Видео смотреть бесплатно

Смотреть узб видео

Официальный сайт jetune 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Submitted by Тамара Владимировна Левадний on пн, 15/01/2018 - 19:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Левадний Тамара Владимировна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №13 комбинированного вида" г. Гатчина, музыкальный руководитель

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Административный работник
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p><em>Основная проблема развития детей с ОВЗ &ndash; это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда &ndash; возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.</em></p>

«Классическая музыка   как  средство   развития музыкальных  и творческих способностей   детей с ОВЗ

старшего дошкольного возраста»

 

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”                                                      В.А. Сухомлинский

 

Актуальность :

Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. Отсюда – возникновение эмоциональных проблем у таких детей: страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность. Но ребенок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.

В соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а именно:

1.развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы становление эстетического отношения к окружающему миру;

2.формирование элементарных представлений о видах искусства;

3.восприятие  классической музыки;

4.стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей ;

                 Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.

В качестве основной задачи в музыкальной деятельности является необходимость оздоровления детей, причем не, только с точки зрения физиологии, но и с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально-психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей напрямую связано с их душевным равновесием,  эмоциональным благополучием.

                 Для этого осуществляю дифференцированный подход к детям; обеспечиваю преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечиваю вариативность в структуре и содержании занятия. Использую педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.

               Коррекция нарушений, имеющихся у детей, осуществляется путем их участия в различных видах музыкальной деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов и формирования адекватных реакций на звучание музыки.

Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей, напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональном благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работаю над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие: 
- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, само реализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично; 

- нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; 
 С целью обеспечения успешности ребенка необходимо:

●создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;

●устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;

●предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;

●предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;

●сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом .

                

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти, внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности. Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные)  дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга «Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других видов, т.е. по сути, является ведущим. Дети учатся слушать и понимать музыку, чувствовать характер, настроение музыкального произведения, выражать свое отношение к ней посредством изобразительного, танцевального, песенного творчества. После прослушивание музыкального произведения предлагаю детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свои чувства, свое отношение к музыкальному произведению. Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием. Во время слушания использую и другие виды искусства: поэзию, живопись. Иллюстративный материал и поэтические произведения делают восприятие более полным и глубоким.

Старший дошкольный возраст - период, наиболее благоприятный в отношении становления музыкальности ребенка, формировании музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости на музыку.   Очень важно  в дошкольном возрасте  приобщать детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребёнка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на её классических образах.

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль классической музыки, поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают музыкальные шедевры классики. Через классическую музыку  можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать её.

Для многих детей дошкольного возраста восприятие музыки представляет большую трудность, чем восприятие произведений других видов искусства (литература, живопись). В связи с этим,  ребенку нужно помочь услышать и понять музыку, войти в мир ее сложных образов, прибегая к помощи зрительных образов и выразительного слова. Все средства, используемые на занятиях, должны помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. Во многих семьях, малыши, слышат преимущественно развлекательную музыку, а классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей. Но, так как  в дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились стереотипы вкусов, мышления, очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей.

Цель была конкретизирована в задачах:

Формировать культуру слушания музыки

Углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки.

Развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).

Развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.

Побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям.

Познакомить детей с инструментами симфонического оркестра, особенностями их звучания

 

Принципы работы:

 -Гуманизация;

-Учет  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

-Учет развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки

-Субъектное взаимодействие  в процессе организации восприятия музыки;

- Педагогическая  поддержка;

-Сотрудничество и сотворчество;

-Целенаправленность  процесса восприятия музыки детьми, систематичность и последовательность;

-Художественность музыкальных произведений;

Планирование работы по возрастам

План индивидуальной работы по самообразованию:

1.Изучение научно-педагогической литературы по проблематике;

2.Поиск дополнительных источников  в системе интернет;

3.Разработка конспектов НОД;

4.Посещение открытых мероприятий других музыкальных руководителей ДОУ;

Слушание музыки:

1.Слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности.

2. Слушание с целью определения свойств  звука в дидактических играх.

3.Слушание произведений в процессе разучивания  танцев, пьес.

Интеграция образовательных областей:

1. «Социально-коммуникативное развитие»

 -Беседа о классической музыке на музыкальных занятиях и в режимных моментах; 

-Подбор наглядного материала  для совместного альбома по теме прослушивания музыки.       

 -Развитие   умения содержательно рассказывать своим сверстникам о своих впечатлениях после посещения концертов, театров.

-Творческое использование  классической музыки в сюжетных играх.

- Воспитание навыков  театральной культуры.

-Приобщать  к театральному искусству  через просмотр  постановок, видеоматериалов.

-Развивать способность постигать  художественные образы.

-Приобщение к элементарным  нормам  поведения в театрах, музеях.

 2. «Физическое развитие»

-Использование классической музыки при выполнении  музыкально-ритмических движений,   в  подвижных музыкальных играх,

3. «Художественно-эстетическое развитие»:

-  Формировать умение передавать в рисунках  сюжеты классической музыки;

-  Развивать образно эстетическое  восприятие представлений;

-  Формирование  эстетических суждений;

- Умение  оценивать свои работы и  работы сверстников.

- Приобщать детей к музыкальной культуре  и развивать эстетический вкус;

-  Развивать навыки  восприятия классической музыки;

-Развивать   исполнительские навыки  в пение, танцах, в музыкально- ритмических упражнениях, оркестре произведениях  композиторов – классиков.

4. «Познавательное развитие»

-Расширять  и уточнять представления детей о предметном мире через музыкальные произведения.

-Продолжать знакомство с музеями и театрами.

-Формировать элементарные представления  об истории человечества, ознакомлением  с природой и ее явлениями  через мировую классическую музыку.

5. «Речевое развитие»

-развивать интонационную выразительность речи

- Развивать умение чётко произносить звуки, фразы

- развивать правильную, выразительную речь, дикцию посредством чтения стихов, разучивания попевок  и скороговорки

Работа с родителями:

-Привлечение   родителей  к  организации  « Музыкальных гостиных»,  концертов, поездок в театры и посещения музеев, участие в совместной  творческой деятельности.

-Организация открытых занятий для родителей.

-Оформление стендов и буклетов  с консультациями

-Выставки   детского творчества.

-Родительские собрания

-Показ практической работы с детьми

-Участие в работе семейного клуба

-Совместные занятия, развлечения:

Работа первого этапа :  

Музыкальное творчество .

Знакомство  c детскими  музыкальными инструментами:

    Ударные шумовые:

Трещотка, маракас, бубен, треугольник, барабан, кастаньеты, ложки.

Ударные      мелодические:

       Металлофон, ксилофон, колокольчик.

Духовые музыкальные инструменты:

      Флейта, свирель, кларнет, саксофон.

Струнные:

  Цитра,цымбалы,арфа,гусли.
 Клавишно -язычковые:

Гармонь,баян,аккордион.

Игра на шумовых инструментах способствует: Развитию чувства ритма; Расширению тембровых   представлений;

-Игра на звуковысотных   музыкальных инструментах развивает  музыкальные способности:

-Ладовое  чувство;

-Музыкально-слуховые представления;

-Чувство ритма.

Музыкально-дидактические игры

Музыкально-ритмическая деятельность

Роль  музыкальных инструментов в музыкальном воспитании  дошкольников.

Цель 2 этапа:

Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.

Познакомить    детей с творчеством П.И.Чайковского.

Рисуем музыку. «Баба-яга» «Марш деревянных солдатиков» «Новая кукла»

3 этап:

 Обучение детей приемам отражения результатов восприятия  в различных видах художественно-творческой деятельности. Организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности- игровой , художественной, двигательной.

Формы работы с детьми:

Музыкальные занятия:

Традиционные занятия.

Интегрированные занятия.

Тематические занятия.

В других видах деятельности:

Тематические  концерты, беседы

Праздничные утренники.

Встречи в «Музыкальной гостиной»

Хореографические занятия

 


Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно