Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по технологии 5 класс ФГОС (девочки)

Submitted by Ольга Викторовна Кузько on пн, 14/11/2016 - 12:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузько Ольга Викторовна
Место работы, должность: 

учитель технологии МБОУ г. Астрахани "ООШ №31"

Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Рабочая программа включает разделы:</strong></p> <ol> <li>Планируемые предметные результаты освоения ТЕХНОЛОГИЯ (технологии ведения дома) <strong>5 класс</strong>;</li> <li>Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;</li> <li>Тематическое планирование с указанием количества часов. Отводимых на освоение каждой темы.</li> </ol>

Рабочая программа включает разделы:

  1. Планируемые предметные результаты освоения ТЕХНОЛОГИЯ (технологии ведения дома) 5 класс;
  2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов. Отводимых на освоение каждой темы.

 

  1. Планируемые предметные результаты освоения ТЕХНОЛОГИЯ (технологии ведения дома) 5 класс:

 

Кулинария

Выпускник научится:

• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

• применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

 

 

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

Выпускник научится:

• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;

• выполнять художественную отделку швейных изделий;

• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

• определять основные стили в одежде и современные направления моды.

• планировать объём продукции растениеводства в личном подсобном хозяйстве или на учебно-опытном участке на основе потребностей семьи или школы, рассчитывать основные экономические показатели (себестоимость, доход, прибыль), оценивать возможности предпринимательской деятельности на этой основе;

• находить и анализировать информацию о проблемах сельскохозяйственного производства в своём селе, формулировать на её основе темы исследовательских работ и проектов социальной направленности.

 

Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности

Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НАПРАВЛЕНИЕ «ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА»

к учебнику Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома»

5 класс (68 ч, 2 ч – резервное время)

Темы разделов программы

Основное содержание материала темы

Характеристики основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Технологии домашнего хозяйства (2 ч)

Тема 1. Интерьер кухни-столовой (2 ч)

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические).

Планировка кухни. Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни на компьютере

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.

Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.

Планировать кухню с помощью шаблонов и компьютера

Раздел 2. Электротехника (1 ч)

Тема 1. Бытовые электроприборы (1 ч)

Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины и др.

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне.

Находить и представлять информацию об истории электроприборов.

Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

 

 

Раздел 3. Кулинария (14 ч)

Тема 1. Санитария и гигиена на кухне (1 ч)

Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приемы работы на кухне. Правила безопасной работы газовыми плитами, электронагревательными приборами, с горячей посудой и жидкостью, ножом и кухонными приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи,  хранении.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Тема 2. Физиология питания (1 ч)

Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания

Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды.

Составлять индивидуальным режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

Тема 3. Бутерброды и горячие напитки (2 ч)

Значение хлеба в питании человека. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов. Профессия пекарь.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая.

Сорта и виды кофе. Устройства для размола зерён кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе.

Получение какао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао

 

 

Приготавливать и оформлять бутерброды.

Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах.

Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.

Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао).

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.

Находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.

Дегустировать бутерброды и горячие напитки.

Знакомиться с профессией пекарь

Тема 4. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 ч)

Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Изучать устройство кастрюли-кашеварки.

Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.

Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу.

Определять консистенцию блюда.

Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий.

Находить и предъявлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Знакомиться с профессией повар

 

Тема 5. Блюда из овощей и фруктов (4 ч)

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, ее влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка их к заморозке. Хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространенные формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зеленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из вареных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд

 

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов.

Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов.

Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.

Осваивать безопасные приемы работы ножом и приспособлениями для нарезки овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки.

Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте.

Готовить салат из сырых овощей или фруктов.

Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.

Готовить гарниры и блюда из вареных овощей.

Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.

Находить и предъявлять информацию об овощах, применяемых в кулинарии, блюдах из них, влиянии на сохранение здоровья человека; о способах тепловой обработки, способствующих сохранению питательных веществ и витаминов.

Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады.

 

Тема 6. Блюда из яиц (2 ч)

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача вареных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд

 

 

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды.

Готовить блюда из яиц.

Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

Тема 7. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч)

Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами

Подбирать столовое белье для сервировки стола к завтраку.

Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака.

Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола.

Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки.

Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов (22 ч)

Тема 1. Свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения (4 ч)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения.

Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям.

Определять направление долевой нити в ткани.

Исследовать свойства нитей основы и утка.

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Определять виды переплетения нитей в ткани.

Проводить анализ прочности окраски тканей.

Находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину.

Изучать свойства тканей из хлопка и льна.

Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач.

Оформлять результаты исследований

Тема 2. Конструирование швейных изделий (4 ч)

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами

Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.

Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий.

Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

Копировать готовую выкройку.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий

 

Тема 3. Швейная машина (4 ч)

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.

Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх.

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка.

Выполнение закрепок в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад.

Находить и предъявлять информацию об истории швейной машины.

Овладевать безопасными приемами труда

Тема 4. Технология изготовления швейных изделий (10 ч)

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с портновскими булавками.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощь резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания – ручное обметывание; временное соединение деталей – сметывание; временное закрепление подогнутого края – заметывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – машинной обметывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевые (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке)

 

 

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы.

Выкраивать детали швейного изделия.

Находить и предъявлять информацию об истории создания инструментов для раскроя.

Изготовлять образцы ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: с помощь резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывание косыми (или петельными) стежками; заметывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); сметывание.

Изготовлять образцы машинных работ: обметывание зигзагообразными стежками; застрачивание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); стачивание.

Проводить влажно-тепловую обработку на образцах машинных швов: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды.

Овладевать безопасными приемами труда.

Знакомиться с профессиями закройщик и портной

Раздел 5. Художественные ремёсла (8 ч)

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство (1 ч)

Понятие декоративно-прикладного искусства. Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего региона, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия.

Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства народов России.

Посещать краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона, о способах и материалах, применяемых для украшения праздничной одежды в старину

 

 

Тема 2. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства (3 ч)

Понятие композиции. Правила, приемы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приемы стилизации.

Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, теплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на компьютере с помощью графического редактора. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

 

 

 

Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.

Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно.

Создавать графические композиции на листе бумаги или на компьютере с помощью графического редактора

Тема 3. Лоскутное шитье (4 ч)

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, их подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитье по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Аппликация и стежка (выстегивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия

 

 

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Разрабатывать узор для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги.

Подбирать лоскуты ткани, соответствующего по цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия.

Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы.

Находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья

Раздел 6. Технологии творческой и опытнической деятельности (21 ч)

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (21 ч)

Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий.

Подготовка презентации, пояснительной записки  и доклада для защиты творческого проекта

Знакомиться с примерами творческих проектов пятиклассников.

Определять цель и задачи проектной деятельности.

Изучать этапы выполнения проекта.

Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома».

Выполнять проект по разделу «Кулинария».

Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Выполнять проект по разделу «Художественные ремесла».

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

Подготавливать электронную презентацию проекта.

Составлять доклад к защите творческого проекта.

Защищать творческий проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ЗА КУРС 5 КЛАССА НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

№ п/п

 

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Календарные сроки

Д/З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводный инструктаж. Введение.

Что такое творческие проекты. Этапы проекта.

 

 

 

 

 

Бытовые электроприборы на кухне.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Общие правила ТБ при работе в кабинете технологии

 

Творческий проект, проектная деятельность

Изучать этапы выполнения проекта.

 

 

 

 

Изучать потребность в бытовых электроприборах на кухне.

Находить и представлять информацию об истории электроприборов.

Изучать принципы действия и правила эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника

 

(факт)

(факт)

Д/З

5.09

 

6.09

 

П.1,2,4

2.

Интерьер и планировка кухни-столовой

2

Знакомиться с эргономическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими требованиями к интерьеру.

Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.

Планировать кухню с помощью шаблонов и компьютера

12.09

 

13.09

 

П.3

3.

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

 

2

Выполнять проект по разделу «Технологии жилого дома».

Цель и задачи проекта. Составные части проекта, этапы выполнения, определение затрат на изготовление.

19.09

 

20.09

 

Стр.24-28

4.

Защита творческого проекта «Планирование кухни-столовой»

 

2

Творческий проект,  этапы выполнения, презентация, защита проекта

 

 

26.09

 

27.09

 

Презентация проекта

5.

Санитария и гигиена на кухне.

Здоровое питание

2

 

 

 

 

 

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи,  хранении.

Организовывать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и уборки кабинета технологии.

Осваивать безопасные приёмы работы кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах

Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Осваивать исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества пищевых продуктов и питьевой воды.

Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды

Дегустировать бутерброды и горячие напитки.

Знакомиться с профессией пекарь

3.10

 

4.10

 

П.5,6

6.

Технология приготовления бутербродов и горячих напитков.

Практическая работа. Приготовление бутербродов и горячих напитков.

1

 

 

 

1

Приготавливать и оформлять бутерброды.

Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах.

Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере.

Приготавливать горячие напитки (чай, кофе, какао).

Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.

Находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки.

10.10

 

11.10

 

П.7,8

7.

Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Практическая работа.

«Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий»

1

 

 

 

1

Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.

Изучать устройство кастрюли-кашеварки.

Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.

Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу.

Определять консистенцию блюда.

Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий.

Находить и предъявлять информацию о крупах и продуктах их переработки; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

Знакомиться с профессией повар

17.10

 

18.10

 

П.9

8.

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.

Практическая работа.

«Тепловая кулинарная обработка овощей».

1

 

 

1

Определять доброкачественность овощей и фруктов по внешнему виду и с помощью индикаторов.

Механическая кулинарная обработка овощей, формы нарезки овощей, салат Выполнять кулинарную механическую обработку овощей и фруктов.

Выполнять фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов.

 

Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по технологической карте.

Готовить салат из сырых овощей или фруктов.

Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей.

Готовить гарниры и блюда из вареных овощей.

Осуществлять органолептическую оценку готовых блюд.

 

24.10

 

25.10

 

П.10,11

9.

Технология приготовления блюд из яиц

2

Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды.

Готовить блюда из яиц.

Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам

31.10

 

1.11

 

 

 

 

 

 

 

     Всего в 1 четверти:

 

 

18 час

 

 

 

18 час

 

 

10.

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

 

2

Подбирать столовое белье для сервировки стола к завтраку.

Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака.

Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для стола.

Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола. Складывать салфетки.

Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»

14.11

 

15.11

 

П.12

П.13

11.

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

2

Определять цель и задачи проекта. Составные части проекта, этапы выполнения, определение затрат на изготовление.

21.11

 

22.11

 

Стр.77-84 презентация проекта

12.

Защита творческого проекта «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи»

2

Творческий проект,  этапы выполнения,  презентация, защита проекта

 

 

28.11

 

29.11

 

презентация проекта

13.

Производство текстильных материалов.

2

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения.

Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям.

Определять направление долевой нити в ткани.

Исследовать свойства нитей основы и утка.

Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Определять виды переплетения нитей в ткани.

Проводить анализ прочности окраски тканей.

Изучать свойства тканей из хлопка и льна.

5.12

 

6.12

 

П.14

14.

Текстильные материалы и их свойства.

2

Составлять коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения на основе изучения физические, эргономические, эстетические, технологические свойства материалов; хлопчатобумажные и льняные ткани; швейные нитки, тесьма, ленты.

Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства и ткач.

Оформлять результаты исследований

12.12

 

13.12

 

П.15

15.

Швейные ручные работы.

2

Ознакомиться с ручными швейными работами, временные строчки, постоянные ручные стежки, ниточное соединение деталей, стежок, строчка, шов; копировальные линии выкройки, обмётывание. Выполнение образцов швов.

19.12

 

20.12

 

П.18

16.

Изготовление образцов ручных работ.

 

 Выполнение образцов швов: смётывание, замётывание с открытым срезом, замётывание с открытым срезом.

 

  26.12

 

27.12

 

 

 

 

 

 

 

 

   Всего во 2 четверти:

 

14 час

 

 

14 час

 

 

17.

Швейная машина.

2

Изучать устройство современной бытовой швейной машины с электрическим приводом.

Подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю

нитку наверх.

     Овладевать безопасными приемами труда

16.01

 

 

 

 

17.01

 

П.19

18.

Основные операции при машинной обработке.

Зигзагообразная строчка, шов вподгибку с открытым и закрытым срезами.

2

 

 

 

 

Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка.

Находить и предъявлять информацию об истории швейной машины.

 

23.01

 

24.01

 

П.20

19.

Машинные швы «взаутюжку», «вразутюжку».

Влажно-тепловая обработка ткани.

2

 

 

 

Выполнение закрепок в начале и конце строчки с использованием клавиши шитья назад.

Влажно-тепловая обработка, терморегулятор, пароувлажнитель, утюжильная доска, проутюжильник; приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Соединительные, краевые, отделочные швы; стачной шов взаутюжку

 

30.01

 

31.01

 

П.21 Выполнить образцы швов

20.

Снятие мерок для построения чертежа фартука

2

Cнятие мерок, изучить конструктивные линии фигуры, обхват груди, обхват талии, обхват бёдер, длина изделия для построение чертежа выкройки, моделирования выкройки.

6.02

 

7.02

 

П.16  записать свои мерки

21.

Изготовление выкройки фартука в масштабе и натуральную величину

2

Построить чертёж выкройки изделия по снятым меркам, произвести моделирование выкройки.

13.02

 

14.02

 

Стр.99-100 

22.

Раскрой швейного изделия

2

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою.

Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учетом припусков на швы.

Выкраивать детали швейного изделия.

 

20.02

 

21.02

 

П.17  раскро-ить изделие

23.

Технология изготовления швейных изделий.

Подготовка деталей кроя к обработке.

2

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий, одежды.

Овладевать безопасными приемами труда.

 

27.02

 

28.02

 

П.23

24.

Обработка боковых срезов фартука

2

Выполнять технологию обработки боковых срезов фартука Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Овладевать безопасными приемами труда.

 

6.03

 

7.03

 

Обработать боковые срезы фартука

25.

Обработка пояса-кулиски

2

Выполнять технологию обработки пояса-кулиски. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Овладевать безопасными приемами труда.

 

13.03

 

14.03

 

Стр. 139 обработать пояс

26.

Обработка нижнего среза фартука

 

 

2

Выполнятьтехнологию обработки нижнего среза фартука. Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Овладевать безопасными приемами труда.

 

20.03

 

21.03

 

 

 

 

 

 

 

Всего в 3 четверти:

 

20 час

 

 

20 час

 

 

27.

 Обработка пояса-завязки. Сборка фартука.

 

 

2

Обрабатывать проектное изделие по индивидуальному плану, производить обработку пояса-завязки. Сборка фартука.

Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Овладевать безопасными приемами труда.

 

3.04

 

 

 

 

 

4.04

 

Обработать пояс-завязку

28.

Творческий проект  «Наряд для завтрака»

 

 

2

Определять цель и задачи проекта,  составные части проекта, этапы выполнения, определение затрат на изготовление.

 

 

10.04

 

11.04

 

Презентация проекта

29.

Защита творческого проекта «Наряд для завтрака»

2

Представлять презентацию и защита проекта.

 

 

17.04

 

18.04

 

Доклад к выступлению

30.

Декоративно-прикладное искусство.

Основы композиции

 

 

 

 

Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовое сочетание в орнаменте.

1

 

 

 

 

 

 

1

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество.

 

 Познакомиться с понятиями :   Композиция (статичная, динамичная, ритмическая, пластическая); симметрия, асимметрия; фактура, текстура, колорит, стилизация.

Орнамент. Ахроматические  и хроматические цвета; тёплые и холодные цвета; гармонические цветовые композиции; графический редактор. Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.

Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно.

Создавать графические композиции на листе бумаги или на компьютере с помощью графического редактора

 

 

24.04

 

25.04

 

П.24, 25

 

 

 

 

 

 

П.26, 27

31.

Лоскутное шитьё. Технология изготовления лоскутного изделия. Узор «Изба»

2

Изучать различные виды техники лоскутного шитья.

Разрабатывать узор «Изба» для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.

Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги.

1.05

 

2.05

 

П.28

32.

Лоскутное шитьё. Технология изготовления лоскутного изделия. Прихватка.

2

Подбирать лоскуты ткани, соответствующего по цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия.

Изготовлять образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы.

Лоскутное шитьё, узор «спираль», узор «изба». Шаблон, аппликация, стёжка

8.05

 

9.05

 

П.29  закончить обработку прихватки

33.

Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой»

2

Определять цель и задачи проекта,  составные части проекта, этапы выполнения, определение затрат на изготовление.

15.05

 

16.05

 

Презентация проекта

34.

Как защитить творческий проект. Защита творческого проекта.

 

2

Оформлять портфолио и пояснительную записку к творческому проекту.

Подготавливать электронную презентацию проекта.

Составлять доклад к защите творческого проекта.

Защищать творческий проект

22.05

 

23.05

 

Составить доклад к защите творческого проекта

35.

 Защита портфолио

2

 

Защищать портфолио

29.05

 

30.05

 

 

 

 

 

 

Всего в 4 четверти:

 

18 час

 

 

18 час

 

 

 

 

 

 

Всего в учебном году:

 

70 час

 

 

70 час

 

 


Скачать + смотреть онлайн

видео 2022