Консультация для родительского собрания "Поможем ребенку адаптироваться к детскому саду" (В разработке)
Размещено: Елена Старицкая - чт, 08/10/2015 - 17:25
Консультация. Ошибки родителей при адаптации детей к детскому саду.
слайд 1. Заглавный
слайд2. Адаптация - приспособление к новым условиям среды, является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам - адаптированности, или негативным (стрессу)
Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
слайд 3. Критерии адаптации. С приходом ребёнка детский сад его жизнь меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Всё это создает для малыша стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии и т.д.)
Адаптационный период – серьёзное испытание для малышей до 3,5-4 лет: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Период адаптации требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Активное сотрудничество педагогов ДОУ с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.
слайд 4. Различают степени тяжести прохождения адаптации
1.Легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
- аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.);
- изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно:
сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней;
ориентировочная деятельность (20 дней);
речевая активность (30-40 дней);
эмоциональное состояние (30 дней);
двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней;
взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается;
функциональные изменения отчетливо выражены;
фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3.Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) :
снижение аппетита (иногда возникает рвота при кормлении);
резкое нарушение сна;
ребенок избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться;
проявление агрессии;
подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения);
изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии;
заболевание в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
слайд 5. Причины тяжелой адаптации
1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима. Ребёнок до 3-х лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В д/с приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим для ребёнка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.
2. Отрицательное первое впечатление от посещения д/с. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в ДОУ.
3. Психологическая неготовность ребёнка к д/с. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
4. Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в д/с.
5. Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
6. Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
слайд 6. Типичные ошибки и способы их предотвращения.
1. Неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти.
Для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, плаксивость – это нормальное состояние дошкольника в период адаптации к д.с. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
2.Обвинение и наказание ребёнка за слёзы. От старших требуется только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям.
3. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в д.с, не планируйте важных дел, лучше отложить выход на работу. Ребёнок может привыкать к садику 2-3 месяца.
4.пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности.Их беспокоит, что скажут окружающие, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли “мамы” и “папы”. Прежде всего, им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
5.Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всё также рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему, преодолевать трудности.
способы уменьшить стресс ребенка
- приучать ребёнка к д.с постепенно. Родителям следует заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения ДОУ.
- ни в коем случае не «убегать», пока ребенок не видит, это приведет к тому, что ребенок, до этого постоянно находящийся рядом с мамой, может думать, что мама исчезла навсегда, постоянно будет испытывать тревогу, когда мама отлучается. Необходимо говорить, что вы уходите и обязательно за ним вернетесь.
- создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- первые дни не следует оставлять малыша в д.с. более чем на 2 часа. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Через 2-3 недели (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
- каждый раз, после прихода из д.с., необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Заостряйте внимание ребёнка на положительных моментах, т.к. это формирует позитивное отношение к ДОУ.
- если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
- желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- в выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
- дайте ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в д.с. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там, пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
слайд 7. Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом.
• Быстро засыпает, вовремя просыпается.
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Использован материал, Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации" автор Хмелевская Марина Владимировна