Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время

Submitted by Вероника Степановна Градова on Tue, 18/10/2016 - 01:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чиркова Вероника Степановна
Место работы, должность: 

МБОУ "Куженерская средняя общеобразовательная школа №2", учитель начальных классов

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Все предметы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:14pt">&laquo;Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время&raquo;</span></strong></p> <p><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:14pt">Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребёнка &ndash; познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.</span></p>

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время»

Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребёнка – познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учёбе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.

Известно, что познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Математика тоже очень сложный предмет и задача учителя развивать на уроке, во время внеклассной работы смекалку, сообразительность, познавательный интерес, любовь к предмету, математические навыки.

Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится нешаблонное поведение, характеризующегося появлению новых технологий, орудий труда.

Методы, используемые в работе:

  • < ><!-- -->< ><!-- -->

    Исследовательский (учащиеся на основе проведённых наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод);

  • Проблемное изложение. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. К слабым сторонам проблемного обучения следует отнести значительно большие расходы времени на изучение учебного материала.

  • Эвристическая беседа (обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения);

  • < >Методы стимулирования и мотивации:

     

    • < > Я согласна с мнением Л.С.Выгодского, что использование творческой игры на уроках  в начальной школе помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету.<!-- -->< ><!-- -->

      Познавательные беседы;

    • Создание ситуации успеха;

    • Эмоционально-нравственных ситуаций;

    • Творческие задания.

      Формы работы:

    • < ><!-- -->< ><!-- -->< ><!-- -->< ><!-- -->

      Словари и энциклопедии;

    • Раздаточный и дидактический материал;

    • Печатные пособия;

    • Мультимедийные презентации.

      На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:

       

      1)урок-соревнование;

      2) урок – игра;

      3) урок – викторина;

      4) урок – конкурс;

      5) урок творчества;

      6)урок–путешествия;

      7) интегрированный урок;

      8)урок–творческий отчет;

      9)уроки взаимообучения;

      10) урок- зачёт;

      11) урок открытых мыслей;

      12) урок- турнир;

      13) аукцион знаний;

      14)урок фантазиирования;

      15) урок творчества;

      16) урок - сказка;

      17)волшебный  конверт;

      18)урок-эврик

       

                      Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения именно в рамках педагогики сотрудничества, которая  приветствует  нестандартные уроки.

      Учебные занятия с использованием методик развития познавательного интереса и применения современных компьютерных технологий по сравнению с традиционной формой обучения имеет ряд преимуществ:

    • Повышается учебная мотивация, достигаются высокие результаты;

    • Ученики с интересом и творческой активностью относятся к учебным предметам;

    • У школьников формируется активная позиция по отношению к себе и своему образованию.

    Хочу предложить фрагмент урока, тема которого «Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением».

    Форма урока: урок-сказка.

    Цели урока:

    обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность. 

    II. Вступительное слово учителя.

     Ребята, вы любите сказки?

       Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:

       Как–то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (-ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала.  Да так, что стали они друг на друга похожи.  Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.

             Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:                                                                                                                             

                             Как писать го/ара, тра/ова,

                              И слова ма/оря, де/ила?

    Ребята, давайте поможем буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».

          Какая хорошая сказка! Помогла  нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.  

    Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место?

         Так как это урок - закрепление изученного материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок грамматическую сказку, создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока, закрепить изученный материал.

    На своих уроках я часто использую  игровые приемы,  как средство повышения интереса к учебной деятельности.

    Мы считаем, что кружок является наилучшей формой внеклассной работы, позволяющей повысить уровень познавательной деятельности младших школьников. Кружковые занятия, такие как «Информатика в играх и задачах» и «Intel. Путь к успеху» создают благоприятные условия для накопления опытно-коллективной работы и является основной сферой формирования коллективных отношений, а также даёт простор для проявления самостоятельности, творчества, развития общественной активности, активизации знаний, умений и навыков, повышает интерес к обучению.

    В качестве внеклассного мероприятия в 4 классах может выступать викторина (конкурсы, подвижные игры, экскурсии, массовые мероприятия и т.д.). «Эта своеобразная форма контроля усвоения изученного особенно эффективна, ибо вызывает положительные эмоции учащихся. В обстановке соревнования они мобилизуют знания, полученные на уроках и в ходе подготовки к викторине.

    Викторины проводятся после изучения темы и являются логичным завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, учителем или выбранного самими учащимися; приучать учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания.

    При проведении викторины учитель стремится:

    -мобилизовать знания учащихся по другим предметам;

    -использовать их умение самостоятельно работать с книгой, газетой, журналом, справочником;

    -обеспечить активную контролируемую речевую практику каждому учащемуся;

    -учесть особенности каждого учащегося (его речевую подготовку, темп работы, интересы и т. д.);

    -включать в программу викторины задания, в которых учащиеся употребляли бы перифразу»

    Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).

    Когда учиться интересно – учиться легко, учиться хочется. Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.

    При выборе средств активизации познавательной деятельности я учитываю особенности детей.

    Но несмотря на многообразие приёмов активизации младших школьников, эта проблема в теории и практике ещё не до конца изучена.

    С изменением содержания обучения изменяются и приёмы активизации.

    Выявление новых приёмов активизации, выделение наиболее эффективных приёмов активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках  – эти проблемы ещё предстоит изучить и исследовать.

    Подводя итог, напомню, что поддерживать и формировать интерес к учению мне помогают игры, экскурсии, наблюдения, применение занимательности, использование природных задатков и творческих способностей детей. Стараюсь не забывать о том, что положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому не жалею добрых слов поддержки для всех, кто сумел справиться с заданием, у кого получилось. На уроках у меня нет скучающих глаз. Наверное, мне везёт на хороших учеников.

    В основе любого творчества лежат знания, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году я стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, перечитываю статьи в журнале «Начальная школа» и беру на вооружение всё то, что можно использовать при работе с данным контингентом учащихся.

    Работая над этой темой, я продолжу поиск новых средств активизации, не останавливаясь только на тех, которые  указаны мною в данной работе.

     

     

    Библиография

    1.Артёмов А.К. Приемы организации развивающего обучения// Начальная школа.- 1995.-№3- с.35-39.

    2. Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П.О проблемном обучении в начальных классах// начальная школа. – 1973 .-№6.-с.53-54.

    3.Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания // Начальная школа.- 1996.-№9.-С.72.

    4.Венгер Л.А. Педагогика способностей.- М.: Знание, 1973.-с.117.

    5.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей.- М.: Новая школа, 1996.-с.252.

    6.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.-: Просвещение,1968.-с.432.

    7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Школьные технологии.- 1999.-№6.

    8.Серебров И.В. Развитие внимания и логического мышления на уроках по математике// Начальная школа.- 1995.-№6-с.51-53.

    9.Яковлев Е.А. Развитие творческого потенциала у школьников// Вопросы психологии.-1997.-№2.-с.37-42.

     

Прикрепленный файл Size
Выст педсовет.ppt 1.68 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн