Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игровая культура донских казаков

Submitted by Галина Постолова on чт, 28/05/2015 - 19:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Постолова Галина, Данилиди Дарья, Беспалов Сергей, Высоцкая Виктория, Неривная Елена
Место работы, должность: 

Студенты Южного Федерального Университета, Института Филологии, Журналистики и Межкультурной Коммуникации.

Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
школы-интернаты, детские дома
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 

• Обучающая - знакомство с культурой и историей казачества; изучение особенностей народной игры на примере донских игр
• Развивающая - создание условий для формирования коммуникативных навыков и умения действовать сообща; создание доброжелательной атмосферы, развитие креативного мышления и приобретение чувства уверенности в себе (в ходе игры), а также умения выражать свое мнение в письменной форме (в ходе заполнения анкеты)
• Воспитательная - воспитание у детей патриотизма, уважения и интереса к истории и традициям родины, приобщение детей к истокам народных культур.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Компьютер, интерактивная доска (или телевизор).

Краткое описание: 
<p>Данный урок&nbsp;направлен на систематизацию знаний о донской культуре казаков на материале донских игр.</p>

Ход урока

1. Вступление

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим об «Игровой культуре донских казаков».

2. Теоретическая часть

 Итак, кто же такие казаки? (слайд 2) Происхождение слова «казак» полностью не выяснено учёными. Есть две версии значения:

1. казак — производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников;

2. слово казак — тюркского происхождения, им называли или свободного, вольного, независимого человека, или военного стража на границе.

(слайд 3) На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири.

(слайд 4) Те или иные казачьи общины входили в состав конкретного казачьего войска, которое с течением времени стало включаться в общую систему государственного управления страны. Одновременно происходит и процесс полного оформления прав и обязанностей казаков и их особой социальной функции.

Язык казаков — русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие. Казаки пользовались русской письменностью. (слайд 5) К 1917 году насчитывалось 4 миллиона 434 тысяч казаков и казачек.

В настоящее время точные данные о численности казаков и их потомков практически отсутствуют. (слайд 6) По различным примерным подсчетам, в 73 субъектах РФ проживает примерно 5 миллионов казаков. Количество казаков, находящихся в местах компактного проживания в Казахстане и на Украине, а также число их потомков в дальнем зарубежье неизвестно.

(слайд7) Основными видами хозяйственной деятельности казаков являлись земледелие, скотоводство, рыболовство. В облике казака сочетались черты воина и труженика-земледельца. (слайд 8) Для казачества характерен высокий уровень бытовой культуры (строительство и содержание жилья и хозяйственных построек, ведение хозяйства, аккуратность в одежде, чистоплотность и т.д.) и нравственности (честность, порядочность, доброта, отзывчивость).

(слайд 9) Женщины-казачки являлись равноправными членами казачьего общества, хранительницами домашнего очага; воспитывали детей, заботились о стариках, энергично занимались хозяйством. У казаков была продуманная традиционная система воспитания подрастающего поколения. (слайд 10) Часто под одной крышей жили семьи нескольких поколений казаков. Теперь у меня вопрос к вам: как вы думаете, почему казаки считали, что в одном доме должны жить семьи нескольких поколений?...

Казаки – очень верующие люди. Среди них можно встретить православных, старообрядцев, немного мусульман и буддистов.

Культура казачества имеет в себе особенности, относящиеся к разным народам. Например, славяно-русским и тюркско-татарским. (слайд 11) Но также у казаков есть и свои собственные отличительные черты: своеобразие духовного, военного, хозяйственно-бытового укладов жизни (историческая память), своеобразная духовная система ценностей (устное народное творчество, особенно песенный фольклор, танцы, система воспитания, семейно-бытовые обычаи, календарные праздники и обряды), материальная (жилища, одежда, предметы домашнего обихода и т.п.). Также у казаки имеют особенную детскую культуру. Именно с ней сегодня мы познакомимся поближе.

(слайд 12) У сельской молодёжи было свободное время, когда они отдыхали и развлекались. (слайд 13) Развлечения эти делятся на игры (со строгими правилами и устойчивым игровым действием : подвижные, хороводные, круговые), забавы (где правила неустойчивы: развлечения и шутки с кувырками, различные соревнования на силу, ловкость, выносливость) и шутки (подшучивания, розыгрыши, заигрывания, озорство, словесные насмешки).

Характерными чертами игры являются получение удовольствия, соревновательный характер, а неотделимой чертой соревнования является случай. Отличительной чертой игры является спонтанность и непредсказуемость. (слайд 14) Теперь у меня вопрос к вам, ребята: кто из вас знает, что обозначает слово спонтанный?

(слайд 15) По месту проведения развлечения делятся на посиделочные и уличные (на гуляниях, во время катания с гор, уличное озорство и т.д.)

Также игры бывают детские, подростковые, молодежные, игры женатой молодежи, игры пожилых и стариков. Традиционно даже воспитание и уход за младенцем проходил в игровой форме. В совместной игре (взрослых с детьми) происходила передача не только игрового опыта, но и усваивание норм поведения, формировались необходимые личностные качества. А когда дети наблюдали за обрядами взрослых и воплощали увиденное в ролевых играх, происходило их приспособление ко взрослой жизни.

С помощью празднично-игровых форм, таких как молодежные игрища, гуляния с хороводами, играми и плясками, катания на праздник, смотры девушек-невест и драки происходило общение между разными селениями. На таких мероприятиях участники получали информацию о культуре, быте и языке всех своих соседей.

(слайд 16) Существовало также деление на девичьи и парнячьи игры. Например, многие шутки, розыгрыши, имеющие довольно жестокий характер, практиковались только в мужской компании.

(слайд 17) Также игры способствовали объединению и сплочению.

Когда люди выполняли какую-то работу, в результатах которой были заинтересованы все участники (жатва, молотьба и т.п.), эта работа с легкостью переходила в игру, которая не только не мешала труду, но наоборот, привносила активности, энергии. Соревнования между работниками побуждали работать интенсивнее, пение и пляска помогали настроиться на работу или расслабиться по пути домой. Этому же способствовали шутки, озорство, заигрывания. Кроме того, были специальные игровые обычаи, которые, как считалось, способствуют труду (например, обычай бежать наперегонки с рождественской и пасхальной служб, чтобы потом быть первым в работе).

(Слайд 18) Специальные игровые формы помогали выбору невесты или жениха, сюда относились приветствия, припевания, величания (с их помощью присутствующие выражали одобрение или неодобрение выбора пары), (слайд 19) присаживания к девушке «за прялку», заигрывания (например, парень выхватывал у девушки веретено и требовал в качестве выкупа поцелуй), гадания на жениха, даже выходки и озорство. Некоторые игры инсценировали свадебный обряд.

(слайд 20) С помощью определенных игровых форм также регулировалось поведение молодежи. Существовали, например, игровые наказания, которым подвергался проигравший или нарушивший правила игры. Часть наказаний была сходна с испытаниями на силу и ловкость, а часть – с розыгрышами и подшучиваниями. Были и такие игры, которые предполагали назначение «наказания» всем участникам игры (например, всем известная игра «в фанты»). При играх в «городки» проигравшие возили на спине победителей. Во многих играх основой были «смотрины» невесты, где её испытывали на наличие качеств, которые должны быть у девушки. Ребята, как вы считаете, какими качествами должна обладать невеста?

(слайд 21) Теперь мы с вами познакомимся с детскими донскими играми.

  1. Хоронички (жмурки, прятки).Ведущему завязывают глаза, игроки прячутся. Как только игроки спрячутся, ведущий начинает искать их. Кого первым найдет - тот ведущий.
  2. «Найди кольцо»(булавочка, колечко).Игроки садятся в круг со сложенными руками(ладонями внутрь).Ведущий ходит с колечком/булавочкой. Он должен кому-то незаметно положить в руки колечко/булавочку. Ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», и человек, которому дали колечко/булавочку, выбегает. Остальные игроки должны догадаться, кому дали колечко/булавочку, и схватить игрока, не дав ему выбежать. Если игрок успел выбежать, то он становиться ведущим.
  3. В кругового(выбивного).Чертили большой круг(около 5м в диаметре).Половина игроков заходит в круг, оставшаяся половина находится вне круга. Игроки, которые стоят за кругом, выбивают мячом тех, кто в кругу. Тем, кто в кругу, нельзя выбегать за пределы круга. Если игрока выбили мячом, он выходит из круга.
  4. В полевого. Игра наподобие футбола. Игрокам нужно забить в ворота противника палками. Отбивают мяч тоже палками.
  5. В пряжку. Игроки садятся в круг. Ведущий ходит позади игроков с пряжкой(шнурок, платок). Ведущий кладет кому-нибудь из  игроков незаметно пряжку и продолжает идти дальше. Если игрок замечает, что ему положили пряжку, то он берет пряжку, бегает за ведущим и стегает его.
  6. «Я вас люблю». Сидят девушки и парни, музыка играет. Ведущий идет мимо всех и кладет руки на плечи участникам. Музыка прекращается, и на ком ведущий остановился, тот говорит: «Я вас люблю». Ведущий: «Чем докажешь? Чем докажешь?» и предлагает участнику поцеловать, станцевать, спеть и тд.
  7. В бешеную телушку. Игроки берут за руки друг друга и начинают кружиться. Кто оторвется - тот бешеная телушка.
  8. В утки. Ныряли в реку летом и плавали. Кого догонят - тот и утка. «Утка» догоняет других игроков.

3. Практическая часть

А теперь давайте сыграем в игру (слайд 22) «Найди кольцо».

А теперь сыграем в игру (слайд 23) «Я люблю тебя».

4. Заключительная часть

Ребята, я надеюсь, что урок вам понравился. Прежде чем заполнить небольшие анкеты, я хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были большие молодцы, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам «Спасибо за урок». А теперь приступим к заполнению анкет (раздаются анкеты).

Вопросы в анкете:

1. Понравилась ли Вам тема урока?

2. Хотели бы Вы в дальнейшем участвовать в проведении таких уроков?

3. Что Вам запомнилось больше всего из увиденного и услышанного?

4. Что Вам не понравилось на уроке?

Прикрепленный файл Size
урок.pptx 3.35 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн