Submitted by Екатерина Владимировна Михеева on Sat, 17/03/2018 - 11:16
Звучит музыкальное приветствие «Доброе утро».
Исполнение главной интонации песни «Добрый день».
- Сегодня на уроке мы услышим литературные строки и прекрасную классическую музыку, которые станут проникновенным отражением души гения! Именно так звучит тема нашего урока «Музыка - зеркало гения».
Учитель литературного чтения:
- Мы предлагаем вам совершить удивительное путешествие по северной стране, в которой жил и творил великий композитор 19-20 века. Что это за композитор и что это за страна? Попробуем догадаться. И помогут нам в этом девочки. (Звучат стихи о Норвегии и Э. Григе).
Учитель музыки:
- Верно! Эти стихи сочинил Борис Афанасьев. Они рассказывают о прекрасной северной стране Норвегии и великом норвежском композиторе Э. Григе. Чем он знаменит? И почему его творения стали любимы во всем мире? (Доклад ученика о Норвегии и композиторе Э. Григе).
- Одним из первых, кто оценил его музыкальные произведения, был великий сказочник Г.Х. Андерсен. Эдвард Григ писал музыку и к литературным произведениям, которые ставились в театрах. Он был знаком с такими всемирно известными людьми как венгерский композитор Ференц Лист и русский композитор Петр Ильич Чайковский.
- Жизнь и творчество Э. Грига заинтересовало такого известного русского писателя 20 века как К. Г. Паустовский. Имя К. Паустовского известно как имя автора «музыкальной прозы».
Учитель литературного чтения:
- К. Паустовский рассказывает о жизни композитора в своем произведении «Корзина с еловыми шишками».
- С чего начинается этот рассказ? Чтение описания природы Бергена.
- Какие литературные приемы использует автор в этом отрывке? (Ответы учащихся)
- Посмотрите, как красиво К.Г. Паустовский сумел передать особенности норвежской природы!
Учитель музыки:
- Вспомните мелодию, в которой Э. Григ передал красоту норвежской природы. . (Исполнение мелодии «Утро»)/ Эта мелодия звучит в музыкальном произведении, которое Э. Григ сочинил к драме норвежского писателя Г. Ибсена. Вспомните, как называется это произведение. (Ответы учеников)
- Ранее вы вспомнили, какими приемами пользуется автор для изображения природы в своем произведении «Корзина с еловыми шишками».
- А как композитор Э. Григ передает в музыке красоту природы? При помощи каких средств музыкальной выразительности. Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти в музыке Э. Грига. Смотрите внимательно на экран. Слушайте и смотрите. (Просмотр видеоролика «Фьорды Норвегии»)
Учитель литературного чтения:
- А еще большее удивление ждет вас впереди. Перед вами оживут герои рассказа «Корзина с еловыми шишками».
(Инсценирование литературного фрагмента встречи Э. Грига с Дагни Педерсен).
- Какими показались вам герои? Какие основные черты в их характере Вы можете выделить? ( Ответы учащихся)
Учитель предлагает ребятам выполнить игровые тестовые задания, в результате которого они должны отгадать зашифрованное слово.
- Какое слово получилось? Напишите на доске. («Музыка выражает душу»).
Эти слова принадлежат известному критику В. Г. Белинскому.
Учитель музыки:
- И вновь звучит главная тема нашего урока «Музыка-зеркало гения». Сегодня на уроке звучали прекрасные стихи Афанасьева, проза К. Г. Паустовского, музыка Э. Грига.
(Слайд15). Какое чувство они выразили в своих творениях? (Ответы учащихся).
Вывод:
Гений выражает свою душу, мысли и чувства через слово, музыкальные звуки, краски, создавая образ удивительно прекрасного мира Норвегии. Любовь к родной природе, верность и преданность Отчизне и объединяет творчество поэта Б. Афанасьева, писателя К. Паустовского и композитора Э. Грига.
В завершении урока звучит песня «Живет повсюду красота».