Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 6 классе Тема урока: Лексика. Слово и его значение.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Зимина Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

Иркутская область, г.Братск, МБОУ "СОШ № 36"

Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Образовательные: 

повторить знания по теме «Лексика», изученные в 5 классе,  содержание понятий:

словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное  значение слов, омонимы, синонимы, антонимы;

Развивающие: развивать навыки работы со словарем, извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций;

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; развитие коммуникативных УУД. Воспитание уважения и сотрудничества.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
25
Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор.

Краткое описание: 
<p><strong>Урок русского языка в 6 классе</strong></p> <p><strong>Тема &nbsp;урока: Лексика. Слово и его значение.</strong></p> <p>&nbsp;</p>

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД

 Организационный момент

 

Приветственное слово учителя:

— Доброе утро, ребята. В начале урока мне хотелось бы прочить вам стихотворение:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы

  1. Опрос по домашнему заданию.

Индивидуальный опрос.

Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

II.Мотивация учебной деятельности

Постановка целей и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Закончите предложения.

 Текст – это…речевое высказывание, в котором предложения связаны общей мыслью, темой.

 Тема текста – это…то, о чем говорится в тексте.

 Основная мысль – это…то, что хотел сказать автор.

Фонетика – это …

Орфография – это …

Тему сегодняшнего урока поможет   определить загадка: не мед, а ко всему липнут.  Что это? Как называется раздел науки о языке, который изучает слова?

  1. Повторение изученных сведений. Презентация.

 

  1. Орфоэпическая разминка.

БаловАть, одноврЕменно, досУг, звонИт, балУю, мастерскИ, красИвее, облегчИть, хвОя, включИт, щавЕль, ревЕнь.

Как  называется  наука  о  литературном  произношении  и  ударении? ( орфоэпия  от   греческого  орфос  - прямой, правильный; эпос – речь)

 ( проверка  с  объяснением  лексического  значения  слов)

3.Работа с Толковым словарем учебника стр.171.

Определить  лексическое  значение слов: дайвер, беркут, плато, орден.

.  Электронная  игра. Проблема: как определить лексическое значение слова? Презентация. Слайд  № 2. Знаете ли вы значение этого слова?

Лексикология. Что она изучает?  Какая морфема в слове содержит лексическое значение? (Лексика – словарный состав русского языка, логос – учение)

Работа в тетрадях. Упражнение № 92. Выполнение  по вариантам.  Взаимопроверка. Каким образом связано лексическое значение слова с

его правописанием? Назовите орфограммы, которые обозначили.

Рассмотреть рисунок. Можно ли, не зная значения слов, догадаться по рисунку, что это такое?

Если нет рисунка, куда мы будем обращаться?

Слайд №3.Определи лексическое значение слов.

Слайд № 6.Слова-синонимы. Творческое задание.

Подобрать  и вставить синонимы в текст. Спишите предложения, вставляя на месте пропусков подходящие слова-синонимы.

На нас смотрит симпатичное, ... лицо девушки. Её лукавая, ... улыбка, смеющиеся, ... глаза заставляют и нас улыбнуться и по­радоваться её счастью. Жизнерадостное, ... настроение передаёт­ся нам, и, наверное, поэтому так приятно, ... смотреть на эту де­вушку, любоваться её одеждой.

Платье девушки из прозрачного, ... материала. Оно подчёрки­вает нежность и молодость Арсеньевой, её изысканный, ... вкус.

Ощущение радости, ... остаётся от этой картины.

Попробуйте самостоятельно описать (устно) некоторые детали одежды Е. Н. Арсеньевой: соломенную шляпку, браслет из жемчуга, украшение на рукаве.

СЛОВАРИК СИНОНИМОВ

Говорить, произносить, объяснять, сказать, заметить, молвить, воскликнуть, заявить, вещать (устар.), вставлять, ронять (вскользь), бросать (вскользь).

Жизнерадостный, бодрый, жизнелюбивый, неунывающий.

Изысканный (вкус), утончённый, тонкий, изощрённый.

Красивый, прекрасный, пригожий, очаровательный, хорошень­кий, привлекательный, прелестный, пленительный, обаятель­ный, чарующий, обворожительный, симпатичный, приятный, милый, славный.

Лукавый (об улыбке), хитрый, с хитринкой.

Маленький, небольшой, мелкий, малый, миниатюрный, крохот­ный, крошечный, кукольный, игрушечный, карликовый, мик­роскопический, незначительный, невидный.

Милосердие, сострадание, сердобольность, жалостливость, от­зывчивость, участливость, чуткость, душевность, сердечность.

Приятный, Отрадный, сладкий, сладостный, милый, славный, располагающий к себе.

Прозрачный (о материале), просвечивающий.

Радость, отрада, ликование, веселье, оживление, праздник, тор­жество.

Смеющийся (о глазах), весёлый, задорный, оживлённый, радост­ный, ликующий, сияющий, лучезарный, светлый.

Тревожиться, беспокоиться, волноваться, бояться, не находить себе места, переживать (разг.).

Трудный, нелёгкий, непростой, тяжёлый, тяжкий, затруднитель­ный (о положении).

Физ. минутка для глаз. 

Стихотворение записано на доске. Найти и  подчеркнуть слова с переносным значением. Индивидуальная работа  для сильного ученика.

      Усталое солнце по небу гуляет.

     Ленивая туча над лесом скучает.

     На сонной березе щебечут синицы.

     Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Олицетворение

Как называется такой поэтический прием, когда неживые предметы выступают в роли живых?

 

 

 

 

 

Учащиеся рассказывают о знакомых уже сведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят цели и задачи.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в  разной форме

2. Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

III. Работа  с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности.

Итоги урока

 

 

 

Послушайте стихотворение Я.Козловского. Отгадайте: о каких словах оно? Ученик читает стихотворение.

О чём нас предупреждает Я. Козловский в своём стихотворении?

                Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки. (Омонимы)

 Стр.55. Упражнение 98.Как автор стихотворения обыгрывает явление омонимии?

Что это за слова?
Тебе скажу я — «далеко», 
А ты ответишь — «близко». 
Тебе скажу я — «высоко», 
А ты ответишь — «низко».
На знаниях этого правила можно выделить даже несколько игр,

где потребуется литературно—речевая смекалка.

 Игровой момент. Шарады.

 Надо так подобрать слово с противоположным значением, чтобы оно

завершило стихотворение

Я — антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой 
И в бутылках лимонада. 
А зовут меня ... (прохлада).

Я — антоним слову «смех». 
Не от счастья и утех, 
А бываю поневоле 
От несчастья и от боли, 
От обид и неудач. 
Догадались? Это ... (плач).

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала.
Делу всякому венец. 
Называюсь я ... (конец).

Я — антоним шума, стука, 
Без меня вам ночью мука,
Я — для отдыха, для сна. 
Называюсь ... (тишина).

Слайд № 6. Обобщение сведений. Формулировка решения учебной  проблемы.

Домашнее задание:

Упражнение 99. Составить 2 простых предложения с союзами а и но.

Для сильных учащихся: отредактировать текст упр.№101.

Оценки за урок. Вам понравился урок? Показать смайлики

 

 

 

Разгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражают собственную точку зрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать разные виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).

2. Извлекать информацию из ключевых слов.

3. Производить анализ, синтез, сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Составлять план работы (в соответствии с образцом).

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн