Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



разработка урока "Загрязнение окружающей среды"

Submitted by Елена Михайловна Черкасова on пн, 30/03/2015 - 14:32

Урок - семинар «Загрязнение окружающей среды».

 

Цели урока: 1. Оценить причины и последствия загрязнения окружающей среды. 2. Выявить пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. 3. Осознать значимость проблемы загрязнения окружающей среды для общества и для себя лично.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, дополнительная литература, схемы и таблицы по теме (наглядный материал).

Тип урока: урок - семинар.

“…Люди сейчас включили в свой словарный запас совершенно новые слова, такие, как экология, наука об окружающей среде, и, что важнее всего, обучение основам охраны природы. Деятельность человека способствовала истреблению сотен видов животных, и это мало его беспокоило. Сейчас это его беспокоит, потому что он внезапно понял, что… он может оказаться следующим на очереди”.

Дж. Кимбол – обозреватель одной из
американских газет по вопросам
охраны природы.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

1. Вводное слово учителя.

(На доске записана народная пословица: “Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо”). На экране – показ фильма.

Как-то собравшись с последними силами, создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого, и посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты. Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы. Вот вам подарок, люди, владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте. Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

…Земля моя! Моя планета! Ты летишь по наезженным дорогам вселенной, подставляя светилу то один бок, то другой, прорываешься сквозь сгоревшие миры, и солнечный ветер играет сияниями на твоих полюсах.

Земля моя! Планета голубая! Ты мчишься сквозь темноту вечной ночи, словно голубой автобус, полный любви и красоты, счастья и заботы. И все мы лишь пассажиры в твоем салоне. Вовремя или не вовремя мы вошли, нам всем достанется место, и жить мы хотим долго и счастливо. Но нашей жизни и жизни наших детей угрожают многие проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды.

Тема нашего урока – «Загрязнение окружающей среды» (слайд №1). Мы познакомимся с источниками загрязнения окружающей среды, последствиями и основными путями решения возникших проблем (слайд №2).

Как вы понимаете термин «загрязнение окружающей среды» (слайд №3).

Загрязнение окружающей среды – это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств (слайд №4).

Задание: Используя текст учебника на стр. 41-42, выясните, что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд. тонн, а к концу ХХ века возросли до 100 млрд. тонн.)

Различают количественное и качественное загрязнение среды (слайд №5). Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.)

Рассмотрим более подробно загрязнение различных оболочек Земли. Давайте послушаем сообщения и запишем в таблицу основные данные по источникам загрязнения, последствиям загрязнения, путям решения проблем.

2. Доклады учащихся.

Отдельные учащиеся делают сообщения о загрязнении литосферы, атмосферы, гидросферы. Остальные ученики кратко, в виде таблицы, записывают основную информацию в тетради.

 

Проблемы

загрязнения

Источники загрязнения

Последствия загрязнения

Пути решения проблемы

загрязнение

атмосферы

 

 

 

загрязнение

гидросферы

 

 

 

загрязнение

литосферы

 

 

 

 

 3. После прослушивания сообщения (слайд №6) о загрязнении атмосферы учащиеся отвечают на вопросы семинарского занятия, полученные заранее:

1. Используя карту (атлас стр. 48), приведите примеры территорий:

- с комплексным нарушением почв;

- с радиоактивным загрязнением почв;

- подверженных водной эрозии;

- подверженных ветровой эрозии;

- подверженных засолению.

2. Какие районы России подвержены выпадению кислотных дождей? (Слайд №7, 8).

Проблемы почв России (слайд №9).

3. Какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв? (Слайд №10).

4. В настоящее время остро встает проблема утилизации бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин «мусорная цивилизация». Попробуйте объяснить значение этого термина. 2. Объясните термин “мусорная цивилизация”.

 В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема накопления бытового мусора. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-350 кг мусора, на жителя стран Западной Европы – 150-300 кг, США – 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем 80 кг бумаги, 250 металлических банок из-под напитков, 400 бутылок. Отходы на городских свалках, просачиваясь в почву, загрязняют грунтовые воды. В США ежегодно накапливается более 200 млн. тонн бытового мусора, половина которого вывозится на пригородные свалки. Американские ученые установили, что только в северной части Тихого океана в начале 80-х годов плавали миллионы пластиковых пакетов, 35 млн. пластиковых и 70 млн. стеклянных бутылок, разнообразные другие изделия из пластмассы, 5 млн. старых ботинок. Не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин “мусорная цивилизация”. Переработку твердых отходов производят на мусороперерабатывающих заводах, отходы складируют в специально отведенных местах.

5. Какой вывод можно сделать о глобальных изменениях в литосфере?

Загрязнение литосферы может быть значительным, но носит, как правило, локальный характер. Загрязнение гидросферы отличается большим охватом территории. Чрезвычайно остро стоит проблема загрязнения Мирового океана (слайд №11).

Еще одной причиной загрязнения Мирового океана являются грязные реки, несущие свои воды в океан (слайд №12).

Главными источниками загрязнения является промышленность, транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство (слайд №13).

6. Какие отрасли промышленности являются главными загрязнителями водоемов?

Загрязнение делят на физическое, химическое и биологическое (слайд №14).

В сточные канавы превратились реки: Рейн, Миссисипи, а также многие реки России и стран СНГ – Волга, Дон и другие (слайд №15).

7. С какими серьезными водно-ресурсными проблемами сталкиваются многие страны мира? (Слайд №16).

Еще более глобальный характер носит загрязнение атмосферы, так как воздух находится в постоянном и очень активном движении (слайд №17).

Воздух является важнейшим условием жизни на Земле, он влияет на человека, на растения, на животных, на здания, сооружения и др. Поэтому загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на окружающую среду. Основные загрязнители атмосферы – окись углерода (СО) и сернистый газ (SO2). Из уроков химии мы знаем, что он образуется при сжигании минерального топлива.

Углекислый газ (СО2) естественным образом входит в состав атмосферы Земли, но его концентрация постоянно увеличивается. Он попадает в атмосферу различными способами:

– транспорт выделяет 70,6% углекислого газа;                  

– сброс отходов, распыление химикатов и т.д. – 12,3%;

– сжигание топлива – 10,3%;     

– промышленность – 6,8%.     

В основном загрязнение наблюдается над промышленными районами (слайд №18).

Парниковый эффект (сообщение).

 В естественном составе атмосферы содержатся углекислый газ, метан и окись азота, играющие в жизни планеты важную роль. Задерживая часть теплового излучения Солнца, они нагревают земную поверхность. При отсутствии такого парникового эффекта температура у поверхности планеты в среднем была бы -20?С, и жизнь на Земле оказалась бы практически невозможна. Усиление парникового эффекта в виде увеличения количества задерживаемого тепла связано с повышением концентрации этих газов в атмосфере. За последние 150 лет она возросла на 25%. Главными причинами, скорее всего, стали сжигание промышленными предприятиями и транспортом огромного количества горючего топлива. Правда, у природы есть свои способы снижения концентрации углекислого газа в атмосфере. Во-первых, растения используют его в процессе фотосинтеза, производя питательные вещества для себя и кислород для атмосферы. Во-вторых, углекислый газ растворяется в водах Мирового океана. А вот справятся ли эти естественные регуляторы с повышенной нагрузкой, зависит от бережного отношения к ним людей.

Глобальное потепление (слайд №19).

Разрушение озонового слоя (слайд №20).

Содержащийся в атмосфере озон концентрируется на высоте 20-30 км от Земли. Он задерживает и рассеивает большую часть жестокого космического излучения, гибельного для всего живого. Такое излучение вызывает рак кожи и уничтожает планктон – основу пищевой цепи моря. В 1970-х гг. над Антарктидой была обнаружена зона резкого уменьшения озонового слоя – озоновая дыра. Основной причиной этого считается выброс в атмосферу фреонов (хлорфторуглеродов), используемых в холодильниках и аэрозольных баллончиках. Эти соединения разрушают озон, превращая его в кислород. Одна молекула хлорпфторуглерода способна разрушить до 100 тыс. молекул озона. В 1990 году 92 страны подписали в Лондоне документ о полном прекращении производства фреонов к 2000 году. Но восстановление озонового слоя – длительный процесс, поскольку фреоны способны сохраняться в атмосфере 50-100 лет, и лишь через 5-10 лет они достигнут ее верхних слоев, где начнется их распад.

Кислотные дожди.  

Сернистый газ служит главным источником кислотных дождей, которые особенно широко распространены в Европе и в Северной Америке. Химические вещества смешиваются в воздухе с водяными парами и кислородом. Так образуются губительные для всего живого кислотные дожди. Ветер быстро гонит облака, поэтому кислотный дождь может пролиться далеко от промышленной зоны.

Многие страны Европы страдают от сильного загрязнения атмосферы из-за переноса воздушных масс. Циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема загрязнения приобрела глобальный характер (слайд №21).

8. Сделайте вывод о глобальных изменениях в атмосфере (слайд №22).

9. Вы согласны с тем, что проблемы охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира?

 Проблема загрязнения окружающей среды касается всех оболочек земной поверхности. Поскольку в природе существуют круговороты веществ, поверхностных вод, циркуляционные процессы в атмосфере, невозможно ограничить загрязнение пределами одной страны или региона. Поэтому проблема загрязнения окружающей среды приобрела глобальный характер, ее решение требует совместных усилий всего мирового сообщества, которые координируются ООН и другими международными организациями.

Расскажите об основных путях решения природоохранных проблем (слайд №23).

 Первый путь заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300м и более, рекультивации земель и др.

Второй путь состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранительной (“чистой”) технологии производства, в переходе к малоотходным и безотходным производственным процессам. Этот путь является главным, поскольку он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды.

Третий путь заключается в глубоко продуманном, наиболее рациональном размещении так называемых “грязных” производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

Охраняемые природные территории (слайд №24 - 26).

IV. Закрепление изученного материала.

Заполнение таблицы.

V. Подведение итогов.

Мы рассмотрели основные источники загрязнения, последствия и пути решения проблем атмосферы, литосферы и гидросферы. Я надеюсь, что каждый из вас извлек урок из всего сказанного, осознал значимость проблем охраны окружающей среды как для земли и общества в целом, так и для себя лично. Пословица, записанная на доске, полностью соответствует истине. Надеюсь, что слова Р. Рождественского “Неужто внуки лишь по Красной книге узнают, как богаты были мы” не сбудутся, и каждый из нас приложит максимум усилий, чтобы самые пессимистические прогнозы о состоянии нашей планеты в будущем не оправдались.

На следующем уроке мы рассмотрим природоохранную деятельность и экологическую политику государств, а также познакомимся с географическим ресурсоведением и геоэкологией, а также с другими геоэкологическими и социально-экологическими терминами и понятиями (слайд №27-28).

 Берегите Землю! Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики, на тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем, ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите, берегите Землю, берегите…

VI. Домашнее задание.

Глава №2,  3-4.

Задание в блоке добывания знаний и умений №10 (1,2) или №9 (слайд №29).

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн