< >Методы стимулирования и мотивации:
- < > Я согласна с мнением Л.С.Выгодского, что использование творческой игры на уроках в начальной школе помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету.<!-- -->< ><!-- -->
Познавательные беседы;
-
Создание ситуации успеха;
-
Эмоционально-нравственных ситуаций;
-
Творческие задания.
Формы работы:
- < ><!-- -->< ><!-- -->< ><!-- -->< ><!-- -->
Словари и энциклопедии;
-
Раздаточный и дидактический материал;
-
Печатные пособия;
-
Мультимедийные презентации.
На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:
1)урок-соревнование;
2) урок – игра;
3) урок – викторина;
4) урок – конкурс;
5) урок творчества;
6)урок–путешествия;
7) интегрированный урок;
8)урок–творческий отчет;
9)уроки взаимообучения;
10) урок- зачёт;
11) урок открытых мыслей;
12) урок- турнир;
13) аукцион знаний;
14)урок фантазиирования;
15) урок творчества;
16) урок - сказка;
17)волшебный конверт;
18)урок-эврик
Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения именно в рамках педагогики сотрудничества, которая приветствует нестандартные уроки.
Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:
-
Повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;
-
Ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебным предметам;
-
У школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.
Хочу предложить фрагмент урока, тема которого «Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением».
Форма урока: урок-сказка.
Цели урока:
обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.
II. Вступительное слово учителя.
Ребята, вы любите сказки?
Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:
Как–то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (-ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала. Да так, что стали они друг на друга похожи. Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.
Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:
Как писать го/ара, тра/ова,
И слова ма/оря, де/ила?
Ребята, давайте поможем буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».
Какая хорошая сказка! Помогла нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.
Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место?
Так как это урок - закрепление изученного материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок грамматическую сказку, создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока, закрепить изученный материал.
На своих уроках я часто использую игровые приемы, как средство повышения интереса к учебной деятельности.
Мы считаем, что кружок является наилучшей формой внеклассной работы, позволяющей повысить уровень познавательной деятельности младших школьников. Кружковые занятия, такие как «Информатика в играх и задачах» и «Intel. Путь к успеху» создают благоприятные условия для накопления опытно-коллективной работы и является основной сферой формирования коллективных отношений, а также даёт простор для проявления самостоятельности, творчества, развития общественной активности, активизации знаний, умений и навыков, повышает интерес к обучению.
В качестве внеклассного мероприятия в 4 классах может выступать викторина (конкурсы, подвижные игры, экскурсии, массовые мероприятия и т.д.). «Эта своеобразная форма контроля усвоения изученного особенно эффективна, ибо вызывает положительные эмоции учащихся. В обстановке соревнования они мобилизуют знания, полученные на уроках и в ходе подготовки к викторине.
Викторины проводятся после изучения темы и являются логичным завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, учителем или выбранного самими учащимися; приучать учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания.
При проведении викторины учитель стремится:
-мобилизовать знания учащихся по другим предметам;
-использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником;
-обеспечить активную контролируемую речевую практику каждому учащемуся;
-учесть особенности каждого учащегося (его речевую подготовку, темп работы, интересы и т. д.);
-включать в программу викторины задания, в которых учащиеся употребляли бы перифразу»
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется. Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.
При выборе средств активизации познавательной деятельности я учитываю особенности детей.
Но несмотря на многообразие приёмов активизации младших школьников, эта проблема в теории и практике ещё не до конца изучена.
С изменением содержания обучения изменяются и приёмы активизации.
Выявление новых приёмов активизации, выделение наиболее эффективных приёмов активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках – эти проблемы ещё предстоит изучить и исследовать.
Подводя итог, напомню, что поддерживать и формировать интерес к учению мне помогают игры, экскурсии, наблюдения, применение занимательности, использование природных задатков и творческих способностей детей. Стараюсь не забывать о том, что положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому не жалею добрых слов поддержки для всех, кто сумел справиться с заданием, у кого получилось. На уроках у меня нет скучающих глаз. Наверное, мне везёт на хороших учеников.
В основе любого творчества лежат знания, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году я стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, перечитываю статьи в журнале «Начальная школа» и беру на вооружение всё то, что можно использовать при работе с данным контингентом учащихся.
Работая над этой темой, я продолжу поиск новых средств активизации, не останавливаясь только на тех, которые указаны мною в данной работе.
Библиография
1.Артёмов А.К. Приемы организации развивающего обучения// Начальная школа.- 1995.-№3- с.35-39.
2. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П.О проблемном обучении в начальных классах// начальная школа. – 1973 .-№6.-с.53-54.
3.Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания // Начальная школа.- 1996.-№9.-С.72.
4.Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М.: Знание, 1973.-с.117.
5.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей.- М.: Новая школа, 1996.-с.252.
6.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.-: Просвещение,1968.-с.432.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Школьные технологии.- 1999.-№6.
8.Серебров И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике// Начальная школа.- 1995.-№6-с.51-53.
9.Яковлев Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников// Вопросы психологии.-1997.-№2.-с.37-42.