Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть нежное видео

Официальный сайт panajotov 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование моделей биологических объектов на уроках биологии.

Submitted by Надежда Викторовна Нехорошева on пн, 20/11/2017 - 16:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Нехорошева Надежда Викторовна, Будилова Татьяна Васильевна.
Место работы, должность: 

МАОУ "Гимназия "Исток" Великий Новгород, учителя биологии.

Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Краткое описание: 
<p>Учащиеся создают модели биологических объектов, которые затем можно использовать на уроках биологии:</p> <p>1) Для проверки знаний о строении данного биологического объекта.</p> <p>2) На уроках при объяснении нового материала.</p>

Организация индивидуальной работы учащихся через  создание моделей биологических объектов на уроках биологии.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Нехорошева НВ.

Будилова Т.В

Учителя биологии МАОУ  «Гимназии «Исток»

 

                                       

                                    

                                     

 

      

Актуальность.

Учащиеся часто не соотносят между собой теоретические знания об объекте исследования и его строением, свойствами ,попросту говоря, не могут по описанию составить «портрет» объекта, и наоборот,путают понятия .

 Навыки построения моделей у обучающихся развивают логическое мышление, память, умение выделять главное, сопоставлять данные, анализировать, делать выводы.

Обучающиеся легче запоминают строение изучаемого объекта , овладевают биологическими терминами, у них повышается мотивация к изучению биологии.

 

Понятие моделирования.

 

В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, работа с микроскопом, просмотр экранных пособий, практическая работа. В настоящее время методы обучения обогатились методами моделирования, построения мысленных моделей, математического моделирования. В V—VII классах наиболее применимо практическое моделирование: изготовление модели клетки, одноклеточной водоросли, бактериальной клетки и др.

    Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные из них.
         Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
         В разных науках объекты и процессы исследуются под разными углами зрения и строятся различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и движения объектов, в химии — их внутреннее строение, в биологии —строение живых организмов.

Моделирование — это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Одним из таких самостоятельных исследований является моделирование.

Моделирование – это не только наглядно-практический метод обучения. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе, так же как и практический метод. Специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения всех органов чувств человека. Чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем прочнее он усваивается.

 Практически во всех науках о природе, живой и неживой построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение модели, отображающей какую-то грань реальности и потому многократно более простой, чем эта реальность, и исследование  этой модели.

Объектом в биологии можно назвать клетку, организм, группу живых организмов, процесс, явление.

 В обучении биологии применяются в основном материальные модели. Это муляжи плодов, гербарий растений, модель цветков, мозга животных, органов человека и т.д. Существенными признаками материальной модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. На уроках учащимся  мы предлагаем выполнить модели из курса биологии растений - модель клетки, из курса биологии животных – модели клетки одноклеточных животных  и т.д.. Важным свойством такой модели является наличие в ней творческой фантазии. Проводя такие занятия, довольно легко можно определить, насколько хорошо ученик понимает предмет.

Темы,на которых мы предложили изготовление моделей.

5 класс.

Растительная клетка.

Строение шляпочного гриба.

Строение бактериальной клетки.

Одноклеточная водоросль- хламидомонада.

6 класс.

Строение цветка.

Строение семени.

7 класс.

Строение простейших( инфузория- туфелька,амёба, эвглена зелёная)

Биогеоценозы.

Продукт .

Например,тема Шляпочные грибы- все  учащиеся 5 классов создали биологические модели      (120 ).

Результат.

 По результатам проверочной работы на оценку «4»и «5» усвоили материал 102 (85%)человека, конкретно ,строение шляпочного гриба усвоили все 120 человек (100%).

Продукт .

Тема -Одноклеточные водоросли (строение хламидомонады), все учащиеся 5 классов создали биологические модели  (120 ).

Результат.

По результатам проверочной работы на оценку «4»и «5» усвоили материал 105(87,5%)человек, конкретно , строение хламидомонады усвоили все 120 человек (100%). Кроме этого , можно отметить,что все ученики хорошо усвоили труднопроизносимые термины.

Мы заметили,что к работе над моделями подключились родители некоторых учеников. Например, в 5 а классе-7 человек, в 5б классе -5 человек, в 5е -1 человек, в  5в  -4 человека, в 5 д-9 человек. По рассказам учеников,некоторых родителей очень увлёк процесс изготовления моделей вместе с детьми, модели получились хорошего качества. Например, ученик 5е класса Поликарпов Даниил создал вместе с отцом объёмную модель растительной клетки на очень высоком уровне. Ученик 5 в класса Николаев Илья вместе с отцом создали модель шляпочного гриба на основе строительных материалов. Данную модель очень удобно использовать в качестве наглядного пособия, т.к. она имеет достаточно большие размеры и по внешнему виду максимально приближена по цветовому решению к  белому грибу.

  Для нас,как для педагогов,работа по созданию биологических моделей — это умение работать с информацией,переносить из одной знаковой системы в другую, получение познавательного результата.

 Качественно изготовленные модели мы используем как учебно- методический и дидактический материал на уроках биологии и во внеклассной работе. Например,разборные модели цветка мы используем для закрепления темы «Строение цветка».На предметно-методической неделе нами была проведена выставка биологических моделей.

 По опросам учеников работа над моделями биологических объектов дала им радость,удовлетворение от процесса изготовления моделей,а также от полученной в результате хорошей оценки. Все отметили ,что им понравилось создавать модели,что они лучше запомнили строение объекта,легко усвоили биологические термины. Кроме этого, ученики отметили,что создание моделей позволило им проявить свои творческие способности.

Этому способствовало и то,что ученикам давалась возможность выбора материала для изготовления модели, выбор формы модели.

Например, при изготовления клетки использовали бумагу,картон,пластилин,губку, алебастр,дерево.

При изготовлении модели шляпочного гриба использовали бумагу,пенопласт , пластилин,тесто,шерстяные нитки,ткань,конструктор,гипс,строительную пену.

Заключение.

По итогам учебного года , проведённая нами диагностика показала,что изготовление моделей способствует

  • лучшему запоминанию биологических терминов
  • усвоению строения биологических объектов
  • развитию учебно-информационных умений
  • развитию творческих способностей учащихся
  • повышению мотивации к изучению биологии.

»  Tags for document:

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно