Submitted by Галина Михайловна Бессарабова on Tue, 02/02/2016 - 16:05
Конспект открытого занятия в подготовительной группе (коррекционной).
Образовательная система «Школа 2100».
Образовательная программа «Детский сад 2100».
Раздел «Риторика».
Курс «Раз – словечко, два - словечко».
Тема занятия «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Предварительная работа. Заучивание стихотворения «Котята поссорились». Заучивание физминуток. Разыгрывание мини-сценок этического содержания. Беседы о вежливости, дружелюбии, о бесконфликтном общении со сверстниками, коллективное рисование, изготовление подарков друг другу, подвижные игры с правилами.
Цели и задачи (В таблице распределены по этапам занятия).
Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить и т.п. Познакомить с правилами общения – прежде чем сказать – подумай, как к твоим словам отнесется собеседник, только доброе и ласковое слово поможет найти собеседникам взаимопонимание. Закреплять умение распознавать эмоции и настроение на лице человека. Воспитывать любознательность, умение работать в коллективе. Развивать логическое мышление. Активизировать словарь. Развивать зрительное внимание и восприятие, учить отвечать на вопросы, обосновывая свой ответ. Закреплять умение подбирать антонимы, учить детей отвечать полным предложением. Закрепить знания о способах и формах общения между людьми – речевое и неречевое общение.
Содержание (в скобках указана конкретная деятельность детей).
Организовать приветствие гостей. Построиться в круг. (Дети приветствуют гостей - доброе утро, здравствуйте, добрый день, приветствуем Вас...)
Речевая разминка: Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.
Ребята, сегодня мы отправимся в страну Вежливости и тема нашего сегодняшнего путешествия - «Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу? Скажите, о каких словах вы будете жалеть, если их не удастся вернуть? Случалось ли у вас такое, когда бы вы жалели о сказанном? Можете рассказать об этом? (Ответы – Об обидных словах, которыми обидел, расстроил кого-либо).
Итог – не обижай другого, если не хочешь, чтобы тебя обижали. Воспитатель достает "первый ключик" с написанным на нём правилом.
Ключиков в страну Вежливости существует великое множество. Вот один из них – открывается на интерактивной доске задание №1. Определите, кого из героев этой картинки возьмет с собой крокодил Гена? Почему вы убрали одних и оставили других?Дети отвечают, что у них неприятное выражение лица, одни злые, другие агрессивные, третьи капризные. Оставили – веселых, добрых, искренних. Они всегда найдут теплые слова. Т.Е. о невеже мы можем узнать и по выражению лица. Чаще улыбайся людям! Это второй ключик!
Физминутка:
«Пусть заходят в наши двери только ласковые звери.
Заходите, бобры, будьте добры.
К нам иди ежик! Лезь через порожек!
Залетай воробей, рады мы и тебе.
Заходи, жаба, мы тебе рады…»
(Дети выполняют следующие движения: шагают на месте, кланяются, приседают, наклоняются в стороны).
Речевые ситуации. Открывается на интерактивной доске задание № 2. Мы попали в волшебный лес – здесь с мальчиками произошли разные ситуации, какие слова вы бы сказали каждому из них? Тренинг – умение успокоить, утешить. (Дети произносят слова утешения, уговаривают не злиться, не огорчаться, и т.п.).
Вот и третий ключик – ласковое слово всегда поможет. Будь вежлив и у тебя будет много друзей.
Ребята, а вам нравится ссориться? (Ответы детей.) Случалось ли так, что вас обижал кто-то? Что вы при этом чувствовали? Вам хотелось, чтобы вас пожалели, извинились? (Вербализация своего состояния, чувств). (В такой ситуации бывает обидно и жалко себя. Хочется плакать. И в этот момент хочется услышать слова извинения).
Мы нашли четвертый ключик в страну Вежливости – надо жалеть других, если ты хочешь, что бы тебя тоже жалели. Надо жить дружно, а для этого можно всегда использовать вежливые слова.
Физминутка «Дружные ребята».
Воспитатель предлагает распределиться на пары, стать друг к другу лицом. Как можно дольше удержаться, не падая на одной ноге. (Дети произносят текст и выполняют соответствующие движения.
Очень мы сидеть устали. Все на ноги дружно встали.
Руки вверх мы протянули, опустили вниз, встряхнули.
Ногу мы одну подняли и немного постояли.
На одной, на другой, очень трудно нам с тобой.
За руки друг-друга взяли и немного поддержали…
На одной, на другой…
Нам легко теперь с тобой.
Вот такое волшебство! Нам вдвоем стоять легко! (перекрестные хлопки в паре).
После фозминутки – ремарка воспитателя: «Вот так и в жизни, с друзьями всегда легче делать любое дело!» – Дети, времени уже много, а нам ещё нужно вернуться в детский сад.
Открывается на интерактивной доске задание № 3 – с собой в машину надо взять только вежливые слова. (Воспит.) – Чтобы вам вернуться в детский сад, надо вспомнить вежливые слова. (Ответы детей.) Воспитатель напоминает, что есть вежливые слова приветствия, благодарности, извинения, прощания, утешения.
(Воспит.) – Молодцы, вы много знаете вежливых слов, и, я надеюсь, будете их использовать в своей речи.
Воспитатель достает сюрприз – подарок от крокодила Гены – угощение - например - конфеты с надписью на этикетке "Дружба".
Итог занятия: Да, ребята, только задушевное, искреннее, сердечное слово сохранит дружбу и любовь между людьми. Не случайно говорят: Сердечное слово до сера доходит. И об этом мы знаем стихотворение:
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Благодарим гостей за внимание и прощаемся с ними.
Дополнительные материалы:
Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И выгнала из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка озябли во дворе.
Легли они свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь:
“Ну, что? – она спросила, – не ссоритесь теперь?”
Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
«Извини», «пожалуйста», «прости» и «разреши» -
Это не слова, а ключик от души
Кроме нашей спутницы – таблицы умножения,
Есть еще таблица, таблица уважения.
Помните, как азбуку, как дважды два, «Спасибо» и «Пожалуйста» -