Практические работы курса биологии как профессиональные пробы.
Балалаева Светлана Владимировна,
учитель биологии МБОУ «Средняя школа №11»
Современная биология - комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Знания, полученные на уроках биологии, помогут и в повседневной жизни. Кроме этого, биология – основа многих профессий. Такие специалисты, как учителя биологии, агрономы, садоводы, декораторы, продавцы цветов, врачи, фармацевты, медсестры, экологи, гидробиологи, аквалангисты, рыбоводы, егеря, ветеринары, сотрудники зоологического музея углубленно изучают биологию в различных ее проявлениях.
Именно на уроках биологии, непосредственно при выполнении практических работ в курсе биологии 8 класса, ребятам могут поробовать свои силы в данной области, определить свои интересы. Например, при изучении темы «Опорно-двигательная система» формируются знания о таких узких специальностях, как ортопед, хирург, травматолог, рентгенолог. В приведенной ниже таблице видно, в каком разделе формируются представления о специальностях.
Таблица № 1
Название раздела, темы
|
Формируемые знания о специальностях профессии
|
Опорно-двигательная система
|
Ортопед, хирург, травматолог, рентгенолог
|
Кровь. Кровообращение
|
Иммунолог, кардиолог, гематолог, лаборант по забору крови
|
Дыхательная система
|
Терапевт, онколог
|
Пищеварительная система
|
Стоматолог, гастроэнтеролог, ортодонт
|
Обмен веществ и энергии
|
Диетолог, эндокринолог
|
Мочевыделительная система
|
Уролог, нефролог
|
Кожа
|
Аллерголог, косметолог
|
Эндокринная система
|
Эндокринолог
|
Нервная система
|
Невролог
|
Органы чувств
|
Офтальмолог, лор,
|
Индивидуальное развитие организма
|
Гинеколог, педиатр, венеролог
|
Цели профессиональных проб:
- создать условия для формирования у школьников интереса к профессиональной деятельности в сфере «Человек – Человек»;
- выявить у учащихся склонности к медицинским специальностям;
- подготовить выпускников основной школы к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения в старшей школе или учреждениях профессионального образования.
Задачи профессиональных пробы:
ознакомить учащихся с условиями труда, характером и спецификой работы медицинских работников;
выявить методом проб интереса у учащихся к практической деятельности в области медицины;
создать условия для формирования потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании избранного вида профессиональной деятельности.
Предлагаю вашему вниманию несколько практических работ
Лабораторная работа № 1: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ»
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход работы:
Подготовительную часть работы проделайте дома.
Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Подготовленные таким образом отпечатки принесите в школу.
Порядок работы:
1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.
2. Измерьте ширину отпечатка стопы в ее средней части.
3. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах.
Оценка результатов.
Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, то стопа нормальная, плоскостопия нет.
Лабораторная работа № 2. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИБКОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА»
Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).
Ход работы:
1. Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.
2. Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
3. Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).
Оценка результатов.
Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).
Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).
Лабораторная работа № 3. «ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ»
Ход работы:
1. Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.
2. Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.
3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.
Оценка результатов.
В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.
Лабораторная работа № 4. «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ СЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ФАЗЕ ВДОХА И ВЫДОХА»
Ход работы:
(Проба проводится в положении сидя).
1. Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.
2. После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет.
3. Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.
4. Отдохните 5-7 минут.
5. Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.
6. Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.
Оценка результатов:
Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие - хорошими.
Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек.
Лабораторная работа № 5."ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ"
Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.
Цель работы:
Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.
Ход работы:
1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине накрахмаленного бинта.
2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин., а затем опустите в раствор йода.
3. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результат опыта.
Отчетное задание. Запишите в тетрадь результаты работы по плану:
1. Цель опыта.
2. Ход опыта.
3. Результат опыта.
4. Вывод из опыта.
Лабораторная работа № 6. "ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ"
Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ый раствор _________, водяная баня, лед.
Цель работы:
Выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.
Ход работы:
1. В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца.
2. В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.
3. Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С.
4. Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.
5. В третью пробирку 3 капли 0,5%-го раствора ____________ и поставьте ее на водяную баню при температуре +37°С.
6. Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.
Отчетное задание
1. Заполните таблицу:
ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА
Условия опыта
|
Наблюдения
|
Выводы из опыта
|
|
|
|
2. Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.
Лабораторная работа № 7. "ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ЧЕЛОВЕКА"
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода (цвета крепкого чая), чистая ложечка или стеклянная лопаточка.
Цель работы:
1. Изучить клетки слизистой оболочки рта человека.
2. Убедиться в клеточном строении тела человека.
Ход работы
1. Приготовьте чистые покровное и предметное стекла, капните 2 капли раствора йода или чернил на середину предметного стекла.
2. Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой по внутренней поверхности щеки, из полученной пробы сделайте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом (300х).
3. Рассмотрите форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро.
Отчетное задание:
1. Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых частей клетки в одной из них.
2. Запишите в тетради вывод: "Я убедился, что мое тело построено из __________, как и тела растений, животных, грибов, бактерий, что говорит о _________".
Лабораторная работа № 8. "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ"
Оборудование: резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.
Цель работы:
1. Научиться накладывать жгут.
2. Уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы.
Ход работы:
1. Прочитайте в параграфе учебника правила наложения жгута.
2. Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.
3. Забинтуйте место условного повреждения артерии.
Отчетное задание
1. Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:
а) сначала надо определить вид кровотечения, так как _________.
б) жгут следует накладывать __________ места повреждения, так как _________.
в) жгут надо накладывать так, чтобы __________.
г) жгут надо держать примерно __________ часа, так как ____________.
Лабораторная работа № 9. "ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ДО И ПОСЛЕ ДОЗИРОВАННОЙ НАГРУЗКИ"
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Цель работы:
1.Научиться подсчитывать пульс.
2. С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.
Ход работы:
1. Прочитайте параграф учебника. Ответьте на вопросы: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека.
2. Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.
3. Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин:
а) в положении сидя.
б) в положении стоя.
в) после 10 приседаний.
Отчетное задание:
1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов.
2. Заполните таблицу:
ИЗМЕНЕНИЕ ПУЛЬСА ПРИ РАЗНОЙ МЫШЕЧНОЙ НАГРУЗКИ
Число пульсовых ударов в 1 мин
|
|
При покое после 10 приседаний
|
|
В положении сидя в положении стоя
|
|
3. Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.
Лабораторная работа № 10. "ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТЕ"
Оборудование: крупный рисунок усеченной пирамиды на классной доске, часы с секундной стрелкой.
Цель работы:
Изучить условия, при которых удается удерживать внимание на объекте.
Ход работы:
1. Посмотрите на рисунок усеченной пирамиды и понаблюдайте иллюзию, при которой она видна вам то с вершины, то с широкого основания.
2. За 30 с (сигнал подает учитель) просчитайте, сколько раз изменялся образ пирамиды, умножьте на 2 (за 1 мин) и цифру запишите.
3. Старайтесь удержать внимание на каждом изображении, применив волевое усилие. Каждое изменение считайте, увеличивайте вдвое, цифру запишите.
4. Представьте, что это комната, в которой вам предстоит разместить мебель и другие предметы. Каждое изменение считайте, умножайте, записывайте.
Отчетное задание:
В тетради опишите: цель опыта, ход опыта, результаты опыта.
1. Отсутствие установки для удержания образа - _______ раз.
2. При волевом усилии - ________ раз.
3. Активная работа с объектом - ___________ раз.
Выводы:
Для того чтобы развить внимание, на котором основывается память, надо:
1. ____________ .
2. ____________ .
|