Официальный сайт filipoc 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Путешествие в мир эмоций

Нет ответов
Наталья Владимировна Надточей
На сайте с: 21/01/2016
Баллы: 5
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 1 год 1 неделя назад.

 

 

 

 

Программа

по развитию и коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер личности старших дошкольников и младших школьников

 «Путешествие в мир эмоций»

 

 

 

 

 

                        Составил:

                        педагог-психолог

                        МОУ ЦДТ  «Горизонт»

                         Надточей Н.В.

 

 

г. Ярославль 2016

 

Основные понятия:

  • Эмоциональная сфера: основы саморегуляции, эмоциональное осознание собственных чувств, переживаний, формирование основ эмпатического взаимодействия.
  • Эмпатия – умение понимать другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.
  • Рефлексия – процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.
  • Коммуникативная сфера включает в себя сообщение информации как передачу интеллектуального содержания; она ориентирована на совместное постижение предмета и формирование новых приемов и способов общения и поведения.
  • Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поступление ребёнка в школу - это переломный момент в его жизни, так как меняется социальная ситуация развития. Не­обходимо начало школьного обучения, как нового этапа разви­тия ребёнка, максимально насытить формами эффективного со­трудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстни­ками в доступной игровой деятельности.

Неподготовленность ребёнка к школе часто выявляется в хо­де первого года обучения; она выражается в повышенной тре­вожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, со­ответственно, проявляющихся в неуспеваемости.

Создание новой обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной деятельности, но большую ее часть составля­ет привычная для ребенка игровая деятельность. Один из суще­ственных моментов в реализации данной программы. В этих ус­ловиях дети становятся социально адап­тированными, они сближаются друг с другом и с педагогом по­средством событийности.

Настоящая программа является результатом обобщения опыта работы с обучающимися старшего дошкольного и младшего школьного, испытывавшими трудности  в эмоциональной и коммуникативной сферах а так же в адаптации к требо­ваниям школьного обучения. Условия школьного обучения предполагают:

  • умение организовывать и контролировать свою двига­тельную активность;
  • умение действовать в соответствии с указаниями взрослого;
  • способность к поисковой деятельности с помощью рече­вой саморегуляции;
  • наличие у ребёнка определённого уровня мотивации к по­знавательной деятельности.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание помо­щи и поддержки детям старшего дошкольного и  младшего школьного возраста, имеющим трудности  в эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных пу­тей преодоления возникающих трудностей в совместной учеб­но-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Программа рассчитана на 35 часов.

Предварительный этап -10 часов.

Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы, консультирова­ние педагогов и родителей.

Основной этап - 17 часов.

Включает проведение коррекционно-развивающих занятий 2 раза в неделю (по 30 минут).

Заключительный этап - 8 часов.

Включает в себя организацию и проведение повторной пси­ходиагностики, обработку данных диагностического обследова­ния, информирование педагогов и родителей о результатах ра­боты интегративной группы в рамках программы.

Структура занятий:

  • Ритуал приветствия - позволяет сплачивать детей, созда­вать атмосферу группового доверия и принятия.
  • Разминка - средство воздействия на эмоциональное со­стояние детей, их активность, настрой на продуктивную группо­вую деятельность. Включает игровые задания на развитие вни­мания, памяти, мышления, воображения, психогимнастику, ре­чевую зарядку.
  • Основное содержание занятия - подразделяется на два блока:

1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию и коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер личности старших дошкольников и младших школьников; 

2-й блок: самостоятельная работа в тетради на закрепление полученных знаний.

  • Рефлексия прошедшего занятия - выяснение эмоциональ­ного состояния ребёнка к занятию.
  • Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой де­тей на новую встречу.

Цель программы: коррекция и развитие у  старших дошкольников и младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникатив­ной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.

Задачи программы:

  • Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для старших дошкольников и  младших школьников, способствующие коррекции и разви­тию познавательных процессов и личностных особенностей у детей.
  • Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотива­ции к учению, речевой активности у старших дошкольников и  младших школьников в ус­ловиях совместной учебно-игровой деятельности.
  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в дет­ском коллективе.
  • Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нор­мативного поведения и самостоятельность действий по инст­рукции педагога.

 

Этапы работы.

Предварительный этап (I четверть, сентябрь - октябрь).

Предварительный этап включает в себя диагностику обу­чающихся. Выявление группы детей с трудностями в познава­тельной, эмоциональной или коммуникативной сферах лично­сти; оказание консультативной помощи педагогам, работающим с этими детьми; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.

Основной этап (II-III четверти, ноябрь - март).

Основной этап состоит из 17 коррекционно-развивающих заня­тий.

Заключительный этап (IV четверть - апрель).

На заключительном этапе проводится повторная психодиаг­ностика и информирование педагогов, родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

Методические рекомендации по организации и проведению занятий.

При проведении занятий каждому ребёнку необходимо иметь тетрадку в клетку, блокнот для записи слов, ручку, два простых карандаша, набор цветных карандашей. В ходе всей работы педагог-психолог, организующий занятия, активно уча­ствует в упражнениях, а также отслеживает качество выполне­ния этих упражнений детьми, осуществляя соответствующую корректировку.

Возрастная категория – дети (6-7 лет)

 

Критерии отбора детей для формирования группы:

  • эмоциональная мотивационная незрелость;
  • нарушение в коммуникативной сфере
  • соматическая ослабленность;
  • педагогически запущенные дети с отклонениями в эмо­циональном и поведенческом плане.

Наполняемость группы - до 10 человек.

 

Перечень диагностических процедур, рекомендуемых в работе с старшими дошкольниками и младшими школьниками интегративных групп

Диагностируемые

параметры

Рекомендуемые диагностические методы и методики

Литературный

источник

1

2

3

Социальная ситуация развития. Проблемы, связанные с адапта­цией ребёнка к классному коллекти­ву, взаимоотноше­ниями с педагогами, родителями.

Проективные тесты- рисунки: «Несущест­вующее животное»; «Мой класс»

«Дом, дерево, человек»

«Человек под дождем»

Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Психолог в началь­ной школе. Волго­град, 1995; Беляу- скайте Р. Ф. Рису­ночные пробы как средство диагности­ки развития лично­сти ребёнка. М., 1987

Возрастные психиче­ские новообразова­ния. Предпосылки формирования учеб­ной деятельности

Тест школьной зрело­сти Керна - Йирасека «Рисунок мужской фи­гуры»

Шванцара Й. и кол­лектив. Диагностика психического разви­тия. Прага, 1978;

Особенности речево­го развития (состоя­ние слухового вос­приятия, особенности словарного запаса)

Методика «10 слов»

А. Р. Лурия, метод пик­тограммы, исследова­ние особенностей сло­варного запаса

Венгер А. Л. Диаг­ностика ориенти­ровки на систему требований в млад­шем школьном воз­расте. М. 1981. Марцинковская Т. Д. Диагностика психи­ческого развития детей. М., 1998

       

 

 

 

 

 

В каждом занятии есть некоторые ритуалы:

  • ритуал приветствия: создание положительного эмоцио­нального настроя участников группы (игры с именами, мячом);
  • ритуал прощания: завершение работы группы, создание позитивного настроя для будущей встречи;
  • разминка: снятие инертности физической и психической, настрой ребёнка на активную работу и взаимодействие с други­ми, активизация внимания и интереса к занятию;
  • рефлексия: осознание изменений внутреннего состояния, которое произошло во время занятия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для удобства осуществления самостоятельного выбора пользователем программы тех или иных упражнений, а также установления их последовательности на основании собственных профессиональных предпочтений и конкретно-ситуационных целей работы используемый пакет упражнений выстроен в хронологическом порядке:

а)        игры и упражнения, направленные на работу с эмоцио­нально-волевой сферой;

б)        игры и упражнения на развитие коммуникативных уме­ний;

г)         упражнения на развитие графических умений.

Система игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы

  • И г р а «Бабочки».

Цель: развитие умения действовать по сигналу педагога.

Каждый из участников группы представляет себя бабочкой и двигается по комнате соответствующим образом, по условному сигналу педагога.

  • И г р а «Уходи, злость, уходи».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети становятся в круг, взявшись за руки, поднимают руки вверх и с криком «Уходи, злость, уходи» попеременно машут руками и топают ногами по полу.

  • И г р а «Зеркало».

Цель: развитие внимания и пантомимических способностей.

Дети становятся в круг. Педагог задаёт движение и выбирает зеркало - одного из круга. «Зеркало» показывает это движение. Затем «зеркало» становится ведущим.

  • И г р а «Нарисуй чувство».

Цель: развитие выразительного изображения чувств, свя­занных с собственными переживаниями.

Педагог просит ребёнка не рассказать, а показать то, что он чувствует. Дети должны узнать это чувство. Те, кто чувствует то же, показывают то, что показал первый ребёнок. Возможно ус­ложнение, когда ребёнку предлагается назвать образ своего на­строения: «Я похож на (кого-то или что-то)». Например: сол­нышко, туча, дождь, птица и др.

  • Упражнение «Волшебные ладошки».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Педагог предлагает ребятам на большом листе ватмана об­вести свои ладошки, а затем раскрасить их тем цветом, который похож на их настроение сейчас. Для этого ребятам предлагаются цветные карандаши или наборы пастели.

  • И г р а «Маскарад».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Педагог предлагает ребятам выбрать одну из масок, которые лежат в конверте. На обороте маски каждый найдет имя того сказочного героя, который пришел на маскарад. Его необходимо изобразить с помощью мимики и жестов, ведь все персонажи

в одинаковых масках, и узнать их можно лишь по походке, жес­там. Каждый участник группы поочередно показывает своего персонажа, а остальные пытаются его отгадать.

  • Упражнение «Лимончики».

Це л ь: снятие эмоционального напряжения.

Педагог предлагает ребятам устроиться поудобнее на стуль­чиках. Стопы ног стоят на полу, руки лежат на коленях ладоня­ми вверх. Затем ребята представляют, что у них в ладонях ли­моны. Постепенно они начинают сжимать лимоны в ладонях, сначала медленно, затем все сильнее и сильнее. (Можно под счет от 1 до 10.) Затем ладони резко разжимаются. (Упражнение выполнятся 3-5 раз.)

  • «Львы».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Педагог предлагает ребятам представить себя сильными, красивыми львами. Педагог: «Львы умеют рычать. А раз мы с вами львы, то и мы умеем рычать громко и грозно. На счет «три» все начинают рычать очень громко. Раз, два, три... Мо­лодцы! Но чтобы у нас получилось еще громче, львам необхо­димо широко раскрывать пасть во время рычания. Вытянули руки вперед, ладони прижаты вместе, правая ладонь поверх ле­вой. Теперь, когда мы начнем рычать, необходимо раскрыть пасть как можно шире. Готовы? Раз, два, три... (Упражнение выполняется 3-5 раз.)

Можно использовать задания типа: «Дорисуй, что чувствует человечек», «Соедини точки и назови, какое настроение у сол­нышка», «Веселая змейка», «Паровозик настроений».

Система игр и упражнений на развитие коммуникативных умений

  • Игра «Дружба начинается с улыбки».

Цель: развитие умения выражать чувство радости.

Все участники в кругу по очереди поворачиваются к своп соседу, называя своё имя, ребенок поворачивается к соседу называя его имя, дарит ему свою улыбку.

  • И г р а «Комплимент».

Цель: умение выражать своё позитивное отношение к др тому.

Все участники берутся за руки, ведущий говорит компл мент своему соседу. Сосед выражает благодарность и говор комплимент следующему.

  • И г р а «Сказочные герои».

Цель: умение находить в себе черты характера заданно персонажа.

Педагог предлагает список сказочных героев (мужские женские роли). Каждый ребёнок выбирает себе одного из гер ев, представляется им и называет то качество, за которое выбр себе эту роль. Например: «Я - Буратино, я весёлый». Можно у ложнить задание, и к каждому герою дети будут называть ■ одному положительному качеству.

  • И г р а «Маленький пекарь».

Цель: преодоление двигательного автоматизма, развии доброжелательности по отношению к другим.

Участники занятия вспоминают, у кого день рождении группе, и ведущий предлагает испечь пирог. Именинник сади к на стул в центр круга. Педагог предлагает детям следующие р ли: мука, яйца, соль, сахар, молоко, яблоки и т. д. - по количп ву детей. Затем ставится воображаемая миска, то есть два рсбё ка держат друг друга за руки. Ведущий называет чью-то роль компонент пирога, и ребёнок садится в миску, а именинник ш полняет действия, необходимые для приготовления пирога (ри мешивает, поглаживая по голове или передвигая детей в миске

  • И г р а «Паутинка».

Цель: развитие согласованности движений.

Ведущий выбирает паучка, который строит свою паутинку из ребятишек, сидящих в круге. Педагог помогает паучку в слу­чае необходимости.

Возможно использование следующих игр: «Скульптор и глина», «Групповой портрет именинника», «Кукла», «Дракон кусает свой хвост».

  • И г р а «Компьютер».

Цель: умение соблюдать последовательность действий, действовать по правилам.

Детям раздаются карточки с буквами (по количеству детей). Учитель-ведущий является «оператором», который нажимает на клавиши, хлопая в ладоши. Буква, которая должна быть напеча­тана, отвечает так же хлопком. Для «печатания» выбирается фраза, количество букв в которой соответствует количеству иг­рающих детей.

  • И г р а «Отхлопать ритм фразы».

Цель: развитие чувства ритма.

На доске пишется фраза или четверостишие из детского сти­хотворения. Дети отхлопывают его послоговой ритм, обозначая тихими и громкими хлопками ударные и безударные слоги. За­дание можно усложнить. Учитель отхлопывает ритм слова, а дети находят его в предложении.

  • И г р а «Дерево».

Цель: пополнение словарного запаса.

Учитель раздаёт трафареты, дети обводят их в тетради. Кор­ни дерева - это короткие простые слова, которые пишет на дос­ке учитель. На ветках нужно подписать словообразующие суф­фиксы. Дети вписывают в крону дерева слова, которые образу­ются с помощью суффиксов.

  • И г р а «Буква заблудилась».

Цель: развитие слухового внимания.

Учитель читает стихотворение с ошибочно вставленными в него словами (двери-звери, маки-раки) и демонстрирует стихо­творение шуточной картинкой, изображающей допущенную ошибку. Дети исправляют педагога.

Возможно использование заданий: игры на называние слов - антонимов, паронимов, синонимов, работа с перфокартами (кар­точки с прорезями для быстрой автоматизации навыка письма необходимых букв), фонетическая ритмика.

Система упражнений на развитие графических умений, внимания, оперативной памяти, наглядно-логических действий

  • «Графический диктант».

Цель: формирование умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные линии.

Педагог подробно диктует детям, откуда начинать вести ли­нию, какой длины (сколько клеток) и в каком направлении. Продиктовав один раз, предлагает продолжить детям выполнить узор самостоятельно.

  • «Корректурная проба».

Цель: тренировка объёма, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого на­выка.

Используются три вида символов: фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчёркиваются, за­чёркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, как и на образце.

  • «Продолжи ряд».

Цель: развитие умения осуществлять последовательно ум­ственные действия: сравнивать, анализировать, выделять глав­ное, обобщать по признаку.

Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ре­бёнку нужно угадать, а затем нарисовать четвёртую фигуру.

  • «Третий лишний».

Цель: развитие умения определять связи и отношения меж­ду фигурами и обобщать их по главному признаку.

Рассмотрев четыре фигуры, ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя, и раскрасить её по-своему.

  • «Найди слово».

Цель: развитие умения определять связи между буквами, объединяя их в слова.

Педагог пишет на доске ряд букв и предлагает ребятам най­ти в строке спрятавшиеся слова.

Например: БСОЛНЦЕИТРИАНСТОЛВКАОСА.

  • «Путаница».

Цель: развитие умения устанавливать связи между буквами и цифрами. Развитие переключаемости внимания.

Педагог предлагает ребятам рассмотреть таблицы, где пере­путались буквы и цифры. Затем из таблицы выбрать буквы и записать их в трй последовательности, в которой они идут в ал­фавите, а также цифры по порядку. Например:

А

2

С

8

Е

5

Г

4

Б

9

Д

7

  • «Веселый рассказ».

Цель: развитие процесса ассоциативного запоминания.

Ведущий предлагает детям несвязные между собой слова, которые они обозначают в тетради каким-либо символом, знач­ком. Затем каждый, посмотрев на значок/символ, старается вспомнить, что же за слово он зарисовал в тетради. (По анало­гии можно предлагать зарисовать каждое слово в предложении, а затем и целые стихи, что существенно поможет детям их запо­минать.) Например: Мама мыла раму (рис. 1 - лицо мамы, рис. 2 - ведро воды, рис. 3 - окно.)

  • «Веселые ассоциации».

Цель: развитие умения определять связи и отношения меж­ду словами.

Педагог предлагает ребятам найти общее между словами, начинать необходимо с простейших связей, например: нос-уши (голова, органы чувств); дождь - град (вода, осадки); зависть - трусость (чувства человека) и т. п.

  • «Словотворчество».

Цель: развитие аналитико-синтетических связей.

Педагог предлагает детям составить новые слова, при этом исключив одну букву из данных им слов. Например: туг - луг; шарф - шар; крот -рот; мрак - рак; шмель - мель; клад - лад; лось - ось и т. п.

  • «Найди общие признаки и чем отличается».

Цель: развитие аналитико-синтетических связей.

Педагог предлагает детям найти и записать общие признаки между предметами и чем они отличаются - в два столбика. На­пример: яблоко и арбуз.

Общее: круглые по форме, есть семечки, растения.

Отличия: по величине, яблоко - фрукт, а арбуз - ягода, яблоко растет на дереве, а арбуз - на грядке ит. п. Вариан-

ты: кошка и собака; ручка и карандаш; вилка и ложка; книга и тетрадь; существительное и прилагательное; рассказ и стихо­творение.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  • Ануфриев А. Ф., Костромича С. Н. Как преодолеть трудно­сти в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиаг­ностические методики; коррекционные упражнения. - 2-е изд., пере- раб. - М: Ось-89, 1999. - 224 с.
  • Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. - М„ 1960.

Ъ.Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция: межвузовский сб. науч. трудов. - СПб., 1999.

  • Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Ха­рактер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: Гном и Д, 2000.
  • Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Яро­славль: Академия развития, 1997.
  • Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной шко­ле. - М.: ЦТ «Сфера», 1998. - 240 с.
  • Психокоррекционная работа с детьми: учеб, пособие / под ред. И. В. Дубровиной. -М.: ACADEMA, 1999.
  • Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  • Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллекту­альных способностей ребенка: младшие школьники. - М.: Рольф, 2000.-160.

Элъконин, Д. Б. Избранные психологические труды. - М. 1995.

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн