Официальный сайт sosamba138 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «Хочу»-«Могу»-«Надо».

Занятие по курсу «Профильная ориентация» для учащихся 9 классов.

 

 

Кабанова Наталья Александровна, 

педагог- психолог МБОУ "Корякская СШ"

 

 

Тема: Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «Хочу»-«Могу»-«Надо».

Цель:  формирование у обучающихся готовности к осознанному  профессиональному самоопределению на основе взаимосвязи содержания «Хочу»-«Могу»-«Надо».

Задачи:

  • Показать взаимосвязь содержания своих желаний («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»).
  • Создать ситуацию для демонстрации взаимосвязи содержания «Хочу»-«Могу»-«Надо»  и их роли в оптимальном выборе профессии
  • Помочь учащимся делать вывод о необходимости  соотношения своих желаний со своими способностями и требованиями рынка труда.
  • Помочь учащимся оценить сделанный ими выбор.
  • Сформировать внутреннюю готовность самостоятельно совершать выбор и нести ответственность за принятое решение.

Элементы содержания:

-Осмысление взаимосвязь содержания своих желаний («хочу») со своими способностями и возможностями ( «могу») и требованиями рынка труда («надо»).

-Демонстрация  взаимосвязи содержания «Хочу»-«Могу»-«Надо» в оптимальном выборе профессии.

- Формирование умение адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рунка труда.

Область применения: Уроки  по курсу «профильная ориентация», профориентационные классные часы для учащихся 9-11 классов.

Предполагаемый результат: знать взаимосвязь содержания    «хочу»- «могу» -«надо» и их роли в оптимальном выборе профессии.

 

       Ход занятия:

  1. Приветствие: ведущий приглашает всех участников занять места на стульях в кругу.

 Упражнение « Имя –качество».

   Учащиеся сидят по кругу, передавая друг другу мяч, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени.

    Подводя итоги, ведущий обращает  внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

  Упражнение «Часы».

Цель: настроить участников на работу в позитивном ритме.

 Между участниками группы последовательно, как на часах, распределяются цифры. Называется любое время. Тот, чья цифра соответствует названному количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству  минут, должен встать и сказать: « Бом!». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре (12.00), то один и тот же игрок хлопает в ладоши, встает и говорит «Бом!».

Ведущий  дает положительную оценку участникам, желает всем успеха.

    У каждого учащегося в руках листок с цифрой для упражнения «Часы». Листки заведомо разного цвета. Это дает возможность ведущему разделить учащихся на группы без обсуждения.

     Учащимся предлагается занять  места за своим столом.

Ведущий:

       - Мне бы хотелось, чтобы у нас  работа была слаженной и дружной. Для этого давайте подумаем, как нам с вами нужно себя вести, чтобы было комфортно, и напомним друг другу правила.

   Напоминает всем правила работы:

Правила поведения на занятиях:

  1. Не существует  правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.
  2. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.
  3. Нельзя давать  оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.
  4. Нельзя  вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.
  5. Слушать говорящего, не перебивать.
  6. Право на личное мнение есть у каждого.
  7. Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.
  8. Недопустимость непосредственных оценок человека.
  9. Определение сторон человека.
  10. Активное участие в происходящем на занятии.

 

   Необходимо обратить внимание на то, что у каждого может быть свое мнение.

  (Можно предложить и другие варианты, например: говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего, желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяют, критикуя-предлагай, не давай оценок другим учащимся, вся личная информация является закрытой.)

Вводная часть:

Ведущий:

  -Вспомните, с какого занятия мы начали цикл.

 Учащиеся: « Успех, самооценка и уровень притязаний».

 -  Каждый из нас по-своему определяет это понятие.

  И мы обсуждали.

 Уинстон Черчилль определял так « Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма»

    А что же является важным для достижения успеха в жизни, по вашему вниманию мы узнаем из выступления наших ребят. Они провели исследовательский проект « Что такое успех?».

  Выступление «исследователей»   ( представляют результаты анкетирования учащихся)

Основная часть:

   Успешность  человека в современном обществе определяется его достижениями в какой-либо области деятельности, признанием его заслуг в обществе, получении хороших результатов в работе. Успех осознается человеком  во время приобретения социального опыта и достигается за счет приложенных стараний и усилий.  Потребность в достижении- желание преодолеть, побороть, опередить других; достичь высшего уровня в каком- либо деле, быть последовательным и целеустремленным – является одной из ведущих потребностей человека.( по Морею). Потребность в самоактуализации – стремление к реализации своих способностей – венчает их «пирамиду» ( по  А.М. Маслоу)  

Слайд.( Слайд 48 наглядные информационные материала-  электронное сопровождение образовательного курса «Человек и профессия» ООО «Глобус»)

Удачное профессиональное самоопределение учащихся является одной    из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Вот почему мы с вами уделяем большое внимание формированию              профессиональных намерений и успешному профессиональному            самоопределению.

Что это значит?

Верно выбрать свое дело в жизни, свою профессию.

  Упражнение « Мир профессий»

 Один участник называет профессию, следующий должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

 Если занятие проходит  в форме групповой работы, то обмен  между группами.

 Обсуждение: обсудить с детьми вопросы, наводящие на мысль о том, что   человек, занимающийся любимой и интересной работой, более счастлив и успешен  в жизни.

 Каждой группе дается вопрос для обсуждения.  3- 4минуты обсуждения.

 Вопросы для обсуждения:

  - Какие последствия могут возникнуть у человека, который долгое время занимается  нелюбимой работой  ( негативные эмоции, плохое выполнение своих обязанностей,  работа приносит   раздражение и усталость, нервное напряжение, стресс, болезни)

  - Что может сделать работник для выхода из такой ситуации?   ( сменить место работы или профессию, попытаться найти в своей деятельности положительные стороны – рядом с домом, не  слишком   тяжелая, хорошо оплачиваемая, полезная людям)

  - Что нужно предпринять человеку, чтобы сделать правильный выбор  профессии.   ( учесть свои желания, свои способности и т.п.).

  Теоретическая часть.

Ведущий:

 - Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, вам  надо сориентироваться всего в трех вещах  Во-первых, определить каковы ваши профессиональные интересы  и    склонности. Кратко мы называем их словом «хочу».

 Во-вторых,  оценить, каковы ваши профессионально важные качества:

 здоровье, способности, которые определяют в конечном счете вашу

профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на  вопрос, какое у вас «могу».

В- третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке  труда, по каким профессиям можно найти себе работу.  Иначе говоря,  определить, каково  сегодня «надо».

В том случае, если вы сумеете совместить « хочу», « могу», «надо», ваш выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

- интересна и привлекательна для вас,

- соответствует вашим возможностям

- пользуется спросом.

Итак: Какие три составляющие правильного выбора профессии вам уже известны?   Какого содержание этих составляющих?

              

  Посмотрите на этот слайд.

Круги не пересекаются и даже не соприкасаются. Желания человека, его возможности и требования рынка труда не пересекаются: он хочет делать то, чего делать не может, причем в ситуации, когда это никому не надо.

Круги пересекаются, но площадь перекрытия всех факторов невелика. Желания и возможности человека и требования рынка пересекаются, но незначительно. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что реально найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти интерес к ней, то есть увеличиться область «хочу». Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда, то есть увеличатся области «могу» и «надо».

   

Круги пересекаются так, что площадь перекрытия всех факторов значительна. Максимальное совпадение желаний и возможностей человека и требований рынка – достаточно редкий, но реальный вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

 

Формирование практических навыков.

Упражнение:  каждой группе учащихся предлагается привести примеры ситуаций, которые можно проиллюстрировать разными вариантами сочетаний кругов «хочу», « могу», «надо».

Инструкция: « Отметьте, пожалуйста, кем бы по профессии вы хотели стать, затем ответьте на вопрос: есть ли у вас для этого необходимые умения на данный момент. Позволяют ли ваши психофизические возможности их приобрести?  Подумайте, какие профессии сейчас востребованы, является ли ваша профессия востребованной. Нет ли каких препятствий занятию выбранным вами видом деятельности, если есть обозначьте их».

Упражнение: «Хочу, могу, надо»

 Цель: проанализировать ситуацию профессионального самоопределения. 

Данное упражнение заставляет задуматься над проблемной ситуацией, оно призвано побудить участника к активному поиску решения обозначившихся проблем.

 Ситуационная задача:    

« Ваня Иванов – замечательный мальчик, учащийся 9 класса. Его мама часто  уезжает в командировки, и мальчику приходится готовить еду на всю семью.  Однако, это не раздражает Ваню, так как готовить ему очень нравится. Он очень  общительный человек, у него много друзей, которых он любит угощать блюдами, приготовленными своими руками по собственным рецептам. К тому же Иван  замечательно играет га гитаре и хорошо поет. Из всех школьных предметов самым любимым предметом Вани  является литература. Он очень любит читать, а вот математика ему не дается.

После окончания  школы Иван решил стать экономистом, так как убежден, что представители этой профессии много зарабатывают. Город, где живет Ваня, очень молодой, в нем много строящихся объектов, предприятий общественного питания.

Иван очень ответственно подошел к выбору профессии. Он решил стать экономистом, так как убежден, что представители  этой профессии много зарабатывают. Город, где живет Ваня, очень молодой, в нем много строящихся объектов, предприятий общественного питания.

Иван очень ответственно подошел к выбору профессии. Он решил узнать в городском центре занятости населения, какие профессии пользуются наибольшим спросом на городском рынке труда. Выяснилось, что это крановщики, газосварщики с зарплатой 30 тыс. рублей, библиотекарь  с зарплатой 12 тысяч рублей, бухгалтер с зарплатой 23 тыс.рублей, повар с зарплатой  25 тысяч, инженеры – 23-25 тысяч рублей.»

Учащимся предлагается сделать анализ всех составляющих выбора профессии ( «хочу»- «могу»-«надо») и дать совет Ване, какую же профессию ему лучше всего выбрать.

Подведение итогов. Упражнение « Живая анкета».

 Цель: участникам представляется возможность выразить свои чувства, которые они испытывали во время занятия.

Инструкция: « Продолжите предложенные фразы: « Я узнал сегодня…», « Мне понравилось сегодня…» « Я понял…», « Новым для меня было…».

 Итог: понятно, что мир профессий богат, определиться с выбором – дело серьезное.

Используемая литература:

  1. Резапкина , Г.В. психология  и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки/ Г. В. резапкина.- М.: ВАКО, 2010.
  2. Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса/ авт.-сост. :Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред Н.Н. Рождественской . – 2-е изд.; доп. – М.: Глобус, 2008.- 101с.

 

Скачать конспект занятия


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн