Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок изобразительного искусства и литературы на тему: «Художественные образы богатырей в живописи В.М. Васнецова и русских былинах»

Размещено: Ирина Сергеевна Казакова - вт, 26/01/2016 - 05:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Казакова Ирина Сергеевна
Место работы, должность: 

НОУ "Гимназия города Ступино", учитель ИЗО

Регион: 
Московская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Показать связь образов на примерах литературы и изобразительного искусства; расширить познания о творчестве Виктора Михайловича Васнецова и русских былинах о богатырях; составить словесную характеристику богатырей; познакомить с выразительными средствами изобразительного искусства и литературы.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
10
Используемые учебники и учебные пособия: 

Репродукции картин В.М. Васнецова: «Богатыри», «Нестор  летописец», «Витязь на распутье», «После побоища», «Илья Муромец»

Отрывки из былин: « Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калин царь», «Добрыня Никитич и Тугарин – змей»

Используемая методическая литература: 

Материалы из книги Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. , "50 кратких биографий мастеров русского искусства", Ленинград, 1971 г. 

Используемое оборудование: 

Видеопроектор или репродукции картин.

Используемые ЦОР: 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ

Краткое описание: 
<p>На уроке учитель с учениками разбирает описания русских богатырей, данные в литературных источниках, и их изображения на картинах Виктора Михайловича Васнецова. Ученики знакомятся с выразительными средствами обоих искусств, анализируют их возможности, а также мастерство их применения. Благодаря объединению зрительных и словесных образов учащиеся формируют целостное представление о русских богатырях и исторических событиях древней Руси.</p>

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к литературным источникам, которые рассказывают о славных богатырях и их подвигах, а также рассмотрим, как эти древние сюжеты изобразил русский художник-живописец, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926гг.).

  • Итак, какие русские древние литературные источники вы знаете?

Ответы учеников: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», былины.

Учитель: Верно. И вы, наверняка, знаете, кто положил начало  русской летописи «Повести  временных лет», написанной  в 1110 -1118 годах. Это монах Печерского монастыря, летописец Нестор. Вот, как его изобразил Виктор Васнецов.

Летописец Нестор, В.М. Васнецов

Обо всём пишет Нестор. Вот, как звучит "Предание об основании Киева"  (читает ученик)

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».

Учитель: Есть в летописи и рассказ о том, как Русь объединилась под властью князя Владимира Мономаха и даёт отпор половцам. Именно в это время составляется этот замечательный памятник русского летописания, проникнутый мыслью о русской земле, о ее защите, о необходимости единения перед лицом внешеней опасности. Летопись воспевает богатырство, силу, доблесть, подвиги русских воинов.   

«Слово о полку Игореве» - это еще одно  произведение, с которым вы знакомились на уроках литературы.  Это памятник древнерусской литературы конца 12 в., написанный неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича, князя новгород - северского, на половцев в 1185 под свежим впечатлением событий. Тяжёлое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам. 

Вот как в «Слове о полку Игореве» звучит описание этой битвы (читает ученик).

По земле тогда по Русской
Голос пахаря был редок, часто каркал черный ворон,
Ворон с вороном делили труп убитого, и галки
На кормежку сокликались, говоря своею речью.
Так бывало в прежних бранях, в тех полках и в тех походах,
Но такого не бывало и не слышано сраженья,
Чтоб до вечера от рани, чтобы с вечера до света
Били тучи стрел каленых и гремели сабли в шлемы,
Был бы треск булатных копий на незнаемом том поле,
На незнаемом том поле, средь земли той Половецкой.
Под копытами прибитой, там костьми земле посев был,
И она полита кровью, и взошел посев печалью,
Ах, тугой — тоской-бедою на земле взошел он Русской!    (перевод Бальмонта)  

Учитель:  Картина В.Васнецова, посвященная этому сюжету, называется «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1878 г.)

«После побоища Игоря Святославовича с половцами», В.Васнецов  Он начал писать её в 1878 году, и это полотно стало одним из первых в, так называемом, историко-былинном цикле живописца. Однако художник изображает на ней не саму битву, а поле брани после схватки. Как вы думаете, почему? 

Искусствоведы считают, что таким образом художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Поэтому на его картине - не ужасы битвы, а величие смерти за Родину.

Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На тёмно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна.

  • Подходит ли, по вашему мнению, эта иллюстрация к описанию битвы? Что изобразили бы вы? 

Ответы учеников /.../

Учитель: Продолжает начатый художником цикл произведений, посвященных былинным героям, одна из самых известных работ Виктора Михайловича - "Богатыри" (1898 г.).

 «Богатыри», В.Васнецов

Описание образов этих русских воинов художник черпал, как вы правильно сказали, в первую очередь, из былин. Ведь они являются одним из самых ярких литературных источников, повествующих о жизни наших предков. Наука называет былины героическим эпосом. Это патетическое, торжественное песнопение, повествующее о великих деяниях необыкновенных людей. Они имеют песенно-стихотворную форму. Итак, былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель - возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа. 

« Я всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», - так писал Васнецов.

Былины о трех богатырях относятся к Киевскому и Владимиро-Суздальскому периодам в истории былин, к концу Х началу ХI вв.. В это время Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились восточнославянские пелемена, племена по Волге, Оке, Новгородские земли. 

Итак, вы получили задание на дом - найти в былинах об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче их описания. И сейчас мы с вами попробуем исследовать, насколько эти описания совпадают с образами богатырей на полотне Васнецова.

  • Что же мы узнаем о богатырях из былин?

Ответы учеников: Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33 лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Они, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище» . Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить силу. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному городу ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному».

"Витязь на распутье", В.Васнецов  ("Витязь на распутье", 1882 г.) На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ко ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Отрывок из  былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» (читает ученик) 

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:
- Ты скажи-тко, ты откулешний, дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?
Говорил-то старыя казак да Илья Муромец:
- Есть я с славного из города из Мурома,
Из того села да Карачарова,
Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.

Учитель:  Возвращаясь к картине "Богатыри", можно ли угадать, кто из троих - Илья Муромец? По каким чертам?

Ответы учеников: Славный богатырь, кряжист, могуч, с легкостью держит в руке палицу булатную, о прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестъянского лица. 

Учитель: Мы уже знаем с вами, что Илья́ Му́ромец, сын Иванович - историческое , реальное лицо, жившее около 1188 года— один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином.

  • А где Васнецов нашёл описание коня и вооружения Ильи, чтобы изобразить на картине "Илья Муромец" (1914 г.)?

"Илья Муромец", В.Васнецов

Ответ ученика: в былине «Илья Муромец и Калин царь». (читает ученик)

На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек -
Потничек он клал да ведь шелковенький,
А на потничек подкладывал подпотничек,
На подпотничек седелко клал черкасское,

А черкасское седёлышко недержано,
И подтягивал двенадцать подпругов шелковыих,
И шпенёчики он втягивал булатные,
А стремяночки покладывал булатные,
Пряжечки покладывал он красна золота,
Да не для красы-угожества -

Ради крепости всё богатырскоей:
Еще подпруги шелковы тянутся, да они не рвутся,
Да булат-железо гнется - не ломается,
Пряжечки-то красна золота,
Они мокнут, да не ржавеют.
И садился тут Илья да на добра коня,

Брал с собой доспехи крепки богатырские:
Во-первых, брал палицу булатную,
Во-вторых, копье брал мурзамецкое,
А еще брал саблю свою острую,
Еще брал шалыгу подорожную,
И поехал он из города из Киева.

Учитель: А что можно сказать об этом богатыре, прочитав финальный отрывок былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник"?

(читает ученик)

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закричал Разбойник по-звериному -
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.

От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек - так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается.

А й тут старый-от казак да Илья Муромец,
Он скорешенько садился на добра коня,
А й он вез-то Соловья да во чисто поле,
И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:
- Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!
А тут Соловью ему й славу поют,
А й славу поют ему век по веку!

Ответ ученика: эта история характеризует Илью, как бесстрашного и справедливого защитника Киева и Руси.

Учитель: Верно. А что можно сказать по картине о Добрыне Никитиче и что мы узнаём о нём из былин?

Ответ ученика:   Изысканная украшеннocть, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полный справедливости и блaгopoдcтва. Как становится ясно из былин, Добрыня был женат, с людовью и уважением относился к матушке, слушал ее наказы. Князь Владимир посылает его в Орду, на переговоры:

Он молодец женат, не холост,
Он и съездит нынь в Золоту Орду,
Выправит дани-выходы
Да за двенадцать лет.
Написали Добрыне Никитичу посольный лист.

Ответ ученика: Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения, порой, и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня отличается не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыня Никитич был послан и освобождать племянницу князя Владимира Забаву Путятичну, что говорит о большом доверии к этому богатырю.

Тогда Добрыня во нору пошел.
Во тыи в норы да во глубокие,
Там сидит сорок царей, сорок царевичей,
Сорок королей да королевичей,
А простой-то силы - той и сметы нет.
Тогда Добрынюшка Никитинец
Говорил-то он царям да он царевичам
И тем королям да королевичам:

- Вы идите нынь туда, откель принесены.
А ты, молода Забава дочь Потятична,-
Для тебя я эдак теперь странствовал -
Ты поедем-ка ко граду ко Киеву
А й ко ласковому князю ко Владимиру.
И повез молоду Забаву дочь Потятичну.

А вот, как описывается его конь в былине «Добрыня и Змей»

Да йдет на конюшню на стоялую,
А берет в руки узду он да тесьмяную,
А берет он дедушкова да ведь добра коня
Он поил Бурка питьем медвяныим,
Он кормил пшеной да белояровой,
Он седлал Бурка в седелышко черкасское,
Он потнички да клал на спинушку,
Он на потнички да кладет войлочки,
Клал на войлочки черкасское седелышко,
Всех подтягивал двенадцать тугих подпругов,
Он тринадцатый-то клал да ради крепости,
Чтобы добрый конь-то с-под седла не выскочил,
Добра молодца в чистом поле не вырутил.

Подпруги были шелковые,
А шпеньки у подпруг все булатные,
Пряжки у седла да красна золота -
Тот да шелк не рвется, да булат не трется,
Красно золото не ржавеет,
Молодец-то на коне сидит да сам не стареет.

Учитель: Кто же послужил прототипом Добрыне Никитича?

Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях

  • Совпадает ли былинное описание этого богатыря с изображением на картине Васнецова? Как художнику удалось передать его образ?

Ответ ученика: Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. 

Учитель: Каков же наш следующий герой? Кто нашел в былинах характеристики Алеши Поповича?

Ответы учеников: Вот, что сказано в былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» о происхождении Алеши (читает отрывок)

Говорил им ласковый Владимир-князь:
- Гой вы еси*, добры молодцы!
Скажитеся, как вас по имени зовут -
А по имени вам можно место дать,
По изотчеству можно пожаловать.
Говорит тут Алеша Попович млад:
- Меня, государь, зовут Алешею Поповичем
Из города Ростова, сын старого попа соборного.

В былине  «Добрыня и Алеша» так размышляют о достойном богатыре, которого можно послать в  Золотую Орду (читает отрывок):

 Говорит Владимир стольно-киевский:
- Ай же вы князи мои, бояра,
Сильные могучие богатыри!
А кого мы пошлем в Золоту Орду
Выправлять-то даней-выходов
А за старые года, за новые -
За двенадцать лет.
А Алешу Поповича нам послать,

Так он, молодец, холост, не женат:
Он с девушками загуляется,
С молодушками он да забалуется.

Из былин мы узнаем и о хитрости этого богатыря, которая помогла победить Тугарина Змеевича (читает отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»).

В те поры Алеша не слушался,
Взвился с товарищем и вон пошел,
Садилися на добрых коней,
Поехали ко Сафат-реке,
Поставили белы шатры,
Стали опочив держать,
Коней отпустили в зелены луга.

Тут Алеша всю ночь не спал,
Молился богу со слезами:
- Создай, боже,тучу грозную,
А й тучу-то с градом-дождя!
Алешины молитвы доходчивы -
Дает господь бог тучу с градом-дождя.

Замочило Тугарину крылья бумажные,
Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.
Приходил Яким Иванович,
Сказал Алеше Поповичу,
Что видел Тугарина на сырой земле.

И скоро Алеша наряжается,
Садился на добра коня,
Взял одну сабельку острую
И поехал к Тугарину Змеевичу.
Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича,
Заревел зычным голосом:

- Гой еси, Алеша Попович млад!
Хошь ли, я тебя огнем спалю,
Хошь ли, Алеша, конем стопчу,
Али тебя, Алеша, копьем заколю?

Говорил ему Алеша Попович млад:
- Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад.
Бился ты со мной о велик заклад
Биться-драться един на един,
А за тобою ноне силы - сметы нет.-
Оглянется Тугарин назад себя -
В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил.

И пала голова на сыру землю, как пивной котел.
Алеша скочил со добра коня,
Отвязал чембур от добра коня,
И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
Ипривез в Киев-град на княженецкий двор,
Бросил середи двора княженецкого.

И увидел Алешу Владимир-князь,
Повел во светлы гридни,
Сажал за убраны столы;
Тут для Алеши и стол пошел.
Сколько время покушавши,
Говорил Владимир-князь:
- Гой еси, Алеша Попович млад!
Час ты мне свет дал.

Пожалуй, ты живи в Киеве,
Служи мне, князю Владимиру,
Долюби тебя пожалую.
В те поры Алеша Попович млад
Князя не ослушался,
Стал служить верой и правдою

Учитель:  Прообразом Алёши Поповича считается сын ростовского попа Левонтия - Александр (Олеша) Попович. По некоторым утверждениям Алёша Попович родом из Пирятина (Полтавская область). По историческим данным, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Но его отличает не только сила и мужество, но и удаль, натиск, находчивость, сметливость, хитроумие. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. 

  • Как Васнецову удалось передать эти качества младшего из трёх богатырей?

Ответ ученика: Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Хитрость и лёгкость нрава можно определить по глазам богатыря и улыбке.

Учитель: В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Но не отталкиевает, а наоборот делает образ богатыря  более человечным, сложным и интерсным. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в  битве при Калке в 1223 году. 

На эту тему у В.Васнецова есть еще одна картина - "Баян" (1914 г.) 

"Баян", В. Васнецов

На ней, князь Игорь со своею свитою. Все слушают Баяна, который дает напутствие, поднимает ратный дух. Воины и князь сидят полукругом рядом с Баяном. Князь Игорь одет в зеленую тунику и бордовый плащ и, сидя между дружинников, смотрит на горизонт. В картине автор использует темные тона, чтобы передать момент затмения солнца, не сулившее ничего хорошего для дружины. Чтобы показать этот момент, художник делает темными не только небо, но и затемняет землю и одежду героев картины.

  • Итак, как вы считаете, могут ли картины Виктора Михайловича Васнецова служить для нас еще одним источником знаний о жизни и характере наших предков наравне с литературными описаниями?
  • Насколько близок Васнецов в своем представлении о богатырях к образам, созданным в былинах? 
  • Как вы считаете, почему художник посвятил столько картин русским богатырям? Что объединяет этих воинов?

Вывод:  Общей характеристикой для русских богатырей  является, прежде всего, то, что  богатыри - это носители нравственных ценностей русского народа, смысл жизни которых заключен в служении и защите Родины. Сказания о их жизни и подвигах, также как и посвященные им произведения изобразительного искусства, призваны послужить для их потомков примером мужества, отваги и готовности бороться за правое дело.

Прикрепленный файл Размер
Богатырская тема в искусстве.pptx 3.86 Мбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн