Видео смотреть бесплатно

Смотреть жесткий видео

Официальный сайт yerka 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

Фото пользователя Галина Михайловна Бессарабова
Submitted by Галина Михайловна Бессарабова on Tue, 02/02/2016 - 15:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бессарбова Галина Михайловна
Место работы, должность: 

МАДОУ №15, воспитатель

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.</p>

Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.

1. Что такое творчество и кого называют ''творцом''.

2. С какого возраста можно начать развитие творчества?

3. В каких видах деятельности более всего проявляется творческий потенциал ребенка дошкольника.

4. Психолого-педагогические условия развития детского творчества.

5. Технологии развития творчества.

6. Методы диагностики творческого мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

    В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. А.М. Матюшкин выделил два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к творчеству, по мнению Я.А. Пономарева, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б.Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П. Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

     Н.А. Ветлугина определяет понятие творчества как деятельности, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Психологи утверждают, что творчество имеет личностный и процессуальный аспект. Оно предполагает у ребенка наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение творчества выявило важную роль воображения, интуиции, а так же потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих потенциальных возможностей. Творчество основано не только на воображении, но и на мышлении, оно следствие включенности в деятельность всей личности, ее способностей, направленности и мотивов поведения. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфическим творческим моментом считается озарение – интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу.

     Вопрос о том, можно ли научить человека творчески мыслить и развить у него способности к творчеству, до сих пор окончательно не решен. Некоторые ученые считают , что интеллектуальные творческие способности человека врожденные, и если у человека их нет, то и научить этому невозможно. Сторонники этой позиции обычно ссылаются на довольно ранние проявления интеллектуальной творческой одаренности у детей, сохранение творческих индивидуальных различий между людьми в примерно одинаковых условиях обучения и воспитания. Защитники противоположной точки зрения приводят иные аргументы: нет заслуживающей доверия статистической зависимости между ранними проявлениями интеллекта у детей и их будущими интеллектуальными способностями, нет и прямых доказательств врожденности человеческого интеллекта. В определенных пределах все же можно развивать творческое мышление у детей (в развивающих видах обучения), обучать их решать творческие задачи. Конечно же, точка зрения о возможности развития творческого потенциала человека более гуманна и перспективна.

          Каковы же условия, при которых возможно говорить о развитии творческого потенциала детей? Для развития творчества необходимо организовать целостную систему его обучения и воспитания, обеспечивающую комплексность воздействий. Это возможно, если учебно-воспитательный процесс обеспечивает создание развивающе-ориентационной среды и основан на принципах педагогической поддержки, что в свою очередь зависит от личности педагога, обладающего определенным комплексом личностных, профессиональных и поведенческих качеств.

     Личность педагога и характер отношений, складывающихся между воспитателем и детьми, являются одним их основных факторов, который стимулирует проявление и развитие творчества и является благоприятным для развития личностных и характерологических качеств ребенка в целом. В настоящее время уже не подвергается сомнению тот факт, что для успешного развития творческого потенциала детей необходимо изменение в содержании, процессе, конечных целях и самой атмосфере обучения. Воспитательная работа с детьми должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет ''воспитателем'' собственных способностей.

     Поэтому педагогу для работы по развитию творческого потенциала ребенка необходимо обладать следующим комплексом качеств:

• Личностных – позитивная Я-концепция, целеустремленность, зрелость – четкое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость;

• Профессиональных – знания и умения, помогающие развитию каждого ребенка; знания и умения, способствующие развитию творческого воображения, творческого мышления; умение идентифицировать творческих детей; выбор оптимальных форм обучения для них; разработка и индивидуализация обучающих программ; оценка результативности обучения;

• Поведенческих – умение слушать; умение создавать вдохновляющую, творческую атмосферу; владение техникой постановки вопросов; на уровне межличностных отношений – педагог получает удовлетворение от воспитанников как от интересных людей и позволяет им учить себя.

      Педагог, понимая ребенка как субъекта педагогического процесса, является посредником, соучастником в развитии ребенка, учитывает его потребности, возможности, особенности и т.п., ведет его по пути совершенствования в собственном творческом росте. Только при условии отношения к другому человеку как к самоценной личности, предоставление ему свободы в выборе и самопроявлении, помощь в самопознании и самовыражении, можно говорить о развитии творческих возможностей ребенка.

     Немаловажным условием развития творчества детей является создание развивающе-ориентационной среды и педагогическую поддержку.

     Организация среды обеспечивается следующими условиями:

• Создание ориентационного поля творческого развития;

• Обогащение среды, стимулирующей творческое развитие ребенка;

• Возбуждение в ребенке интереса к творчеству как фактора стимулирования его активности;

• Творческое участие ребенка в деятельности, дающее возможность проявлять творчество;

• Организация и самоорганизация деятельности ребенка.

      Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия (сотрудничества, содействия) между педагогом и ребенком, направленным на развитие личностной, эмоциональной и когнитивной сфер.

    Личностная педагогическая поддержка предполагает отношение к другому как к самоценной личности, предоставление свободы в выборе и самопроявлении, помощь в самопознании как необходимом условии зарождения творческой деятельности.

     Эмоциональная поддержка, т.е. поддержка эмоциональных переживаний, реакций ребенка. Потребность в самовыражении (самореализации) у творческих детей является чрезвычайно высокой (чем выше уровень творческой активности, тем сильнее эта потребность). Поэтому всем эмоциональным проявлениям, которые представляют собой реализацию этой потребности, так же необходимо оказывать поддержку.

     Когнитивная поддержка, т.е. поддержка развития интеллектуальной сферы творческой личности. Педагогу необходимо стимулировать познавательные способности и интерес детей, создавать на занятиях атмосферу вдохновения и ситуацию успеха.

Используемая литература:

1. Н.В. Басова. Педагогика и практическая психология. Учебное пособие. ''Феникс'' Ростов-на-Дону, 2000 г.

2. Б.Б. Коссов Творческое мышление, восприятие и личность. Москва – Воронеж, 1997 г.

3. В.С. Мухина Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов под ред. Л.А. Венгера М., ''Просвещение'' 1985г.

4. Т.И. Бабенко, И.И. Каминский От образовательной программы к образовательной среде. Ростов – на – Дону, 2000 г.

5. Психология. Словарь под ред. А.В. Петровского М., 1990 г.

6. М.И. Дьяченко Л.А. Кандыбович. Психология. Словарь – справочник Мн.: ''Хэлтон'' 1998 г.

7. Р.С. Немов Психология М., ''Просвещение'' 1995 г.

8. Т.Г. Казакова Развивайте у дошкольников творчество Пособие для воспит. М., ''Просвещение'' 1985 г.

9. Игры и упражнения по развитию творческого воображения у дошкольников. Методическое пособие для воспитателей (с использованием ТРИЗа), Ростов – на – Дону б 1995 г.

10. Б. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры. Кемерово, 1990 г.

11. С.В. Капранова Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов – на – Дону, 1997 г.

Ниже приводится образец самоанализа, который я предоставляла на одну из аттестаций. Аттестовывалась я по этой же теме - "Развитие творческого потенциала старшего дошкольника".

     На предыдущей аттестации мною была  представлена ''Программа развития творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста''. В настоящее время я продолжаю работу по этой проблеме.

     Необходимость работы по данной тематике была продиктована поиском оптимальных педагогических условий для развития основ творческих способностей и социального поведения дошкольников, руководствуясь современными требованиями в образовании, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации. Целью и ценностью такого образования является человек, и высшие смыслы и цели образования связывают с его развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации. Только при условии отношения к ребенку как к самоценной личности, предоставлении ему свободы в выборе и самопроявлении, помощи в самопознании и самовыражении, можно говорить о развитии творческих возможностей ребенка. Понимая, что педагогу, работающему над развитием творческих способностей ребенка необходимо обладать определенным комплексом качеств, стремилась развивать личностные, профессиональные и поведенческие качества, которые способствовали бы формированию личности, которая может стать ''воспитателем'' собственных способностей, идти по пути совершенствования в собственном творческом росте.  

      Понимая, что развитие воображения существенным образом связано с развитием речи ребенка, как основной психологической формой его общения с окружающими, большое внимание уделяла умению детей вербально описывать  как видимые объекты окружающего их мира, так и внутренние свои состояния, желания и мнения. Развивая речь и чувства ребенка, подбирала такие игры и задания, которые обогащали и расширяли реальный опыт и кругозор ребенка, позволяя ему воображать ярче и богаче, дополнять и замещать реальные вещи, ситуации, события воображаемыми, строить из материала накопленных представлений новые образы, придавать предметам не присущие им свойства. В развитии игровой деятельности нацеливала детей на игровые преобразования предметов, приданию им новых смыслов и представлений, на замещение как предметов, так и игровых действий, без реального действия. Направляла свое внимание также и на то, чтобы дети учились доводить творческий замысел до конца, до стадии продукта, т.е.  наряду с развитием творческого воображения, развивала продуктивное воображение. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании, лепке, сочинении сказок, стишков, конструировании.  Развивая же мотивационную сторону личности,  помнила о том, что деятельность воображения изменяется в зависимости от тех мотивов, которые побуждают ребенка к усилию: к созданию нового рисунка, сочинению или постройке.                                                   

     Оценивая положительные и негативные моменты в результативности моей экспериментальной деятельности, мною за последние пять лет были скорректированы целевые установки, отбор средств, методов и дидактического обеспечения для последующей работы. Создавалась так же и развивающе – ориентационная (вещно-предметная) среда, стимулирующая творческое развитие ребенка.

     Мною были разработаны система занятий познавательного направления, методические рекомендации по организации театрализованной деятельности, картотека игр и упражнений по развитию творческого потенциала, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, скорректированы игры и задания, направленные на развитие творчества ребят в любой деятельности.

     Основными концептуальными положениями для меня стали исследования в области специфики детского творчества Л.С. Выготского, Л.А. Венгера; концепция А.В. Петровского о личностно – развивающем взаимодействии; труды по социализации личности Р.М. Чумичевой; идеи гуманизации образования И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова.

     Методологическая основа организации обучения была взята из работ психологов и педагогов, пропагандирующих методы развивающего обучения: Г.А. Цукерман, Е. Шулешко, Г.К. Зайцев, В.Давыдов, Эльконин.

     В связи с тем, что образовательное учреждение, в котором я работаю, имеет статус прогимназии, и одним из базовых компонентов создания экологически чистой образовательной среды (одной из проблем над которой работает прогимназия в целом), является развитие креативности – творческого начала в образовании,  мне необходимо было отобрать оптимальные средства, обеспечивающие превышение стандартов по всем основным направлениям деятельности. Кроме того, в существенной доработке нуждалась система содержания образовательной деятельности в части развития творческого потенциала ребенка. Программа ''Школа – 2100'', по которой работает прогимназия, в достаточной мере отвечает требованиям ее ''Комплексно-целевой программы развития'', обеспечивая преемственность, устойчивое прогрессивное развитие каждого ребенка при сохранении и повышении резервов его здоровья. Моей целью являлось обеспечение достаточной двигательной активности, приведение учебно-воспитательного процесса и режима дня в соответствие психофизиологическим особенностям детей, статусу их здоровья, предоставление ребенку необходимого сенсорно – стимульного разнообразия, свободы в ориентировочно-поисковой деятельности и произвольно-моторной сфере, формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. В решении этих задач мне помогли научно-практические монографии Т.И. Бабенко, И.И. Каминского, личное их участие в моем профессиональном росте. Работы других педагогов и психологов, пропагандирующих внедрение здоровьесберегающих технологий (Фопель, И.В.Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова и др.).

     В содержание образовательной деятельности также введены программы, обеспечивающие оптимальные результаты (''Развитие'' Л.А. Венгер, ''Ребенок в социуме'' Р.М. Чумичевой, Т.П. Колодяжной, ''Путешествие с волшебной кисточкой'' С.В. Капрановой, программа по развитию экологического сознания Николаевой и др.) и современные педагогические технологии, способствующие накоплению детского опыта творческой деятельности.

     Полученные результаты моего труда позволяют мне увериться в том, что работа строится в правильном направлении: дети научаются мыслить нестандартно, решают творческие задачи, проявляют интерес к новому, длительное время у детей сохраняется произвольное внимание, высокий уровень обобщения с использованием концептуальных понятий, дети обладают высоким уровнем абстрагирования, хорошо развитой логической памятью и мышлением.

     Психологическая диагностика показала достаточно высокий уровень развития творческого воображения у детей 6 – 7 лет – 60%. 95% учеников моего выпуска успевают на 4 и 5.

     Мои воспитанники являются постоянными участниками районных и городских творческих конкурсов, где каждый год занимают призовые места, работы по рисованию и лепке из глины выставляются в галерее детского творчества.  Мои дети принимают активное участие в работе кружка ''Бабушкино наследство'',  ни один народный праздник не обходится без их участия. Ребята с удовольствием участвуют и в  различных мероприятиях совместно с учениками начальных классов прогимназии, что очень ценно в плане преемственности. А участие в различных выездных мероприятиях – экскурсии, посещение музеев, библиотеки, театра, участие в благотворительных акциях, организованных прогимназией, обогащали ум и душу ребенка. Отрадно то, что специалисты по дополнительному образованию отмечают в моих детях сообразительность, ловкость, желание заниматься, фантазировать, творить, интерес к занятиям и раскрепощенность в выборе средств и способов деятельности.

           Моя практическая деятельность показала, что гармоничное развитие ребенка, в том числе и развитие его творческого потенциала, невозможны без создания благоприятного эмоционального климата в группе, без оказания эмоциональной поддержки. Потребность в самовыражении (самореализации) у творческих детей является чрезвычайно высокой, чем выше уровень творческой активности, тем сильнее эта потребность. Поэтому, всем эмоциональным проявлениям, которые представляют собой реализацию этой потребности, так же необходимо оказывать поддержку, создавая в любой деятельности атмосферу вдохновения и ситуацию успеха. Мною подобраны  словесные и дидактические игры, задания, литература, иллюстративный материал по развитию у детей эмпатии, рефлексии, уверенности в себе, тренинги по формированию навыков социально одобряемого поведения, малые формы физического воспитания (физкультурные паузы, игры на прогулках, энергетические двигательные игры и упражнения).  Социологический миниторинг по выявлению лидеров – отверженных показал благополучное положение в плане общения и социализации детей. Резко отвергаемых детей в группе нет. В последние четыре года я работала с детьми с речевыми нарушениями, итоговые результаты показали высокий уровень развития речи (82 – 87%),  который сохраняется и в начальной школе.

     Положительные результаты моей работы внушают мне уверенность в том, что профессиональный поиск я осуществляю в нужном направлении. Это помогает мне определить перспективное направление своего профессионального роста.

 

 

 

 

Автор самоанализа                                                      

воспитатель МАОУ

прогимназии №15                                                         Бессарабова Г.М.

 

 


Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно