Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Игровые технологии на уроках английского языка как средство повышения мотивации и формирования коммуникативной компетенции на начальной ступени обучения

Основной целью обучения иностранным языкам сегодня  является  формирование коммуникативной  компетенции - умения эффективно участвовать в межкультурном  общении.  Нужно организовывать урок так, чтобы учащиеся осознавали необходимость изучения иностранного языка, а на уроке не просто узнавали что-то новое, а решали определенную коммуникативную задачу. Игры и игровые ситуации, ролевые игры   лучше всего помогают  решать эту проблему, особенно на начальном этапе.

 Игра хороший стимул в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными многочисленные традиционные упражнения. Урок может стать незабываемым путешествием в мир английского языка, даст возможность не только сильным, но и слабым ученикам проявить свой творческий потенциал. Даже самый незначительный успех - огромный шаг на пути познания.

Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала. Игра влияет на развитие познавательной активности. Она таит в себе огромное нравственное начало, так как делает труд радостным, творческим и увлекательным. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают употребляемые в ней слова. Когда дети начнут читать и писать, аналогично можно использовать игры для отработки правописания слов.

 Поскольку целью обучения иностранного языка является формирование у учащихся способности использовать изучаемый язык как инструмент реального общения в различных ситуациях, возникает вопрос, чему следует отдавать предпочтение в учебных условиях: устным или письменным формам общения? Необходимо дифференцированно (с учетом реальных условий обучения) относиться к определению приоритетов в выборе видов речевой деятельности.

 В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием.

Например, в зависимости от:

 - целей и задач учебной игры;

 - формы проведения;

 - способа организации;

 - степени сложности;

 - количественного состава участников.

         По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и на речевые.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, т.е. обучение аудированию, обучение монологичvской речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму. По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на "простые" (моноситуационные ) и "сложные" (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем очевидно, что первые, то есть индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой "общение" обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.

 

 

Использование игровых методов на уроках английского языка.

  Существует шесть основных целей  использования  игр  на  уроках  иностранного языка:

 1. формирование определенных навыков;

 2. развитие определенных речевых умений;

 3. обучение умению общаться;

 4. развитие необходимых способностей и психических функций;

 5. познание (в сфере становления собственно языка);

 6. запоминание речевого материала.

     

 

 Игровая ситуация - основа обучения иностранному языку на начальном этапе. Игра- очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. Поэтому в каждый урок я включаю различные игровые моменты: и игру в мяч, и разные игрушки,  которые помогают делать урок зрелищным.  У малышей очень хорошая память на то, что их волнует, что им нравится. Вводя новую лексику я стараюсь показывать яркие, большие, необычные предметы или картинки. Если обезьяна- то смешная, если кукла- то красивая. Ведь каждый ребенок-актер, он легко перевоплощается, искренне верит в происходящее. Играя, ребенок преодолевает барьер страха, освобождается от физического переутомления. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, не раз бывало, что слабый по языковой подготовке ученик становится первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности радости, ощущение посильности заданий- все это помогает преодолевать  стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова другого языка и благотворно сказываются на результаты обучения. Незаметно усваивается материал и возникает чувство удовлетворения.

  Игровая форма работы дает возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразные формы работы и поддерживать внимание учащихся на уроке.

В соответствии с поставленными задачами, игры можно разделить на несколько видов:

   1) игры на автоматизацию грамматических навыков;

   2)  игры на усвоение изученной лексики;

   3)  игры для развития навыков говорения и аудирования.

 

Грамматические игры

Цель данного вида – научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить речевую творческую активность и самостоятельность учащихся.

   Тренировка употребления грамматических структур, требующая многократного повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затраченные усилия не приносят удовлетворения. Чтобы сделать эту скучную работу интересней можно использовать следующие игры.

Например,  в  начальных классах  вводится грамматическая структура:  I can (run).

 Дети любят принимать участие в игре «Хвастунишка»:

 P1  I can run.

 P1  I can jump.  

P1  I can climb…..

Игра прекращается тогда, когда кто-то затруднится в составлении образца.

Отрабатывая отрицательную форму: I can’t …..., уместно соревнование « неумеек»

P1   I can’t write.              P2 I can’t fly

Или, например, игра для закрепления структуры  I can see….:

      Учащиеся один за другим называют предметы, которые они видят в классе (на картинке), используя эту структуру. Побеждает ученик, назвавший большее количество предметов. Аналогичную игру можно  провести  с предложением-   I can’t see… .

       Самая простая игра на начальной ступени обучения иностранному языку – «Жмурки», которая может использоваться при отработке структуры   Is it…? Are you…? Водящий с завязанными глазами  пытается поймать руками ребят, находящихся рядом. Поймав, задает вопрос: -  P1 Are you Sveta?  или  Is it Sveta?  P2 No, I am not Sveta.(Yes, , I am Sveta)  Данную структуру можно также отработать, играя в игру «Отгадай». Учащиеся выходят к доске, загадывая какой-либо предмет. Остальные отгадывают:       P1:  Is it a dog?       -P2:  Is it a book?

           Игровая ситуация «Не вся семья дома» для отработки выражения -    This is my  (mother).Ученик представляет тех, кто в данный момент находится в комнате. Стук в дверь. Ученики пытаются отгадать:  P1   This is her (uncle)    :  P2   This is her (grandmother). Можно заменить :  This is a man (woman).

        Игру «Путешествие по дому» можно использовать для отработки оборота –There is/   There are .  Как правило, игру начинает учитель:  -  T . There is a sofa in the living room.

 P1 Near the sofa  there is a door.  Другие ребята продолжают описывать комнату

 ( картинку) в выбранном направлении. Учитель может принимать участие в игре, жестом показывая на предмет, о котором надо сказать.

       Игра с куклой (можно дать ей имя). Ребята хотят узнать, как кукла  проводит свой день. Ей задают вопросы:

     When do you get up?

Do you help your mother?

What books do you like to read?

        Игра «Переводчик» : Группа делится на 2 делегации, говорящие на разных языках. Члены делегаций располагаются напротив друг друга и беседуют с помощью переводчика.

P1 (из 1-й делегации)  Ты  любишь играть в шахматы?

Переводчик: Do you like to play to chess?

P2 (из 2-й делегации) Oh, Yes, I do/

Переводчик: (обращаясь к 1-му ученику)  Yes, she does(Yes, she likes to play chess.)

 

Лексические игры

 Данный вид игр преследует цели – тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетаемостью слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.

Лексические игры-игры, продолжающие строить фундамент речи. Во время проведения лексических игр большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Очень важно вовлечь в игру как можно больше учащихся, а затем незаметно выйти из неё. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнения лексических игр  используются различные  формы работы: парная, групповая и фронтальная.

Игра» Кто больше назовет животных»: Участники двух команд по очереди называют животных изображенных на картинке. (Тематика картинок может быть разная)

«Кто быстрее отгадает значение слова?» Команды пишут перевод с английского языка названия цифр, игрушек, членов семьи. Учитывается правильность и быстрота ответов.

 Лексика по теме «Части тела»  можно отработать с помощью следующей игры: Ученик выполняет команды остальных ребят .  P1  Touch the nose. P 2  Touch the left hand P 3  Touch the mouth. Можно изменить условия игры, добавив, что выполнять команды нужно, если сказали  слово» please».

Чтобы отработать  употребление в речи учащихся порядковых или количественных числительных можно использовать игру «Кто лучше считает?»:  В быстром темпе ребята называют числа по порядку, кто неправильно называет-выходит с   игры.

    Игра  «Незнайка». Незнайка неправильно называет написанные на доске цифры. Класс его исправляет. P1   I t’s forty one.   P2 No it’s wrong. It’s forty-five.

    Для закрепления лексики часто использую мяч. Кидаю мяч и называю слово на русском, а дети возвращают мяч и говорят слово на английском (можно наоборот)

 

Аудитивные игры

Аудитивные игры  могут помочь достижению следующих целей аудирования:

- научить понимать смысл однократного высказывания;-

- научит выделять главное в потоке информации;

- научит распознавать отдельные речевые образцы и сочетания в потоке речи;

-развить слуховую память;

-развить слуховую реакцию.

 1. Игра «Who knows the parts of body better? »

Класс делится на 2 команды. Ученики-представители от каждой команды по очереди выполняют команды учителя: Touch your head!

                                                    Touch your nose!

                                                     Touch your mouth !

Выигрывает команда набравшая большее количество очков.

2.Игра «Съедобное - несъедобное »:

Учитель произносит предложения:

We can eat meat.

We can eat pen…..

При  упоминании съедобного предмета, ученики поднимают руку, кто ошибется-выходит из игры. 

 

Речевые  игры.

Очень важно на уроке иностранного языка использовать речевые  игры. Они учат детей учению выражать мысли  их логической последовательности, практически и творчески применять полученные речевые навыки, обучают детей речевой реакции в процессе коммуникации.

1. Игра  «Собери портфель». Ребята учатся называть

и описывать школьные принадлежности. В игре участвует весь класс.

  Учитель просит помочь какому-нибудь сказочному персонажу собраться  в школу. Ученик складывает в портфель предметы и называет их.

P1 This is a book.( a pen) . It’ s an English book. It’s a nice book.

2. Игра «Guess it » .Ведущий загадывает любой предмет в классе. Ученики пытаются отгадать и задают  только общие вопросы ( их количество ограничено до 10 )   Побеждает тот, кто отгадывает , задав меньшее количество вопросов.

Примеры вопросов               Is it a thing?  

                                                 Is it on this wall ?

                                                 Can I see it ?  

                                                 Is it white?      

Для развития навыков монологической речи хорошо использовать  следующую игру:

3. Класс делится на 3-4 команды. Капитаны-сильные ученики. Учитель предлагает им выбрать по 1-й картинке ( время года, например)   В течение 2-3 минут ребята готовят описание ( каждый составляет по одному предложению). Прослушивая рассказы учитель  ставит плюсы за правильные предложения, минусы - за неправильные. Потом подсчитываются баллы и выявляются победители.

4.Игровая ситуация «Новый ученик». Учитель представляет «нового ученика».  Чтобы больше узнать о нем, ученики задают ему вопросы: What is your name?  How old are you? Where are you from?

 

Орфографические игры.

 Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

  1 игра: на доске написаны слова, с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы.

  2 игра: детям раздаются карточки с кроссвордами.

  3 игра: на доске записаны слова, в которых гласная буква  Uu читается звуками [ju:] и []. Найти слова, которые читаются в первом типе чтения, а затем во втором.

 Очень важно после изучения каждой темы проводить итоговые уроки в игровой форме. Это может быть праздник -  « Спортивный праздник », « Новогодняя сказка», урок-путешествие или просто фонетический вечер. Подобные мероприятия формируют интерес к предмету, стимулируют развитие познавательной активности на уроках английского языка. Дети с удовольствием готовят материал к таким урокам, рисуют плакаты, приносят игрушки.

Таким образом, использование игровых методов:

1.     Оправдывает необоснованное требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.

2.      Позволяет найти способы сделать для учащихся коммуникативно-значимыми фразы, в основе которых лежат простейшие грамматические модели.

3.     Психологически оправдывает и делает эмоционально привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных диалогов.

4.     Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.

5.     Позволяет активизировать  резервные возможности учащихся.

6.     Знания применяются практически.

7.     Вносит разнообразие в учебный процесс.

8.     Развивает творчество школьников.

9.     Учит организовывать свою деятельность.

 

 

           Литература:

 

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранного языка. Пособие для учителя.- М. АРКТИ, 2000

Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка /Н.В.Лукьянова // ИЯШ. – 2001. – №11. – С.11.

 М Ф. Стронин « Обучающие игры на уроке английского языка» М, 1981 г

Ж-л « Иностранные языки в школе» № 1. 1994г

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн