Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная программа

Фото пользователя Любовь Викторовна Ильющенкова
Submitted by Любовь Викторовна Ильющенкова on чт, 04/01/2018 - 15:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ильющенкова Любовь Викторовна
Место работы, должность: 

МБУДО- РДДиЮ Советского района Саратовской области, педагог дополнительного образования

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Дополнительная образовательная программа &quot;Юный краевед&quot; составлена в рамках туристко-краеведческой работы.Программа реализуется на базе музея МБУДО-РДДиЮ Советского района Саратовской области и является составной частью программы объединения &quot;Память&quot;</p>

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед» составлена в рамках туристско – краеведческой работы.

Программа «Юный краевед» реализуется на базе музейной комнаты районного Дома детства и юношества Советского района Саратовской области и является составной частью программы объединения «Память».

Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины, ориентирована на приобщение младших школьников к музею и его коллекциям, способствующим более глубокому постижению окружающего мира. Программа знакомит детей с миром музейных ценностей и формирует навыки музейной культуры.

Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения младших школьников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения природоведения и предметов естественного цикла в школе. Воспитание патриотизма через краеведение — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы:

 

 

  • дать обучающимся возможность почувствовать свою причастность к истории родного края, поселка, школы, семьи через работу в музейной комнате, создать условия для самовыражения обучающихся.

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Саратовского края.

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

 

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Саратовского края, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о поселке и районе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение фондов музея работами учащихся по краеведению.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в школьные музеи района;

  • пешие экскурсии по п.Степное;

  • работа с фондами музейной комнаты;

  • экскурсии по экспозиции музейной комнаты;

  • сбор материалов;

  • участие в краеведческих конкурсах.

Организационно – педагогические основы обучения.

 

                 Программа рассчитана на обучающихся 9 - 11 лет.

Срок реализации программы: 72 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час 40 минут.) Формы занятий групповые. Рекомендуемый минимальный состав объединения -10-12 человек.           

Программа предусматривает приобретение знаний по истории родного края, одновременно содействует углублению чувства патриотизма, любви к Родине, воспитывает в духе интернационализма, повышает общий культурный  и эстетический уровень обучающихся.

 

 

Способы и методы контроля.

  • Творческие отчеты обучающихся в виде презентаций, сообщений, творческих работ.

  • Участие в краеведческих конференциях.

  • Использование материалов музея на уроках и внеурочных мероприятиях.

  • Анкетирование обучающихся.

 

Прогнозируемые результаты: Программа «Юный краевед» предусматривает проведение итоговых занятий, на которых подводятся результаты работы объединения за прошедший год. На итоговых занятиях обучающиеся представляют свои творческие работы (родословие семьи, презентация на определенную тему, стендовой доклад, сообщение, рассказ об экспонате музея или реликвии семьи). Работа по программе «Юный краевед» позволит им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

 

Требования к знаниям учащихся, критерии их оценки.

 

а) Этапы педагогического контроля.

 

п/п

Дата

Какие знания и умения контролируются

Формы проведения.

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

3.

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

февраль

 

 

 

Май

Понятие о родословной, умение записывать рассказы и воспоминания о событиях, связанных с историей своей семьи. Знать историю возникновения музеев и их классификацию.

 

 

 

Основные факты из истории родного края.

 

 

 

Основные понятия, события, которые изучали в течении года. Уметь их пересказать, представить в виде творческой работы по заданной теме.

 

Беседа «Родословная моей семьи в истории родного края».

 

 

 

 

 

Квест

 

 

 

Защита творческих работ.

 

 

б) Требования к знаниям и умениям учащихся.

п/п

Этап обучения

Теоретические знания

Практические навыки личн. роста

Показатели личностного роста.

1.


 


 


 


 

2.


 

 

1-е полугодие


 


 


 

2-е полугодие

Знать что такое краеведение, музей, виды музеев и их назначение, музеи г. Саратова, роль и значение школьного музея, значение истории семьи в истории края и страны.

 

 

 

 

Знать основные события из истории родного края. Роль наших земляков в Победе над фашизмом.

 

Уметь составлять схему родословной своей семьи, записывать воспоминания и рассказы, составлять летопись событий.


 


 


 


 


 

. Оформить фрагмент экспозиции музея, провести экскурсию по данному фрагменту экспозиции.

Уметь отобрать необходимый материал для оформления выставки.

Отличать копию от подлинника уметь использовать результаты в творческой работе и представить их публично.

 


 

Умение подбирать экспонаты для экспозиции, представлять свою творческую работу публично.

 

Учебно-тематический план к  программе  «Юный краевед »

 

№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1.Краеведение - наука о родном крае.

1

1

2

  1. 2. Что такое музей?

3

3

6

  1. 3. Родословная моей семьи.

2

2

4

  1. 4.Твой родной край-частичка России

1

1

2

  1. 5.Природа родного края

7

7

14

  1. 6.История родного края

14

10

24

7. Наш край сегодня

2

2

4

  1. 8.Культура

4

2

6

  1. 9.Итоговое занятие.

0

2

2

10. Участие в акциях, районных, областных краеведческих мероприятиях

0

0

8

Итого

34

30

72

Содержание программы.

  1. Краеведение - наука о родном крае - 2 часа

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

  1. Что такое музей? – 6 часов.

Музей – машина времени. Цели и задачи музея. История возникновения музеев. Музеи древности. Разнообразие музеев. Музейные профессии. Что такое экспонат? Как и почему экспонаты попадают в музей. Вещь как портрет человека, знак эпохи. Реликвия. Подлинник и копия, их место в музее. Школьный музей. Его история создания. Разделы музея.

Практическое занятие –экскурсия по музейной комнате РДДиЮ.. Рассказ о реликвии семьи.

  1. Родословная моей семьи4 часа

 

Откуда пошёл мой род. Происхождение фамилии. Что означает мое имя. Что такое родословная. Родословная царской фамилии. Знакомство со своей родословной.

Практическое занятие - создание родословной своей семьи.

 

 

4.Твой родной край-частичка России-2 часа

 

Саратовская область в составе России. Твой родной дом – частичка огромной страны. Карта Саратовской области

Практическое занятие – работа с картой

5. Природа родного края-14часов

 

Особенности формирования Земли на территории Саратовского края. Полезные ископаемые. Водоемы. Рельеф. Растительный и животный мир Саратовского края. Памятники природы Саратовского края. Природа в опасности. Ее спасение зависит от тебя! Красная книга Саратовской области.

Практическая работа: использование Интернет–ресурсов: создание презентаций на заданную тему, подготовка сообщений

  1. История Саратовского края -24 часа

 

Наш край в древности. Поволжье часть Российского государства. Основание Саратова.Степан Разин на Саратовской земле. Освоение земель Поволжья. Крестьянская война. Пугачев на Саратовской земле. Образование Саратовской губернии. Развитие края в 19 веке. Новый облик Саратова. Саратовский цирк – первый в России. Саратовский край в начале 20века. Саратовский край в годы ВОВ. Саратовский край в послевоенные годы.

Практическая работа: использование Интернет–ресурсов: создание презентаций на заданную тему, подготовка сообщений

7. Наш край сегодня - 4часа

Вклад родного края в хозяйство страны. Население

.

8.Культура -6часов

Саратов - город с богатой культурой. Архитектура. Достопримечательности и символы нашего края. Из прошлого в будущее родного края

9.Подведение итогов работы объединения – 2 часа.

Защита и представление творческих работ учащихся.

 

10. Участие в акциях, районных, областных краеведческих мероприятиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-таматическое планирование.

 

 

урока

Тема

Общее кол-во часов

Тео-

рия

Прак-

тика

Средства обучения

Деятельность учащихся

 

Краеведение - наука о родном крае

2

1

1

 

 

1

2

Человек и его окружение. Что изучает краеведение.

Источники изучения родного края.

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы.

Работа в группах

Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

Обсуждение задания.

 

Что такое музей?

6

3

3

 

 

3

4

Музей – машина времени. Цели и задачи музея.История возникновения музеев. Музеи древности

2

2

0

 

Рассказ учителя с элементами беседы

Участие в беседе.

5

6

Что такое экспонат? Как и почему экспонаты попадают в музей.

Вещь как портрет человека, знак эпохи. Реликвия. Подлинник и копия, их место в музее.

2

0

2

Работа учащихся в группах

 

Создать музей одного экспоната.

Описание семейного архива и семейных реликвий.

 

7-8

Разделы музея. Экскурсия по музею РДДиЮ.

 

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Участие в беседе

 

Родословная моей семьи

4

2

2

 

 

9

10

Откуда пошёл мой род. Происхождение фамилии. Что означает мое имя.

Что такое родословная. Родословная царской фамилии

2

2

0

Рассказ учителя с элементами беседы

 

Узнать происхождение своей фамилии и значение имени.

Подготовить материал для составления своей родословной.

11

12

Знакомство со своей родословной.

Практическое занятие - создание родословной своей семьи.

 

2

0

2

 

Индивидуальная работа с обучающимися

 

Сообщения учащихся о собранном материале.

создание родословной своей семьи.

 

 

Твой родной край-частичка России

 

2

1

1

 

 

13

14

Саратовская область в составе России

Практическое занятие – написать названия пограничных территорий, решить задачу

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Индивидуальная работа с обучающимися

Участие в беседе.

Работа с картой Саратовской области

 

Природа родного края

14

7

7

 

 

15

16

Особенности формирования Земли на территории саратовского края. Полезные ископаемые.

Полезные ископаемые нашего района

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Участие в беседе.

Работа по карточками

17

18

Водоемы.

Река, давшая жизнь нашему поселку

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

 

Участие в беседе

Найти мифы, поговорки и пословицы о реке

Просмотр презентации

19

20

Рельеф.

 

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Участие в беседе.

 

21

22

Растительный и животный мир Саратовского края.

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Работа в группах

23

24

Памятники природы Саратовского края.

Парк «Хвалынский»

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Просмотр презентации

Участие в беседе

Парк п. Степное, что я о нем знаю. Работа в группах

25

26

Природа в опасности. Ее спасение зависит от тебя!

«Приведи планету в порядок»

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Разработать свою личную программу по улучшению экологии родного края

Участие в беседе

Работа в группах

27

28

Красная книга Саратовской области

Красная книга Саратовской области

2

1

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Участие в беседе

Работа в группе

изготовление тюльпана

История родного края

24

14

10

 

 

29

30

Наш край в древности.

 

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Работа с литературой

31

32

Поволжье часть Российского государства.

2

1

1

Работа в группах по заданной теме

Подготовка краткого сообщения по истории Саратова

33

34

Основание Саратова

Легенды и мифы Саратова.

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Работа в группах. Знакомство с мифами.

Участие в беседе

Сочинить легенду или миф о поселке.

35

36

Степан Разин на Саратовской земле

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе Работа в

группах.

 

37

38

Крестьянская война. Пугачев на Саратовской земле.

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе Работа в

группах.

 

39

40

Освоение земель Поволжья.

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе

Работа в

группах.

 

41

42

Образование Саратовской губернии.

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе

43

44

Развитие края в 19 веке. Новый облик Саратова.

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе

Работа в

группах.

 

45

46

Саратовский цирк – первый в России

Саратовский край в начале 20века.

2

2

0

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе

 

 

47

48

 

Саратовский край в годы ВОВ

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Работа в

группах.

 

49

50

Советский район в годы ВОВ

Моя семья в годы войны.

 

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Индивидуальная работа с обучающимися

Работа с

Материалами

музея.

Представление своих записей.

51

52

Саратовский край в послевоенные годы.

Советский район в послевоенное время

2

2

0

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Работа с

литературой

Работа с

материалами музея

 

 

Наш край сегодня

4

2

2

 

 

53

54

Вклад родного края в хозяйство страны

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе

55

56

Вклад родного края в хозяйство страны.Население

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе

 

  1. Культура

6

4

2

 

 

57

58

Саратов - город с богатой культурой.

Саратовская земля в литературе, живописи, музыке.

2

1

 

 

 

 

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы

Подготовить рассказ о писателе, художнике, артисте или музыканте.

59

60

Архитектура.

2

2

0

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Участие в беседе

61

62

Достопримечательности и символы нашего края.

Из прошлого в будущее родного края

 

2

1

1

Рассказ

учителя с

элементами

беседы.

Индивидуальная работа с обучающимися

Участие в беседе

Нарисовать символы

Сочинение «Каким бы тебе хотелось видеть родной край в будущем?

63

-70

Участие в акциях, районных, областных краеведческих мероприятиях

8

 

8

 

 

 

Подведение итогов работы объединения

2

0

2

 

 

71

72

Защита и представление творческих работ учащихся.

 

Подведение итогов работы объединения.

2

0

2

 

 

Представление своих творческих работ

 

Итого

72

34

38

 

 

Литература.

 

Краеведение в школе и вузе: Сборник статей и методических материалов/Под ред.А.А.демченко. – Саратов:ИЦ»Наука»,2008.-Вып.7-102с.

 

Мякшева Л.В.М991История Саратовского края.- Саратов:Лицей,2009.-272с.:ил.

 

 

Ванчинов Д.П. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – Саратов: изд-во СГУ, 1976 .

 

Валеев В.Х. Мемориальные доски рассказывают. – Саратов: Приволж. кН. Изд-во, 1985.

 

Годы и люди: (Сборник). – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1988.

 

Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях. – Саратов: изд-во СГУ, 1984.

 

Два века губернии: Саратовский край из прошлого в настоящее. Историко-публицистическое издание. – Саратов: издательская фирма «КАДР», 1997.

 

Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

 

Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области. – Саратов: Приволж. кН. Изд., 1970.

 

Максимов Е.К. Имя твоей улицы. – Саратов: ООО «Приволжское издательство», 2007.

Мелодия Саратова: Альбом/Сост. С.В.Катков, В.А.Белан; Авт., С.В. Катков. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1995.

 

Мифы древней Волги: Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней. – Саратов: «Надежда». - 1996.

 

Очерки истории Саратовского Поволжья: с древнейших времен. В 2-х т. /под ред. И.В.Пороха. Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, ИИЦ АО «Заволжье», 1993.

 

Родина А.В. На детстве моем войны отметина. 2-е изд., испр. И доп. – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 2003.

 

Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод., пособие / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 

Саратовская область в годы Великой Отечественной войны ( 1941-1945 гг.). Архивные документы. – Саратов: изд-во губернская торгово-промышленная палата, 2005.

 

Семенов В.Н. Форпост саратовского просвещения. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002.

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн