы ставили своей целью точно придерживаться того или иного  исторического события. Выяснение  значимости этих событий, их исторической точности и ценности, являются, наряду с другими, задачами при изучении музыкальных произведений.

Уроки музыкальной литературы преследуют не только образовательные цели, но и воспитательные. Развитие гармоничной личности, имеющей нравственные ориентиры, со сложившейся базой духовных ценностей, по-моему, в наибольшей степени возможно именно на этом предмете.

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на  мировосприятии. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма; сформировать гражданственность, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в России. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину. А это невозможно, если не знать и не уважать свою историю, традиции, музыкальную культуру.

В детских музыкальных школах и школах искусств именно уроки музыкальной литературы должны стать уроками воспитания патриотизма, толерантного отношения друг к другу, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений.  Выпускники  должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Автор данной статьи на стремился полностью охватить все произведения, тем или иным способом связанные с историей России, ограничившись произведениями, которые изучаются (или упоминаются) на уроках музыкальной литературы.

 Музыкальный материал статьи представлен не в исторической хронологии, а в той, в которой он появляется в курсе изучения упомянутого выше предмета.

С древнейших времен исторический материал получал отражение в народной песне. В разделе «Музыка и слово» первого года обучения музыкальной литературе, ребята, кроме основной задачи выяснить, что главенствует в исторических песнях: музыка или слова, узнают, что исторические песни — это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно-историческом и реальном освещении. В этих песнях представлен реальный мир, населенный реальными людьми с их бытовыми проблемами.

Ранние исторические песни относятся к XIII–XIV векам. Они отражают все наиболее значительные события истории: эпоху монголо-татарского ига, время Ивана Грозного, Смутное время, реформы Петра I, Отечественную войну 1812 года, крестьянские восстания Пугачева и Разина.

О замечательном правителе – царе Петре I, ребята узнают, изучая марши. Именно в его правление появился знаменитый Преображенский полк. «Преображенский марш Петра Великого», появился в начале 19 века и стал первым официальным гимном России. Автор его так и остался неизвестен. В наши дни он ежегодно исполнятся на военных парадах и существенных событиях нашего государства.

Девятнадцатый век — блестящая пора в истории русской музыки (материал третьего года обучения).

 Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С. А. Дегтярева — автора первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» на слова  Н.Д Горчакова, ставшая имперским символом единства России, предметом национальной гордости. Ее исполняли так же при открытии памятника Минину и Пожарскому в 1818 году. Другие оратории Дегтярева: "Освобождение Москвы в 1812 г." и "Бегство Наполеона", последняя осталась неоконченной.

События начала века отразились и в  патриотических  песнях Д. Н. Кашина, С. И. Давыдова, И. А. Козловского. По словам Ф.Ф. Вигеля, известнейшего мемуариста, современника И.А. Козловского,  особенно славился и был любим тогда обществом полонез "Гром победы раздавайся" на слова Державина, под звуки которого "русские ходили тогда с какой-то восторженной гордостью".

Основоположником русской музыки XIX в. и ее первым клас­сиком по праву считается Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Сын богатого смоленского помещика, Глинка занимался музыкой не ради заработка, но из любви к искусству. Не будучи композитором-профессионалом, Глинка являл­ся тем не менее одним из самых образованных и просвещенных музыкантов в России своего времени. По своей художе­ственной позиции Глинка подлинный классик, проводящий чет­кую границу между собственными болезненными душевными пе­реживаниями и гармоничным миром музыкального искусства. По мировоззрению Глинка настоящий барин-славянофил, идеализирующий государственные порядки Российской империи, национальную историю и русский народ. Гармоничная по своему духу музыка Глинка отличается глубокой прочувствованностью и искренностью. От всего сердца прославлявший родную страну, Глинка был чужд фальшивому, показному, казенному патриотиз­му.

Щедро одаренный и разносторонний композитор, Глинка ос­тавил заметный след в истории почти всех музыкальных жанров. Тем не менее, творчество Глинки ассоциируется прежде всего с историей русской оперы, и это не случайно. Как никакой другой музыкальный жанр, опера XIX в. находилась в центре внимания русской общественности; события, которым были посвящены оперные спектакли, вызывали жаркие споры об истории и буду­щем России. И оперы Глинки, отличающиеся глубиной мысли и высочайшим художественным уровнем, задавали тон этим спорам на протяжении нескольких десятков лет.

Первой великой оперой Глинки, определившей его прижизнен­ную и посмертную славу первого русского композитора, была «Жизнь за царя», поставленная в 1836 г. на сцене санкт-петербург­ского театра. Сюжет оперы, предложенный композитору В.А.Жуковским, построен на событиях 1612 г.: костромской крестьянин Иван Сусанин спасает от смерти будущего русского царя, основа­теля династии Романовых Михаила, скрывающегося в монастырс­кой обители; вызвавшись быть проводником, он заводит в глухую чащу отряд польских завоевателей и, погубив врага, тоже погиба­ет. События разворачиваются параллельно историческим: 400 лет назад бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву.

Первоначально Глинка планировал назвать оперу «Иван Суса­нин», по имени главного героя, однако впоследствии ему было позволено посвятить произведение самому государю императору. Название оперы изменилось, и не в последний раз. В советские годы сочинение было не только переименовано в соответствии с первоначальной идеей Глинки, но и полностью перетекстовано. В новом тексте вместо царя русский народ должен был славить самого себя, а польский отряд искал не будущего государя, а шел на Москву взять в плен Минина; вдумчивому слушателю оставалось при этом лишь удивляться: и зачем это поляки отправились в Пер­вопрестольную через Кострому?

Постановка «Жизни за царя» изначально планировалась и осу­ществлялась как демонстративное изъявление верноподданнических чувств, как восхваление династии Романовых (чтобы засви­детельствовать монаршее одобрение оперы, Николай I подарил автору драгоценный перстень - топаз, окруженный тремя ряда­ми превосходных бриллиантов). Однако к созданию героико-патриотической оперы  Глинку побудила все же не столько любовь к государю-императору и увлечение историей России, сколько со­бытия совсем недавние, воспоминания о которых жили в сердце композитора и его современников. Будучи восьмилетним маль­чиком, Глинка вместе с родителями бежал от наполеоновских войск из родного имения, впоследствии разоренного и разграб­ленного. Отечественная война 1812 г. сплотила и воодушевила русское общество. Представители разных сословий почувствова­ли свою принадлежность к единой великой нации.

Особенно ценной, в отношении воспитания патриотических чувств является последняя  ария Сусанина, которая неотразимо действует на душу ребят. Они осмысливают красоту подвига во имя Родины. Это одна из эмоциональных вершин урока.  Красоту русской музыки (правда, по-европейски облагороженной), ребята познают в сравнении с польской - прекрасной на поверхности, но лишенной духовной глубины и силы. Еще один эмоциональный всплеск – хор «Славься», который, как и все  гимны, воспитывает патриотическое сознание.

Русские композиторы-классики вслед за Глинкой  создали высокопатриотические оперные произведения, отразившие исторические судьбы родины, взаимоотношения народа и государства, борьбу с социальным угнетением, протест против насилия над личностью.

Подъем революционно-демократического движения 1860-х годов определил направление деятельности композиторов «Могучей кучки» — творческого объединения, руководимого М. А. Балакиревым, в состав которого входили А. П. Бородин , М. П. Мусоргский , Н. А. Римский-Корсаков , Ц. А. Кюи. На протяжении последующих десятилетий один за другим появляются шедевры русской и мировой оперной классики. В своих народных музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина»  М. П. Мусоргский  дал непревзойденные по силе и глубине изображения картины прошлого России в переломные периоды ее исторического развития. Монументальная эпическая опера «Князь Игорь» А. П. Бородина  воспевает высокий патриотизм русского народа, выпукло обрисовывает национальные характеры. Многообразны по типам, богаты по содержанию и разносторонни по средствам художественного воплощения, оперы Н. А. Римского-Корсакова : социально-историческая музыкальная драма «Псковитянка», историко-бытовая опера «Царская невеста».

Старшим из композиторов-кучкистов был А.П.Бородин - извест­ный ученый-химик, видный общественный деятель, академик Ме­дико-хирургической академии. Бородин музицировал лишь в свобод­ное от своих многообразных обязанностей время (по рассказам, дру­зья-музыканты с нетерпением ждали очередной простуды Алексан­дра Порфирьевича - только будучи запертым дома, Бородин мог плодотворно заниматься искусством). Неудивительно, что сочинения композитора немногочисленны. Так, его перу принадлежит един­ственная значительная опера, зато опера эта - «Князь Игорь»!

«Князь Игорь» - одна из наиболее ярких и показательных опер кучкистов. К ее написанию композитора по­будил Стасов. Будучи энтузиастом изучения русской старины, Стасов надеялся, что своей оперой Бородин создаст величествен­ный памятник героического прошлого Руси, сопоставимый с глинкинскими шедеврами. Решению столь трудной задачи должен был способствовать предложенный Стасовым сюжет. В основу его была положена героико-эпическая поэма «Слово о полку Игореве».

Опубликованное в 1800 г., «Слово о полку Игореве» оказало большое влияние на русскую лите­ратуру и искусство. Откры­тие величественного национального эпоса воспри­нималось русской обще­ственностью как яркое свидетельство древности и благородного достоинства отечественной культуры. Призыв неизвестного автора «Слова» к национальному единению звучал в XIX столетии - в эпо­ху драматических социальных конфликтов и идейных споров в русском обществе - с особой актуальностью. Актуальность не пропала и в наше время. Эпическая опера «Князь Игорь», как историчес­кое полотно, сочинение сложное и противоречивое. Образ родины в «Князе Игоре» кажется наиболее убеди­тельным там, где на сцену выходит Ярославна со своим личным горем. Не слу­чайно среди всей «русской» музыки оперы наиболее популярным и художественно совершенным номером является знаменитый «Плач Ярославны».

Во многом противоположностью Бородину был М.П.Мусорг­ский. Судьба этого незаурядного человека полна резких контрас­тов: кажется, он стремился проиллюстрировать своей недолгой жизнью все возможные противоречия и душевные кризисы, в ко­торые может впасть творческий человек. Служба в гвардейском Преображенском полку, по традиции сопровождавшаяся развесе­лыми кутежами, - и серьезный интерес к музыкальному искусству; после увольнения из армии лихорадочная творческая деятельность, множество не осуще­ствленных до конца художе­ственных замыслов, периоды полного упадка творческой ак­тивности, увлечение народни­ческой идеологией - и глубокая вера.

Так же как и Бородин, хотя и в силу совсем иных причин, Мусоргский вошел в историю музыки как автор немногочисленных, но великих произведений. Прежде всего это две оперы-трагедии: «Борис Годунов» (премьера в 1874 г.) и не завершенная автором «народная музыкальная дра­ма» «Хованщина» (первое исполнение, в редакции Римского-Корсакова, состоялось в 1886 г.). Характерные особенности обеих опер - активная роль широких народных масс в картинах историческо­го прошлого России и специфический взгляд на исторический путь России. По Мусоргскому, история России - это трагедия. Некогда святая и праведная Русь по вине своих правителей гибнет под натиском сил, пришедших с Запада, и реша­ющим поражением в этой битве с западным влиянием являются петровские реформы.

В трактовке великого композитора эти идеи получают глубокое духовное и психологическое наполнение, художественный же результат и потрясает, и убеждает нас великой силой подлинно­го искусства. Так, в первой редакции «Бориса Годунова» (1869) композитор целиком сосредоточен на трагедии царя-убийцы, пришед­шего к власти путем чудовищного преступления. С одной стороны, Борис показан здесь как сложная, противоречивая личность, не лишенная привлекательных черт (тяжкие муки совести, искренняя забота о процветании государства и народа, любовь к родным). Наблюдая страдания Бориса, от которых тот на наших глазах теряет рассудок, мы не можем по-человечески ему не сочувствовать, понимая, что безмерное страдание отчасти искупа­ет его великий грех. Однако преступный царь - источник несчас­тий для своей страны и ее народа; народные бедствия в опере (представленные прежде всего в сцене у собора Василия Блаженного) - важнейший контрапункт истории «царя Ирода». Пролог «Бориса Годунова» в известном смысле продолжение «Ивана Сусанина» Глин­ки: под колокольный звон и славословия собравшегося народа царь венчается на царство. Однако, словно отталкиваясь от этого апофеоза гармонии государ­ства и народа, Мусоргский по­казывает, как растет и углубля­ется разлад, наступает Смут­ное время. В этом произведении упоминается еще одна историческая личность и связанное с ней историческое событие: взятие Казани Иваном Грозным.

Здесь надо сделать небольшое отступление и объяснить ребятам хронологию исторических событий: именно царь-убийца Борис Годунов стал виновником «Смутного времени», когда Польша несколько раз пыталась захватить русский престол и после всего этого Минин и Пожарский, а также костромской крестьянин Иван Сусанин освободили Россию.

Работая над второй редакцией «Бориса Годунова», Мусоргский, возможно, уже держал в уме дальнейшее развитие прецедента Смутного времени – восстание Разина, стрелецкие бунты, раскол, пугачевщину, т.е. возможные и лишь частично воплощенные сюжеты своих будущих опер – музыкально-исторической хроники России. Часть сюжетов он воплотил в опере «Хованщина», часть хотел воплотить в «последней опере Пугачевщине».

Был среди кучкистов и такой композитор, который не только сам сочинил полтора де­сятка опер, но и регулярно «дорабатывал» тот музыкальный материал, который оставляли в его распоряжении бывшие това­рищи по «Могучей кучке». Речь идет о Н.А.Римском - Корсакове - единственном среди членов знаменитого кружка, кто не только сумел получить профессиональное музыкальное образование, но и стал со временем профессором Санкт-Петербургской консерватории. Художественная позиция Римского-Корсакова в некото­ром смысле отличалась от позиции его гениальных коллег. Боро­дин и Мусоргский писали свою музыку как бы из гущи духовной и общественной жизни, не отделяя свое искусство от российской истории. Римский-Корсаков, напро­тив, высоко оценивал возможности «чистого», обособившегося от жизни с ее «правдою» искусства.

Красота его музыки спа­сительная, призванная смягчать конфликты и примирять враждую­щие стороны. Особая роль красоты и искусства в жизни - главная сквозная тема много­численных опер композитора при всем разнообразии их литератур­ного и музыкального содержания. Характерным образом эта тема выявляется в первой же опере Римского-Корсакова «Псковитянка» (1873).

Действие оперы относится к 1570 происходит во Пскове. Царь Иван Грозный предпринимает карательный поход против вольных северо-западных городов Руси. Однако основная сюжетная линия - не героико-историческая, а лирическая. Поэтичный образ Ольги в опере - тот ответ, который Римский-Корсаков хочет дать на острейший вопрос русской действи­тельности второй половины XIX столетия. Красота и поэзия дол­жны примирить противостоящие друг другу власть и «вольное» гражданское общество. А если они все-таки не готовы ко взаим­ному примирению, что ж, тогда красота, искусство и культура первыми погибают во время жестоких конфликтов и смерть их вопиет о национальном примирении.

Не случайным представля­ется и то, что Римский-Корсаков выбрал в качестве героя своей первой оперы Ивана Грозного. С одной стороны, он жестокий и властолюбивый правитель, проливший немало крови, с другой - любитель и знаток русского церковного пения, автор двух право­славных стихир. Известно, что религиозность Грозного была глу­бокой: через покаяние он не раз пытался очиститься от своих тяжких грехов. Противоречивый образ этого царя, тирана и поэта одновременно, привлекал Римского-Корсакова.

Историко-бытовая опера «Царская невеста» так же повествует о времени правления Ивана Грозного. Сам того не зная, царь становится в какой-то степени причастным к смерти главной героини – Марфы.

Четвертый год обучения музыкальной литературе охватывает отечественных композиторов, живших  в XX веке. Они так же стремились к правдивому, художественно совершенному отображению жизни в ее непрестанном движении вперед, к раскрытию красоты и богатства духовного мира людей, к верному и разностороннему воплощению актуальных тем современности и исторического прошлого. Значительными достижениями на этом пути явились оперы С. С. Прокофьева, И. И. Дзержинского, Д. Б. Кабалевского ,  Т. Н. Хренникова , Ю. А. Шапорина , В. Я. Шебалина и др.

В кантате «Александр Невский» воссоздается исторический материал 1242 года, когда Александр Невский разгромил рыцарей Тевтонского ордена и освободил от немецких захватчиков земли Пскова и Новгорода. И в который раз, продолжая заветы многих русских композиторов, Прокофьев обращается к настоящему и будущему, выражая языком музыки слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет русская земля!»

Как много лет назад, события Отечественной войны 1812 года натолкнули  М.И. Глинку написать оперу о событиях, происходящих за 200 лет до этого, фашистское вторжение и отечественная война 1941-1945 г.г. обратили внимание Прокофьева на гениальный  роман Л.Толстого «Война и мир» о победе Кутузова над Наполеоном.

Еще одно произведение, воссоздающее события 1-й половины 19 века – опера «Декбристы» Ю.А. Шапорина. Но ни ее, ни монументальную оперу «Война и мир» С.С. Прокофьева, ни другие произведения  на исторические сюжеты 20-го века  И. И. Дзержинского, Д. Б. Кабалевского, В. Я. Шебалина в школьной программе не изучают.

Почти во всех рассмотренных произведениях исторические события являются лишь фоном, на котором разворачиваются другие сюжетные линии: семейное счастье и психологическая драма, любовь и ревность, героизм и предательство. Но этот фон играет важную (иногда важнейшую) роль в раскрытии образов и характеров.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж­дает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

Нет такой меры, в которой можно было бы измерить любовь к Отечеству. Если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возро­дить прежнее величие своей Родины, мы должны знать свою историю. Только зная свое историческое прошлое, мы можем адекватно воспринимать настоящее и не совершать ошибок в своем будущем.

 

Список литературы:

  1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе.- М.: Просвещение, 1999.-130 с.
  2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания: программа для высших педагогических учебных заведений. – М., 1991.- 309 с.
  3. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 2000.
  4. Балашша И., Гал Д.Ш. Путеводитель по операм. Кн. 3. Русская и советская опера. - М.: Советский спорт, 1993.
  5. Левашева Г. Музыка и музыканты. – Л.: Детская литература, 1969.
  6. Сохор А. Воспитательная роль музыки. - Л.: Музыка, 1975.
  7. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века: книга для учащихся старших классов.- М.: «Просвещение», 1976.
  8. Михеева Л., Розова Т.  В мире оперы. Популярные очерки. – Л.: Советский композитор, 1989.
  9.  Покровский Б.А. Путешествие в страну опера. – М.: Современник, 1997.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн