Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок 6 класс "Космическая роль зеленых растений"

Фото пользователя Елена Сергеевна Тютюник
Submitted by Елена Сергеевна Тютюник on Sat, 31/10/2015 - 08:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тютюник Елена Сергеевна
Место работы, должность: 

Учитель биологии МАОУ "Средняя школа №33" г. Петропавловска-Камчатского

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p>Технологическая карта</p> <p>Предмет: биология</p> <p>Класс: 6</p> <p>Автор УМК: И.Н. Пономарева</p> <p>Тема урока: Космическая роль зеленых растений</p> <p>Тип урока: Изучение нового материала</p> <p>Цели урока: раскрыть сущность космической роли зеленых растений для жизни на Земле, сформировать знания о роли зеленых растений на Земле, развивать логическое мышление обучающихся, умение формулировать проблему урока, делать выводы, уметь объяснять взаимосвязь живых организмов и факторов неживой природы. <strong>Развитие УУД</strong>.</p> <p>Формы работы: слово учителя, групповая работа и работа в парах по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения биологических задач</p> <p>Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий)</p> <p>Оборудование: мультимедиа, презентация по теме &laquo;Космическая роль зеленых растений&raquo;, карточки с заданиями (приложение № 1)</p>

Технологическая карта

Предмет: биология

Класс: 6

Автор УМК: И.Н. Пономарева

Тема урока: Космическая роль зеленых растений

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока: раскрыть сущность космической роли зеленых растений для жизни на Земле, сформировать знания о роли зеленых растений на Земле, развивать логическое мышление обучающихся, умение формулировать проблему урока, делать выводы, уметь объяснять взаимосвязь живых организмов и факторов неживой природы. Развитие УУД.

Формы работы: слово учителя, групповая работа и работа в парах по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения биологических задач

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий)

Оборудование: мультимедиа оборудование, презентация по теме «Космическая роль зеленых растений» (прикрепленный файл), карточки с заданиями (приложение № 1)

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование

I этап:

Предъявление проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание, содержащее загадку, с целью создания проблемной ситуации для обучающихся:

 

Вопрос:

Какая наша планета?

Подберите определения прилагательные, чтобы дать ей характеристику (слайд 1).

 

А теперь представьте, что на нашей планете произошла глобальная экологическая катастрофа (слайд 2). Все вулканы активизировались, и огненная лава изливалась на поверхность земли, огромные разломы появлялись в коре, и туда проваливались целые города. Цунами величиной с многоэтажные дома приносили потоки вод вместе с морскими обитателями.

Огненная лава сталкивалась с водой и застывала в причудливой форме. Это длилось несколько дней.

Затем все стихло. И казалось, что не осталось жизни на Земле. Но появилось небольшое шевеление в земле, и на поверхность выбралось несколько человек, оставшихся в живых, и один из них сказал: «Да, будет сложно выжить в таких условиях, но у нас есть самое главное, и это поможет нам выжить, и достал холщовый мешок, чем –то наполненный».

Вопрос: Что находится в мешке? (слайд 4)

 

 

 

Ответы:

Зеленая, голубая,

красивая, замечательная и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся могут быть самые разнообразные.

Правильный ответ: семена растений.

Регулятивные действия (целеполагание, прогнозирование), познавательные (осознанное построение речевого высказывания, самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели), логические (анализ объектов, выбор критериев для сравнения), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем).

 

II этап: формулировка проблемной задачи (вопроса, ситуации)

III этап: проблемный вопрос

Вопрос:

Возможно ли существование человека и других живых организмов на Земле без растений?

 

Возможно ли существование человека и других живых организмов на Земле без растений?

Обучающиеся формулируют проблему.

 (слайд 2) Гипотеза:

Существование человека и других живых организмов на Земле без растений невозможно!

 

IV этап: составление гипотез и отбор оптимальной

Вопрос: Ребята, что необходимо человеку для того что бы выжить после глобальной катастрофы?

Учитель записывает ответы на доске:

  • Питаться
  • Дышать
  • Расти
  • Развиваться
  • Размножаться и др. 

Вопрос: Какие из потребностей человека могут удовлетворить растения?

(Выделяются процессы в организме человека, которые зависят от жизнедеятельности растений)

Ответ:

Питаться

Дышать

Расти

Развиваться

Размножаться и др.

Регулятивные действия (планирование), познавательные (постановка и формулирование проблемы), логические (выдвижение гипотез), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

 

IV этап: принятие учебных целей и условий их достижения

Определение темы урока:

Как же мы назовем наш урок, если речь сегодня пойдет о роли зеленых растений для человека и всей планеты, возможно единственной во всем космосе и вселенной?

Обучающиеся формулируют тему и записывают в тетрадь:

Тема урока: Космическая роль зеленых растений

Регулятивные действия (планирование), познавательные (постановка и формулирование темы урока), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

V этап: решение проблемной ситуации

На каждой парте находится объект. Каждый из этих объектов связывает нас с Космосом. Также на столе лежат файлы с вопросами. А ответить на эти вопросы вы можете, проанализировав объект на столе, а так же, используя знания, полученные при изучении окружающей природы в 5-6 классах и при помощи параграфа 29 учебника.

Приступим к работе над заданием.
1 вариант: (плоды, орехи, семена и др.)

Вопросы:

1.Назовите способ питания, характерный для человека?

2.Какой пищей питается человек?

3. Может ли он питаться только животной пищей?

4. Значит ли, что человек полностью может быть не зависим от растений в вопросах питании?

5. Какой процесс в растительном организме позволяет растениям обеспечивать питанием собственный организм и травоядных животных?

Итог: И так как же объект на столе связан с Космосом?

Сформулируйте вывод.

 


2 вариант: (кусочек угля и кубик сахара)

Вопрос

1. Теплоэлектростанция вырабатывает электроэнергию за счет сжигания угля. Какова природа этой энергии.

2. Как Вы считаете, могут ли растения накапливать энергию? Приведите примеры.

3. Итог: И так как же объекты на столе связаны с Космосом?

Сформулируйте вывод.

 


3 вариант: пустая чашка (с воздухом с растением)

Вопрос:

1.А связано ли дыхание человека с зелеными растениями?

2. Что необходимо человеку для дыхания?

3.Что Вы знаете о кислороде?

4. Что происходит с кислородом на высоте 25 км?

5. Какое значение имеет озон для живых организмов?

6. Итог: И так как же объекты на столе связаны с Космосом?

Сформулируйте вывод.

 


 4 вариант: (надутый человеком воздушный шарик)

Вопрос:

1. Меняется ли количественное соотношение кислорода и углекислого газа в атмосфере со временем?

Учтите процессы дыхания и фотосинтеза.

2. Какое значение играют растения в постоянстве его    состава?

3. Сколько углекислого газа содержится в атмосфере?

4. Итог: И так как же объекты на столе связаны с Космосом?

Сформулируйте вывод.


5 вариант: (опавшая листва или почва)

Вопросы:

1.Как используются органические вещества животными?

2.Что происходит с органическими веществами при гниении и разложении живых организмов?

3. Что такое почва?

4. От чего зависит плодородие почвы?

5. Что такое гумус?

Сформулируйте вывод.

 

Обобщим: Итак, мы вместе сформулировали  5 выводов, которые объясняют роль зеленых растений на Земле.

Так какова же космическая роль растений?

Благодаря какому веществу осуществляется космическая роль растений?

Каким способом энергия солнечных лучей обеспечивает жизнедеятельность всего живого мира?

 

Какую проблему мы сегодня с вами решили?

Возможно ли существование человека и других живых организмов на Земле без растений? К каким выводам пришли?

Учитель подводит итог, что питание и дыхание человека зависит от растений.

Подтвердили ли мы сегодня на уроке гипотезу? Существование человека и других живых организмов на Земле без растений невозможно!

Ответы:

1 вариант:

1.Гетеротрофный.

2.Растительной и животной пищей.

3.Да, может.

4.Нет, так как животные, которыми питается человек, в основном являются травоядными.

5.Фотосинтез (слайд 5).

Выслушиваются ответы обучающихся.

Обучающиеся объясняют, а затем формулируют вывод и записывают в тетради:

1.Растения в ходе фотосинтеза преобразуют энергию Солнца в энергию органического вещества, которое используют другие живые организмы для своего питания.

2 вариант:

1. Это энергия Солнца, которое светило миллиард лет назад.

2. Растения могут накапливать энергию в органических веществах и запасать их в стеблях, корнях, луковицах, плодах, семенах (слайд7).

Обучающиеся формулируют вывод и записывают в тетрадь:

2.Зеленые растения могут накапливать органическую массу и, следовательно являются отличными

Энергоносителями, запасая

энергию солнечных лучей.

3 вариант:

1.Да.

2.Кислород.

3.Газ в составе воздуха.

4. Кислород образует озоновый слой

5. Задерживает ультрафиолетовые лучи

Обучающиеся формулируют вывод и записывают в тетрадь:

3.Накопление кислорода в атмосфере и   образование  озонового слоя

4 вариант:

Ответ:

1.Количество кислорода и углекислого газа в атмосфере остается относительно постоянно.

2. Растения  при фотосинтезе углекислый газ поглощается, а кислород выделяется.

3. 0,03%

Обучающиеся формулируют вывод и записывают в тетрадь:

4.Обеспечение постоянства содержания  углекислого газа

5 вариант:

1. Использую в пищу

2. При  разложении растений и животных образуется почва, богатая  минеральными  веществами, которые могут опять использовать растения.

3. Материнская парода в комплексе с органическими веществами.

4.5. от количества органических веществ – гумуса.

Обучающиеся формулируют вывод и записывают в тетрадь:

5.Создание почвы на Земле.

 

Вывод:

Жизнь на Земле без растительных организмов невозможна.

 

Существование человека и других живых организмов на Земле без растений невозможно!

Регулятивные действия (контроль), познавательные (поиск и выделение

необходимой информации, структурирование знаний, контроль процесса деятельности), логические

(анализ объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные.

 

IVэтап: итоговый самоконтроль и самооценка (рефлексивное осмысление и самопознание)

 

Полученные знания должны иметь практическое применение в жизни.

Выполните задания, используя приложение No1.

Оценивается работа обучающихся на уроке.

Обучающиеся выполняют задания

из приложения No1 (групповая работа).

Обучающиеся объясняют, что нового они узнали на уроке.

 

Регулятивные действия (коррекция, оценка), познавательные (контроль и оценка результатов деятельности).

 

Vэтап:

домашнее задание (слайд 11)

 

Параграф 29.

Ответить на вопросы 1, 2 ,4 ,5 письменно в тетради.

Творческое задание для обучающихся.

Составить сказку «В гостях у хлорофилла». При составлении сказки необходимо использовать не менее 10 биологических терминов

Запись домашнего задания.

 

 

Приложение 1

 Тема: Космическая роль зеленых растений

Задание 1.

Прочитайте текст письма. Найдите ошибки, допущенные автором письма? Исправьте ошибки.

Здравствуйте, юные биологи! С приветом к вам Вася Перепуталкин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А вы знаете его?

Фотосинтез происходит в корнях и листьях только ночью, когда никто не мешает. В ходе этого процесса образуется вода, а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал, а потом глюкоза. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.

Задание 2.

Сформулируйте ответы на вопросы.

1.Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему?

2.  Салат срезали утром - самый сочный, вечером – самый сладкий,  в обед - весил меньше всего. Объясните почему.

3. Картофельную ботву скосили - самый низкий урожай, а оборвали цветы – самый высокий. Почему?

4.В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час?

5.К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”. какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа?

6. Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год?

7. В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов?

8. Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц?

Задание 3.

Выберите правильный ответ:

1. Зеленые растения, поглощая солнечную энергию, образуют:

   а) органические вещества; б)  минеральные; в) не образуют ничего

2. На полях после уборки урожая поглощенные растениями минеральные вещества:

  а) возвращаются в почву; б) не возвращаются в почву; в) их нет в почве.

3. С помощью хлорофилла из углекислого газа и воды в листе образуются:

а) органические вещества; б) неорганические вещества; в) ничего не образуется.

4.Зеленые растения, поглощая энергию солнца, преобразуют ее в:

а) в энергию химических связей; б) тепловую энергию; в) не преобразуют.

5.Роль зеленых растений называют космической потому что:

а) они из космоса получают энергию солнечного света; б) потому что наша планета находится в космосе; в) не получают энергии из космоса.

6. С появлением растений на Земле появился:

а) кислород; б) углекислый газ; в) азот

7. Поступившая из космоса энергия солнца запасается растениями в виде:

а) белков; б) углеводов (сахаров); г) жиров; в) всего вместе.

Задание 4.

Вставьте  пропущенные слова в текст:

Растения, усваивая солнечную энергию в __________, создают огромное количество ____________ веществ. За счет этих веществ существуют все ____________ организмы. Таким образом, энер­гия, с которой связаны процессы жизнедеятельности всех организмов, это _____________ энергия. Энергия, «законсервированная» зелеными расте­ниями много миллионов лет назад, хранится в  каменном ________ и ис­пользуется человеком. Солнечная энергия при почвообразовании перешла в почвенный ________ .

Приложение 2

1 вариант: (плоды, орехи, семена и др.)

Ответить на вопросы вы можете, проанализировав объект на столе, а так же, используя знания, полученные при изучении окружающей природы в 5-6 классах и при помощи параграфа 29 учебника.

Вопросы:

1.Назовите способ питания, характерный для человека?

2.Какой пищей питается человек?

3. Может ли он питаться только животной пищей?

4. Значит ли, что человек может быть полностью не зависим от растений в вопросах питании?

5. Какой процесс в растительном организме позволяет растениям обеспечивать питанием собственный организм и травоядных животных?

Сформулируйте вывод.

2 вариант: (кусочек угля и кубик сахара)

Ответить на вопросы вы можете, проанализировав объект на столе, а так же, используя знания, полученные при изучении окружающей природы в 5-6 классах и при помощи параграфа 29 учебника.

Вопрос

1. Теплоэлектростанция вырабатывает электроэнергию за счет сжигания угля. Какова природа этой энергии.

2. Как Вы считаете, могут ли растения накапливать энергию? Приведите примеры.

Сформулируйте вывод.

3 вариант: пустая чашка (с воздухом с растением)

 Ответить на вопросы вы можете, проанализировав объект на столе, а так же, используя знания, полученные при изучении окружающей природы в 5-6 классах и при помощи параграфа 29 учебника. пустая чашка (с воздухом с растением)

Вопрос:

1.А связано ли дыхание человека с зелеными растениями?

2. Что необходимо человеку для дыхания?

3.Что Вы знаете о кислороде?

4. Что происходит с кислородом на высоте 25 км?

5. Какое значение имеет озон для живых организмов?

Сформулируйте вывод.

 4 вариант: (надутый человеком воздушный шарик)

Ответить на вопросы вы можете, проанализировав объект на столе, а так же, используя знания, полученные при изучении окружающей природы в 5-6 классах и при помощи параграфа 29 учебника.

Вопрос:

1. Меняется ли количественное соотношение кислорода и углекислого газа в атмосфере со временем?

Учтите процессы дыхания и фотосинтеза.

2. Какое значение играют растения в постоянстве его    состава?

3. Сколько углекислого газа содержится в атмосфере?

Сформулируйте вывод.

5 вариант: (опавшая листва, почва)

 Ответить на вопросы вы можете, проанализировав объект на столе, а так же, используя знания, полученные при изучении окружающей природы в 5-6 классах и при помощи параграфа 29 учебника.

Вопросы:

1.Как используются органические вещества животными?

2.Что происходит с органическими веществами при гниении и разложении живых организмов?

3. Что такое почва?

4. От чего зависит плодородие почвы?

5. Что такое гумус?

Сформулируйте вывод.

Приложение 3

  • Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (: за 30 дней – 150 г; за 365 дне – 1825 г)
  • Существует ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат, салат, и т.д.) и временем суток? Почему? (Вечером т.к. в это время накапливается максимум органических веществ, образованных днем в процессе фотосинтеза, а ночью происходит отток этих веществ в другие органы.)
  • Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она поступила? Почему? (Нет, неправильно. Органические вещества, образованные в зеленых листьях в процессе фотосинтеза, оттекают в белые листья кочана, где и накапливаются)
  • В сутки человек потребляет 430 г кислорода. Один гектар леса вырабатывает за час столько кислорода, сколько нужно для дыхания двухсот человек. Какую массу кислорода выделяет гектар леса за один час? (Ответ: 3580 г)
  • В процессе фотосинтеза огурцы, выращиваемые в теплицах, поглощают 1 кг углекислого газа при образовании 7 кг плодов. Сколько кг углекислого гала потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов? Как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе теплиц? (Ответ: 42,85 кг; внесение в почву навоза, торфа обогащает надземный слой воздуха углекислым газом, который выделяется из почвы при разложении микроорганизмами органических веществ)
  • К.А. Тимирязев писал: “В сущности, что бы ни производил сельский хозяин, – он прежде всего производит хлорофилл и уже посредством хлорофилла получает зерно, волокно, древесину и т.д.”. какие агротехнические приемы способствуют накоплению хлорофилла и усилению процессов фотосинтеза в мякоти листа? (Ответ: внесение в почву органических удобрений, соблюдение правил при посадке растений, хорошая освещенность, соблюдение правил полива растений и т.п.)

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн