Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



7симфония Д Шостаковича

Submitted by Людмила Николаевна Набойченкова on вс, 29/03/2015 - 23:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Набойченкова Людмила Николаевна
Место работы, должность: 

Учитель музыки

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Лицей «Держава» город Обнинск Калужская область

 

Регион: 
Калужская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Образ трагедии в музыке</p>

Тема урока:    «Седьмая симфония Д.Шостаковича - образ трагедии в музыке»

Цель урока: аналитическая работа над образом трагедии в музыке Э. Грига «Смерть Озе»; история  блокадного Ленинграда в стихах  и  «7симфонии» Д.Шостаковича

Учитель: Окаменела память, крепка сама собой,

                  Да будет камнем камень, да будет болью боль.

                  Прошла война, прошла страда.

                 Но боль взывает к людям.

                 Давайте люди никогда об этом не забудем. А.Твардовский

Вид урока: урок-беседа  с  изучением нового произведения:«7 симфония»Д. Шостаковича

 

 Цель урока: аналитическая работа над образом трагедии в музыке Э. Грига «Смерть Озе»; история  блокадного Ленинграда в стихах  и  «7симфонии» Д.Шостаковича.

 

Задачи:

 научить детей слушать рассказ учителя, анализировать  прослушанное,   анализировать произведения русских поэтов о войне; анализировать  музыкальные произведения;  рассмотреть репродукции знаменитых художников на военную тематику.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся  с фрагментом из 7 симфонии Д. Шостаковича; с произведением «Смерть Озе» Э. Грига
  • формировать умение анализировать поэтический текст, музыку, репродукции.

Развивающие:

  • развивать образное мышление, речь, вокальные навыки, умение анализировать музыкальные  и литературные произведения.
  • совершенствовать  эмоциональное исполнение песен;

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества: формировать коллективную работу в классе; формировать исполнительские умения и навыки.
  • воспитывать любовь к  своей Родине через исторические периоды.
  • эстетическое воздействие на детей через музыку, слово, живопись
  • развитее восприятия  через синтез искусств.

Оборудование:

 

  • выставка книг русских писателей и поэтов о войне
  • выставка детских рисунков  по теме: «Великая Отечественная война»
  • музыкальный центр, проигрыватель,
  • музыкальное сопровождение урока;
  • компьютер, DVD-проигрыватель;
  • цифровая видеокамера;

 

 

 

 

Класс прослушивает музыку Э. Грига «Смерть Озе».

 

Учитель: Какое настроение мы услышали в прозвучавшей музыке?

Ученики: (приблизительные ответы) трагедия, боль утраты, скорбь, что-то страшное и таинственное, потеря близкого человека.

Учитель: В каком жанре, темпе, динамике  звучало это произведение?

Ученики: Жанр –марш, темп- медленный, динамика – тихая.

Учитель: И вот эти средства выразительности создали образ смерти. Сейчас вы будете слушать музыку Э.Грига, а я буду рассказывать  вам о трагической истории нашей Родины.

 Великий Сократ сказал: «смерть одного человека –трагедия, смерть тысяч –закономерное преступление». И такие преступления  совершаются в период войн.

Великая Отечественная война унесла жизни миллионов людей, погибших на фронтах,  в тылу, в концлагерях. Но сегодня мы поговорим о блокадном Ленинграде. Много дней и ночей этот город оставался в кольце  фашистских армий. Голод и холод обрушились  на жителей Ленинграда. Поэтесса Ольга Бергольц писала:

«О да, мы счастье страшное открыли,

Достойно не воспетое пока.

Когда последней коркою делились,

Последнею  щепоткой табака.

Когда вели полночные беседы,

У бедного и дымного огня,

Как будем жить, когда придёт победа,

Всю нашу жизнь по- новому  ценя…»

Хлеб и вода, тепло в доме, человеческое внимание и поддержка  - всё это приобрело величайшую ценность. А испытания были такими тяжёлыми, что людям трудней и почётней всего было в блокаде, в окружение палачей не превратиться в оборотня, в зверя.

«Такое испытанье  ей досталось,

Что будь она нерусскою душой,-

Её давно бы насмерть искромсало

Неверием, отчаяньем, тоской!...

…любое дело, каждое движенье были сопряжены с предельным напряжением. Переход улицы мог стоить жизни. В поэме «Твой путь»  Ольга Бергольц рассказала о том, как на Литейном прорвало трубу, и подземная вода  «поплыла, смерзаясь в глыбы льда»…

«Один человек, устав пережидать

Наперерез пошёл по корке льда.

Ожесточась  пошёл, но не прорвался.

И вмёрз в поток и так лежать остался

Здесь, на Литейном, видный всем -во льду.

А люди утром прорубь продолбили,

Невдалеке… и длинной чередой

К его прозрачной ледяной могиле

До марта приходили за водой…

…Казалось, что жизнь возвратилась к доисторическим временам, и человек «как мамонт, павший сто веков назад, лежал затёртый городскими льдами»…

…однако жизнь не иссякла;  и в этих нечеловеческих условиях, она поддерживалась взаимовыручкой людей, их самоотверженностью.  В таких условиях корка хлеба измерялась ценою жизни человека, и если он побеждал инстинкт самосохранения, ради спасения других людей,  то корка хлеба приобретала не только материальную,  но и духовно-нравственную ценность. Много стихотворений было создано в этот период. В стихотворение «Армия» говорится о том, как человек в шинели отдаёт свой паёк чужим детям … «хлебный свой паёк весь обледенелый…», хотя сам «он шёл на фронт, на Нарвскую заставу,  от голода качаясь на ходу…»

…Любовь к людям, стремление разделить с ними страдания и радость, поддержать их в пору тяжёлых испытаний  отдать им всего себя свойственно поэтессе Ольге Бергольц:

«Что может враг? Разрушить и убить!

И только-то? А я могу любить!

А мне не счесть души моей богатство,

А я затем хочу и буду жить.

Что б всю её, как дань людскому братству, на жертвенник всемирный положить!»

 

В таких же тяжелейших условиях блокадного Ленинграда жил и сочинял музыку знаменитый советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Часто, около свих входных дверей он находил маленькие свёрточки с пропитанием; так ленинградцы выражали своё отношение к нему. И Дмитрий Дмитриевич решил создать такое произведение, которое бы увековечило его любимый город. Симфония №7 навеки вошла в летопись мировой музыкальной культуры под названием. «Ленинградская». Музыканты, качаясь от  голода,  приходили на квартиру к Дмитрию Дмитриевичу на репетиции. Он поил их морковным чаем, угощал корочками хлеба: это было величайшее богатство того времени. Когда симфония была выучена, и музыканты, в зале консерватории собрались на последнюю генеральную репетицию, оказалось, что руки мёрзнут. Д.Д.Шостакович разрешил им пользоваться тонкими перчатками и играть в них. Это создавало массу неудобств, но когда перчатки были сняты, руки музыкантов, особенно в пассажных  местах, играли как бы сами собой. (До сих пор педагоги Ленинградской консерватории пользуются  этим приёмом для развития беглости пальцев в трудно исполняемых местах в музыкальных произведениях.)

Послушаем с вами первую часть этой симфонии. Что вы услышите в ней?

Звучит запись симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.

Учитель: «Что нам рассказывает музыка?»

Дети:       приблизительные ответы: (тревога, беда, кто-то пытается напасть…)

Учитель: Какими выразительными средствами достигает Шостакович такой убедительности?

Дети:      марш, темп, начало тревоги – малый барабан, нападение…

Учитель:   нечеловеческая, тупая сила разрушения,  ворвавшаяся в мир созидания и красоты. Одиннадцать вариаций обнажают звериную сущность поначалу как будто бы безобидной маршевой песенки. Музыка отразила силу зла, тупой заносчивости, черты бездушности, навязчивой механичности.

Мы говорили с вами о высокой  нравственной  высоте многих жителей Ленинграда, но были и другие люди, которые воровали у ослабленных людей карточки на хлебный паёк, тем самым, обрекая людей на голодную смерть.

Сейчас я прочитаю слова авторской песни, внимательно выслушав, скажите мне, какой образ раскрывает  песня «Трубач» В.Вастюка. (Сама пою под гитару)

1.Нам были горы нипочём,

Мы шли на страх врагам,

Он был в отряде трубачом,

Он сам просился к нам.

 

2.Он снами шёл и пел про то,

Как кровь горит в росе,

И не любил его никто,

И всё ж любили все.

 

3.Он не был честен, не был смел,

Он врал друзьям не раз,

Но на трубе он так играл,

Как ни один из нас.

 

4.Он у друзей горбушки крал,

И хлеб он прятал свой,

Но на трубе он так играл.

Что все бросались в бой.

 

5.Мы шли под пули ставить лбы,

Мы шли на смертный бой,

И только медь его трубы,

Звучала за спиной.

 

6.А после боя,  у костра,

Где слёзы, кровь и стон…

Он говорил: «Ну, как играл?»

И улыбался он.

 

7.Он не был честен, не был смел,

Он врал друзьям не раз,

Но на трубе он так играл,

Как ни один из нас.

 

Учитель:   Что в этой песне вы поняли главное?

Ученики: Что музыка, даже в руках негодяя и вора,  наслаждавшегося своей игрой, вела людей на смертный бой!

И в заключение урока споём песню композитора Соловьёва -Седого

 «Баллада о солдате».

Обобщение урока. Домашнее задание: 1) подготовить сообщения о «Ленинградской симфонии»2) Найти песни о войне, созданные в наше мирное время.

Учитель: Мы должны помнить о том, что русский народ освободил землю русскую и всю Европу от фашизма. Вечная слава и почёт тем, кто ещё жив! Низкий поклон им обычным солдатам! Светлая память всем защитникам Родины, отдавшим за неё самое дорогое –жизнь! Почтим их минутой молчания!

На фоне музыки «Адажио» Альбиони,   дети, после минуты молчания уходят из класса.

 

 

  

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн