Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лексико - грамматические игры и упражнения для развития словаря

Дидактические  игры и упражнения для обогащения словаря

Понятие о «слове»

  1. Сколько слов?

Цель. Дать детям понятие «слово».

Оборудование. Книга, кукла, карандаш, мяч и др.

Описание игры. Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы: куклу, книжку, карандаш. Затем берет предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. Дети повторяют слова с опорой на предметы. А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. ( Два слова). Какое первое слово? Какое второе слово? А сейчас придумайте сами по одному слову. Придумайте по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

  1. Кто это? Что это?

Цель. Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки.)

Описание игры. Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевленные предметы. Дети отвечают, например: «Книга, игрушки, стол». «Как можно спросить про эти предметы?» - « Что это?».

Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?». Педагог указывает на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню, детей - и спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?). Я буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушевленные предметы, а дети ставят вопрос «Кто?». Таким образом, подводим детей к понятиям «живой, неживой».

3. Назови слово.

Цель. Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие.

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе предметные картинки: стол, кошку, бегущего человека, сидящего человека, бабочку, книжку и т. д. Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: кто это?, что это?, что делает? За правильно выполненное задание ребенок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей.                                                                                                                                                                    

4.Ответь на вопрос.

Цель. Закреплять в речи детей слова, обозначающие предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование. Игрушки, картинки, изображающие одни и те же предметы в действии.

Описание игры. Педагог показывает детям разные предметы, а они их называют. Показывая игрушку, педагог задает детям вопрос. Они отвечают одним словом. Затем педагог показывает картинки, где нарисованы, выполняющие различные действия, и задает вопросы: «Кто это?»  – «Девочка»; «Что делает?» - «Танцует» и т. п. Педагог показывает мяч и спрашивает: «Что это?» - «Мяч»; - «Какой?» - «Круглый, синий» и т. д.

Существительные.

5. Назови то, что покажу.

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном и предложном падежах.

Оборудование. Настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры. Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это оказывается трудно, педагог сам называет предмет, а потом предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу на диван и т. д. Таким образом, он учит детей соотносить слово с предметом. Затем можно загадать загадку: «Пришел мальчик в детский сад, сел и предложил другому мальчику сесть возле него. На чем они сидели?» (На скамейке, на диване).

6. Найди, что надо.

Цель. Учить детей правильно склонять существительные (винительный, предложный, творительный падеж).

Оборудование. Набор предметных картинок.

Описание игры. Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т. п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» (санки). Ребенок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» - «Полотенцем», или: «Нина вытерла руки полотенцем».  «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» - «Ложкой», или: «Оля ест суп ложкой». Свой ответ ребенок сопровождает показом соответствующей картинки.

7. Что спрятано?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.

Оборудование. Муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры. На столике раскладываются цветы, овощи или фрукты (2—3 штуки). Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-либо предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, гвоздику)». По усмотрению педагога допускается односложный ответ: «Свеклу» и т.д.

 

 

8. Назови то, что покажу

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном и предложном падежах.

Оборудование. Настоящая и игрушечная мебель.

Описание игры. Педагог рассаживает детей так, чтобы они видели перед собой отдельные предметы мебели, и предлагает назвать их. Если это оказывается трудно, педагог сам называет предмет, а потом предлагает кому-нибудь из детей перенести, например, куклу на диван и т.д. Таким образом, он учит детей соотносить слово с предметом. Затем можно загадать загадку: «Пришел мальчик в детский сад, сел и предложил другому мальчику сесть возле него. На чем они сидели?». (На скамейке, на диване).

9. Кто скорее перенесет предметы?

Цель. Закреплять в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.

Оборудование. Детская посуда и мебель.

Описание игры. Играющие садятся на стульчики, напро­тив ставятся два стула, на них кладут 5—6 предметов из двух раз­ных категорий, например: детская посуда (чашка, блюдце, чай­ник), детская мебель (кроватка, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из каждой команды становятся око­ло стульев с предметами и по сигналу «Раз, два, три — бери по­суду!» начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей. Образец речи: «Я перенес чайник (чашку, блюдце)» и т.д.

10. Что с чем?

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.

Оборудование. Любые предметы, необходимые в быту, (ключ, молоток, вешалка, тарелка, чашка и др.).

Описание игры. Предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, из чего пьют молоко и т.д. Вызванный ребенок выбирает и называет нужный предмет.

Образец речи ребенка: Суп едят из тарелки. Дверь открывают ключом.

11. Найди, что надо

Цель. Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложный падежи).

Оборудование. Набор предметных картинок.

Описание игры. Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т.п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки.) Ребенок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Полотенцем», или: «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Ложкой», или: «Оля ест суп ложкой». «Зина нарисовала домик. Чем она рисовала?» — «Карандашом». «Митя и дедушка собирали в саду яблоки. Куда они клали, яблоки?» — «В корзину». Свой ответ ребенок сопро­вождает показом соответствующей картинки.

12. Кому это нужно?

Цель. Закреплять в речи детей имена существительные в дательном падеже.

Оборудование. Предметные картинки с изображением

орудий труда.

Описание игры. Педагог показывает картинки, изобра­жающие орудия труда, и спрашивает: «Что это? Кому это нужно для работы?» Дети отвечают: «Лейка — садовнику», «Кисть и краски — маляру», «Пила — пильщику», «Наперсток, ножницы — портнихе». Тот, кто правильно ответит, получает картинку.

 

13. Чьи детки?

Цель. Закреплять в активном словаре детей существитель­ные по теме «Домашние животные».

Оборудование. Картинки с изображением взрослых животных и картинки, изображающие их детенышей.

Описание   игры. Педагог раздает детям картинки с изображением животных: собаки, коровы, кошки т.д. Картинки, на которых изображены детеныши, остаются у воспитателя. «Плачут котята, потеряли они свою маму, — говорит педагог, — кто у них мама?» — «Кошка», — отвечает ребенок, у которого есть подходящая  картинка, и берет себе картинку с изображением котят. Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.

14.Сложи животное.

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».

Оборудование. Картинки с изображением домашних животных (каждая в двух экземплярах).

Описание игры. Первый экземпляр картинок остается целым, вторые экземпляры разрезаются на 2—4 части. Педагог

предлагает детям, как следует рассмотреть целые картинки и наз­вать их, а разрезанные части оставляет на столе. Задача: сложить из частей целое животное и снова громко назвать его.

15. Овощи

Цель. Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Овощи».

Оборудование. Достаточно крупные картинки овощей, разрезанные на 2—3—4 части.

Описание игры. Вариант 1. Все части овощей переме­шиваются на середине стола. Каждому ребенку предлагается собрать определенный овощ. И дети молча выбирают нужные части картинки. По мере получения целого изображения дети сообщают, что они собрали: «Я собрал свеклу». Педагог может задать несколько дополнительных вопросов: «Где растет свекла? Что из свеклы готовят?» и др.

Вариант 2. Этот вариант проводится как игра в лото. Веду­щим может быть педагог или ребенок. У него все части овощей. Он показывает любую из частей и спрашивает: «Кому нужна эта часть?» Ребенок, который узнал в ней часть своего овоща, говорит: «Эта часть нужна мне, потому что я собираю свеклу».

Вариант 3. Педагог подбирает сам каждому все части предмета, предлагает сложить и назвать, что получилось.

Аналогично можно проводить игры и с крупными картинками пo другим темам.

16. Обобщения

Цель. Закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Оборудование. Лото.

Описание игры. Лото состоит из нескольких карточек, разграфленных на 6 клеток. На одной из клеток большой карты изображена клубника, на второй — огурец, на третьей — василек, на четвертой — яблоко и т.д. На отдельных маленьких карточках изображены различные ягоды, овощи, фрукты. Педагог, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужна эта карточка?» Играющие должны соответственно отвечать: «Мне нужна эта карточка. Я собираю овощи» и т.д.

Правильной раскладкой является: ягоды на карточку с клубникой, овощи на карточку с огурцом и т.д., т.е. на одну карту собрать все ягоды, на другую — фрукты и т.д. Игра ведется до тех пор, пока не закрыты карты у всех.

Выигрывает тот, кто раньше закроет свою карту, при этом, не допустив ни одной ошибки в ответах.

Прилагательные.

17. Ищи

Цель. Учить детей правильно употреблять в речи при­лагательные, согласовывая их с существительными.

Описание игры. В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного цвета, или одного раз­мера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сиг­налу один начинает перечислять, другие его дополняют. Выиг­рывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.

18. Овощи

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе и падеже.

Оборудование. Картинки с изображением овоще.

Описание игры. Педагог, показывая картинки и спрашивает: «Что это?» — «Это помидор». — «Какого цвета помидор?» — «Помидор красный».

Эту же игру можно провести и с определением формы, вкуса.

Глагол.

19. Руки в стороны

Цель. Учить детей понимать глаголы в тексте.     

Описание игры. Дети вытягивают руки в стороны, сжи­мают кисти в кулак, разжимают и кладут на пояс.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх,

Левой вверх,

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук, тук! Тук-тук-тук!

Сделаем большущий круг!

20.Поскорее пролезай

Цель. Учить детей употреблять в речи глаголы повелительного наклонения.

Оборудование. Обруч, открытки или значки.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Передавая обруч соседу, ребенок говорит ему:

Поскорее пролезай И кольцо передавай!

Выполнив это задание, сосед передает обруч следующему. Самый ловкий получает в награду открытку или значок.

21. Дедушка и внуки

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы в речи.

Оборудование. Стульчики, борода для дедушки.

Описание игры. Все дети — внуки, один — дедушка. Дедушка сидит дома, внуки уходят в свой дом (другой конец комнаты, очерченное место на площадке) и договариваются, что они будут делать, когда придут к дедушке. Затем бегут к дедушке в гости. Дедушка спрашивает: «Где вы были?» — «Дома» (на улице, в саду, в зависимости от задуманного действия). — «Что вы там делали?».

Все дети показывают, что они делали. Дедушка должен угадать и назвать действие словом. Назвав, он бросается ловить убегающих детей. Он может ловить до тех пор, пока дети не добежали до своего дома. Пойманный становится дедушкой.

22. Кто быстрее принесет картинку?

Цель. Учить детей понимать смысловое соотнесение глаголов.

Оборудование. Несколько наборов несложных сюжетных картинок. Каждый набор должен быть объединен одним действующим лицом

1.Девочка — прыгает, читает,  рисует, плачет, вышивает

2.Мальчик — бежит, строит, плывет, катает, спит.

3.Мама – шьет, варит, гладит, пишет, читает.

4.Папа — сидит, читает, пишет, едет, идет.

5.Дедушка — спит, читает, идет, смотрит

6.Бабушка — шьет, вяжет, спит, сидит.

Можно использовать лото «Наша семья».

Описание игры. Вариант 1. На столе разложены картинки только одного набора. Педагог двум детям дает задание найти картинки: 1) девочка шьет;

2) девочка рисует.

Дети одновременно подходят к столу и выбирают нужную. Кто быстрее найдет свою картинку — выигрывает. Если у педа­гога группа детей, их можно разбить на две команды. Тогда за быстроту выполнения задания выигравшим детям дается значок (засчитывается очко). А в конце выясняется, какая команда имеет больше значков.

Вариант 2. На столе раскладываются картинки нескольких или всех наборов. Но каждой паре детей дается задание найти разные действия одного и того же лица, т.е. картинки из одного набора. Игра продолжается далее так же, как в первом варианте. Дети, не владеющие речью, только приносят картинки. Дети, имеющие речь, должны назвать действие (глагол) или простую фразу.

23. Поймай — скажи

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бро­сает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: 

Корова — мычит.

Лягушка—квакает.   
Кошка — мяукает.                                                       

Волк — воет.                                      

Собака — лает.                                 

Тигр — рычит.

Ведущий называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец.

Врач — лечит.

Художник — рисует.

Повар — варит.

Пожарник — тушит.

Плотник — строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец.  

Ваня—катается.
Маша—играет.
Коля—прыгает.
Света — бегает.                                     

Витя — рисует.

Люба — лепит.

Наречие.

24. Холодно — жарко

Цель. Обогащать словарь детей наречиями-антонимами со значением образа действия.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч, детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с проти­воположным значением, например: «холодно — жарко», «быстро — медленно», «тихо — громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

25. Когда?

Цель. Закреплять в активном словаре детей наречия вре­мени.

Оборудование. Кукла и предметы кукольного уголка: посуда, одежда, мебель, предметы туалета.

Описание игры. Педагог играет с куклой: берет ее с кровати, одевает, умывает, причесывает, кормит, ведет гулять, приводит с прогулки, укладывает спать. Каждое действие сопро­вождается беседой. Педагог спрашивает: «Что кукла делает? Когда кукла просыпается? Когда кукла идет гулять?» А дети отве­чают: «Утром, днем, вечером».

26. Вчера, сегодня, завтра

Цель. Учить детей понимать и правильно употреблять наречия времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети встают в круг. Педагог говорит короткую фразу, например: «Мы лепили...» — и бросает ребенку мяч. Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос «когда?»: «... вчера».

Примеры фраз из обихода   детей:

Мы будем петь завтра.

Нам дадут яблоки сегодня.

У Васи день рождения был вчера. Мы пойдем гулять сегодня. Наш праздник был вчера. Я читала Васе сказку сегодня. Кино мы будем смотреть завтра.

27. Утром, днем, вечером

Цель. Закреплять в речи детей- наречия времени.

Оборудование. Сюжетные картинки, отражающие различные моменты жизни детей дома или в детском учреждении.

Описание игры. Дети по очереди берут со стола кар­тинки. Педагог задает вопросы в соответствии с сюжетом: «Когда девочка проснулась? Когда дети рисовали? Когда дети смотрели телевизор?» И т.д.

В зависимости от цели ответы детей могут быть односложными или фразовыми.

28. Что справа?

Цель. Познакомить детей с наречиями места, указывающими направление, и закреплять их в речи детей.

Описание игры. Предварительно педагог предлагает детям поднять правую руку вверх, а затем вытянуть в сторону. Затем он предлагает им посмотреть на правую руку. Это означает, что дети смотрят направо. После этого педагог просит каждого по очереди назвать по одному предмету справа: «Витя, что находится справа от тебя?» Ребенок: «Справа от меня шкаф». За каждый правильный ответ ребенку выставляется на наборном полотне флажок. Игра заканчивается, когда все предметы будут названы. Тогда подсчитывается число флажков и выявляется победитель.

Аналогично проводится игра для названия предметов слева, впереди, сзади, сверху, внизу.

29. Жмурки                                                 /

Цель. Закреплять знание и употребление наречий места «справа — слева», «впереди — сзади».

Описание игры. Выбирается водящий, педагог завязы­вает ему глаза. Педагог водит водящего по комнате, останавливает, несколько раз поворачивает, затем снимает повязку и задает ему вопросы: «Что справа от тебя? Что слева от тебя? Что впереди тебя? Что сзади тебя?» Водящий отвечает, одним словом или полной фразой.

30. Найди игрушку

Цель. Учить детей понимать и употреблять в речи наречья

места.

Оборудование. Игрушки.

Описание игры. Педагог прячет игрушку. Ребенок ищет ее по словесному описанию направлений: «Повернись кругом, сделай три шага вперед, посмотри вниз». Или: «Кукла спрятала между шкафом и окном, ниже окна, но выше стула».

Эту игру можно проводить на улице: «Пойдешь влево, дойдешь до забора, обойдешь забор, подойдешь к дереву, которое стоит справа, сделаешь от дерева пять шагов вперед и там найдешь машину».

Давать задания при повторении игры должны учиться и дети. Дети, допустившие меньшее количество ошибок при выполнении задания, получают значки, флажки и т.д.

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн