Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа внеурочной деятельности. Кружок "Познаем мира слова"

ПРОГРАММА КРУЖКА

 «Познаем мир слова»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 – 9 классов

Никиточкина Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина

г. Калининска Саратовской области»

Пояснительная записка.

Цель работы кружка –развивать ассоциативное мышление и коммуникативную компетенцию посредством работы со словарями; расширять и углублять знания учащихся о лексической системе языка, пробудить интерес и внимание к русскому слову.

Задачи кружка:

- формировать понимание эстетической функции языка;

- применять богатейшие возможности языка для выражения              собственных мыслей и чувств в устной и письменной форме;

- развивать навыки написания рассуждения на лингвистическую тему;

- учить пользоваться  словарями, извлекать из них нужную информацию;

-помочь ученикам овладеть начальными навыками исследовательской работы;

Занятия кружка нацелены на  формирование следующих УУД

  • познавательные универсальные действия

1 - логические универсальные действия (сравнение и сопоставление,

соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)

2 - постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

          3 - общеучебные универсальные действия:

- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  • коммуникативные универсальные действия

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

  • регулятивные универсальные действия

-       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-      планирование - составление плана и последовательности действий;

-    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-      оценка – оценивание качества и уровня усвоения;

-       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

  • информационные универсальные действия

-  умение составлять библиографический поиск,

-  извлекать информацию из различных источников,

- умение работать с текстом.

Для достижения поставленных  целей и решения задач в учебном процессе используются различные технологии

 1. Технология развития критического мышления – составление кластеров, концептуальных таблиц, чтение текста с маркировкой.

2. Технология сотрудничества - диалоговые методы проведения занятий  в сочетании  с различными формами  групповой работы, различные формы дискуссии.

3. Информационно – коммуникативные технологии - визуализация учебного материала; интерактивные таблицы, схемы. Оформление учащимися дидактических материалов, схем, тестов с помощью компьютера. Обращение к интерактивным словарям и пособиям.

4. Технология интерактивного обучения - работа  в   парах, работа в  малых   группах, ролевая игра;

5. Технология личностно ориентированного обучения - развитие индивидуальных способностей ученика; ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

Структура курса.

Курс состоит из четырех разделов. Особенность работы в том, что теория и практика не разделены, они дополняют друг друга в рамках каждого занятия. В каждом разделе большое место уделяется работе со словарями и созданию текстов – рассуждений в устной и письменной форме.

Предполагаются следующие формы занятий:

урок – игра,

урок – исследование,

урок – устный журнал,

урок - презентация.

Данные формы предполагают наличие заданий для детей разного уровня обученности: сообщение, творческая работа, рисунок, газета, презентация, мини - проект.

Тематическое планирование.

тема

кол-во час

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Раздел 1.  Словарное богатство русского языка.

1-2

Введение. Устный журнал.  русским языком можно творить чудеса…

2

Устный журнал: 1 страница -  анализ высказываний о богатстве русской лексики, фразеологии. 2 страница - знакомство с разными видами словарей. 3 страница - лингвистические задачи, кроссворды...

Индивидуальное задание (2 – 3 уч – ся): сравнить словарные статьи словарей Ожегова и Даля. Групповая работа - составление памятки «Качества хорошей речи»  и самопроверка

3

Слово как единица языка. Слово в словаре. Однозначные и многозначные слова.

1

Индивидуальное задание - анализ строения словарной статьи.  Исследование: «Каких слов больше: однозначных или многозначных?» Составление предложений с многозначными словами. Рисунки к многозначным словам.

4

Синонимы. Словари синонимов.

1

Индивидуальное задание - анализ строения словарной статьи.  Стилистические пометы. Групповая работа - развернутое рассуждение «Для чего нужны синонимы». Самопроверка, дополнения П[1]- «Назначение синонимов», «Энциклопедический словарь юного филолога», с. 269 - 270. Рисунки  

5

Антонимы. Словари антонимов.

1

Индивидуальное задание - анализ строения словарной статьи. Групповые задания. Роль антонимов в тексте – развернутое высказывание. Самопроверка и дополнения - «Энциклопедический словарь юного филолога», с. 28 - 29

6

Омонимы. Омофоны. Омоформы.

1

Индивидуально - отличие омонимов от многозначных слов. Групповое задание -  использование  П омонимов в речи - план. Нахождение  многозначных слов и омонимов словарях.

7

Паронимы. Словарь паронимов.

1

Коллективная работа - план статьи «Энциклопедический словарь юного филолога», с. 213 - 214.  Индивидуально  - П.«Паронимы и лексическое значение слова» Анализ строения словарной статьи. Словарь паронимов.  Выполнение заданий  в формате ЕГЭ.  

8

Фразеологизмы. Употребление  и происхождение.

 

2

Групповая работа (конспект разных текстов) - П «Эмоционально-экспрессивная окраска фразеологизмов», «Фразеология» ( «Энциклопедический словарь юного филолога», с.323),   П«Употребление фразеологизмов».  

Словарь фразеологизмов - индивидуально.  Составление кластера «Происхождение фразеологизмов».

9

Урок - презентация мини - проектов.

 

Защита мини – проектов «Почему мы так говорим» или «Нарисуем фразеологизм» (на выбор). Взаимооценка. Самооценка. Выпуск газеты «В мире фразеологии»

10

Урок - игра «В гостях у словарей».

1

Составление лингвистического портрета слова (слово в разных словарях). Составление кроссвордов, лингвистических задач (на выбор). Выпуск газеты.

Раздел 2. Лексика с точки зрения происхождения и употребления

11

Наука этимология. Этимологический словарь.

1

Индивидуально - что такое этимология? (из разных источников) Связный ответ по результатам анализа словаря: «О чем расскажет нам этимологический словарь?» (родословная слова, источники поступления в нашу речь, способ образования и т.д.)

12

Урок – исследование «Родственные ли это слова?»

1

Используя этимологический словарь, составить рассуждение – доказательство «Родственные ли это слова?»  П

Примеры.  Выпуск газеты «Занимательная этимология»

13

Исконно русская и заимствованная лексика.

1

Групповая  работа со словарями составление таблицы «Иностранцы: откуда они родом?»  Игра «Переводчик». Отношение к заимствованным словам: за и против (дискуссия). П  Сообщение или/и  аналитическое чтение статьи Розенталя Д.Э.)

14

Активная и пассивная лексика. Архаизмы, историзмы, неологизмы.

1

Индивидуально - анализ строения статьи словаря В.И. Даля.  Работа с текстами: нахождение устаревших слов, определение их значения и роли в тексте, опираясь на конспект статьи Рахманова Л.И.

15

Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы, термины.

1

Составление собственных словарных статей «диалектизм, профессионализм, термин» и сравнение с определением в словарях и энциклопедиях.  В группах - нахождение в словаре диалектных, профессиональных  слов.

16

Стилистическая окраска слова: книжная лексика, разговорная. Эмоциональная окраска слова.

 

Работа с толковыми словарями: поиск слов со стил. пометами (работа в группах). Составление сводной таблицы.

Игра «Переводчик» - замена стилистически окрашенных слов нейтральными (в формате ОГЭ)

17

Стилистические возможности  Языка

1

Составление кластера « Роль стилистически окрашенных слов в тексте»  по статье Есина А.Б. П. Эксперимент: замена стилистически окрашенного слова нейтральным. Составление развернутого высказывания по теме с аргументацией. Взаимооценка.

Раздел 3. Изобразительно - выразительные средства языка

18

Изобразительно - выразительные средства языка. Расширение знаний.

1

Чтение статьи с маркировкой «Изобразительность и выразительность речи». Работа в группах - найти определения новых понятий, используя различные источники. Конспект. Самооценка

19

Эпитет. Роль эпитетов в тексте.

1

Игра «Соревнование с поэтом» - вставить эпитеты, сравнить с оригиналом. «Чья радуга ярче» - кто больше подберет эпитетов к слову. Взаимооценка.

20

Олицетворение.

1

Работа в группах - анализ текстов, роль олицетворений в текстах. Творческая работа «Вслед за мастером». Живые картины природы.

21

Сравнения. Как найти сравнение в тексте?

1

1 группа. Составление памятки: «Как найти сравнение». 2 группа «Средства сравнения». Сравнение с образцом. П.Взаимопроверка. Вставить сравнения в текст (например, Лермонтова, Гоголя), сравнить с оригиналом. П

22

Метафора. Как рождается метафора?

1

Метафора и сравнение: сходства и различия. Игра «Чья радуга ярче?» - кто больше найдет метафор в текстах.  Роль метафор в тексте. «Вслед за мастером» - составит предложения с метафорами (работа в группах)

23

Метонимия. Синекдоха. Оксюморон.

1

Знакомство с понятиями (в группах) составление концептуальной таблицей «Метафора, метонимия, синекдоха: сходства и различия». Анализ примеров. Виды. Индивидуально - что такое оксюморон?. «Кто быстрее?» - найти выразительные средства в текстах

24

Различение средств выразительности.

1

Составление кластера «Средства выразительности». Подбор примеров из литературы (работа в группах) Решение заданий в формате ОГЭ

25

Роль выразительных средств  в тексте.

1

Работа в группах с разными текстами: найти средства выразительности, определить их роль, составить развернутый ответ по теме. Взаимопроверка.

26

Лексический анализ текста.

1

Работа в группах «Я лингвист»: составление плана лексического анализа(предположения, предложения). Представление работ. Сравнение с образцом. П. Разбор текстов. Взаимопроверка.

27

Лексический анализ текста. Практикум.

1

Лексический анализ текстов. Самостоятельная формулировка заданий к тексту. Сравнительный анализ текстов разных стилей. П.

28

Урок - мастерская

1

Составление текста с использованием различных средств выразительности. Работа в группах - составление предложений с определенным ВС. Представление работ.  Взаимооценка. Создание «Банка  удивительных находок». Создание  текста.

Раздел 4. Типичные ошибки в письменных работах. Классификация. Способы исправления.

29

Типичные речевые ошибки. Классификация.

2

Игра «Я учитель» Какие лексические (речевые) ошибки вы бы исправили, как объяснили бы? П.  Исправление ошибок, представленных в таблице.

30

Речевые ошибки. Плеоназм, тавтология. Практикум.

1

Игра «Я учитель».  Памятка для учеников «Как избежать речевых ошибок». Исправление ошибок.

31

Урок – игра «Корректор»

1

Работа с текстами, исправление ошибок в  работах.

32

Урок - мастерская «Похвала словарям»

1

Чтение стихов о словарях, о слове. Знакомство с особенностями жанра. Составление «Похвалы...», используя цитирование. Оформление газеты.

33

Урок - конференция «Съезд словарей»

1

Групповые задания - представление словаря. Лингвистические задачи на основе словарных статей.

34-35

Итоговые занятия. Уроки - презентация

2

Представление работ (групповых, индивидуальных): собственных словарей, презентаций «Энциклопедия одного слова», рисунков, плакатов, видеороликов  о слове и словарях.

 

 

 

 

 

Литература:

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение,  1995

2. Введенская Л.А. Русское слово. М.: Просвещение,1991.

3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. М.: Просвещение, 1998.

3. Энциклопедический словарь юного филолога/ Сост. М.В. Панов. - М.: Педагогика, 1984

Словари

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык. 1986.

  2. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М.: Русский язык. 1984.

  3.  Даль В. И Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо. 2005.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «А ТЕМП», 2004.

  5. Словарь иностранных слов. М. 1987.

  6. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. М.: Дрофа, 2004.

  7. Школьный словарь иностранных слов. – М.: ВАКО, 2010.

Интернет ресурсы

  • Текстология. Журнал о русском языке и литературе    http://www.textologia.ru

  • Грамота.ру. http://www.gramota.ru /

 

 

 

 


[1] П - приложение, есть материал к занятию в приложении

Прикрепленный файл Размер
Приложения к занятиям кружка.docx 104.67 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн