Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный шахматист»

Фото пользователя Сергей Николаевич Кувшинов
Submitted by Сергей Николаевич Кувшинов on Fri, 07/02/2020 - 13:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кувшинов Сергей Николаевич
Место работы, должность: 

МБУДО "АРЦДО "ДАР", педагог дополнительного образования

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p><strong><span style="font-family:times new roman,serif; font-size:14pt">Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности<br /> &laquo;Юный шахматист&raquo;</span></strong></p>

Управление образования администрации
Александровского района Владимирской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР»

 

 

Принята на заседании
педагогического совета
от «__» ___________ 20___ г.

Протокол № _________

                                                     Утверждаю:                                                                                                          Директор МБУДО «АРЦДО «ДАР»

_______________  /____________________/ 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Юный шахматист»

Возраст обучающихся: 5-14 лет

Срок реализации: 3 года

 

Автор-составитель:

Кувшинов Сергей Николаевич,

педагог дополнительного образования
 

                                          

г. Карабаново
2019 г.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

 

1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

         Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства. 

        О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.    Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 

      В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». 

     Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход педагога является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция педагога, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. 

       1.1.1. Направленность программы: социально-педагогическая.

       1.1.2. Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности способствует общему развитию и воспитанию школьника.

      1.1.3. Отличительные особенности программы: является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 
          Программа интегрирована с ежегодным графиком городских соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

         Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности учащихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям ДОД.

       1.1.4. Адресат программы: В шахматное объединение принимаются учащиеся дошкольного, младшего и среднего школьного возраста (5 – 14 лет) на общих основаниях. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры.      

      1.1.5. Объём и срок освоения программы: общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы- 684 часа.     

      1.1.6.  Форма обучения: очная.

      1.1.7. Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении сформированы группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения. Состав группы – постоянный.

      1.1.8. Режим занятий, периодичность и  продолжительность: Недельная нагрузка 4 часа (144 часа в год) – 1 год обучения, 6 часов (216 часов в год) – 2 год обучения и 9 часов (324 часа в год) – 3 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 30 мин. с перерывом 5 мин для 1-го года обучения, 3 раза в неделю по 2 часа продолжительностью 40 мин. с перерывом 10 мин. для 2-го года обучения и 3 раза в неделю по 3 часа продолжительностью 40 минут с перерывом 10 мин.

      1.2. Цель программы: обучение учащихся базовому уровню игры в шахматы, развитие памяти и возможности проявить свои индивидуальные способности, как в стандартных, так и в непредвиденных  комбинациях.

       1.2.1. Задачи:

        Личностные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

        Метапредметные: развитие мотивации к занятиям шахматами, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, инициативности.

        Образовательные (предметные): развитие познавательного интереса к игре в шахматы, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний: правила игры в шахматы; права и обязанности игрока; иметь представление об истории и происхождении шахмат; основные понятия о тактике и стратегии, правила разыгрывания основных дебютов и окончаний; основы тактики и стратегии шахмат; порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров), правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

1.3.Содержание программы

ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебный план

Темы занятий и виды деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организационное занятие

1

-

1

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

2

-

2

3

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

8

12

20

4

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций

10

12

22

5

Тактика

10

12

22

6

Эндшпиль

8

12

20

7

Дебют

7

8

15

8

Конкурсы по решению задач и этюдов

-

6

6

9

Сеансы одновременной игры

-

10

10

10

Соревнования (турниры)

-

10

10

11

Индивидуальные занятия

-

15

15

12

Итоговое занятие

1

-

1

                          Всего:

47

97

144

 

Содержание учебного плана

  1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
  2. Шахматы – спорт, наука и искусство.  История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.
  3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.  Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

Сравнительная ценность фигур. Размен.

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

  1. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.
  2. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.
  3. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.
  4. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.
  5. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.
  6. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
  7. Соревнования, турниры (по отдельному графику)
  8. Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

12.  Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.

Планируемые результаты 1 года обучения

Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:

  • правила игры в шахматы;
  • права и обязанности игрока;
  • иметь представление об истории и происхождении шахмат;
  • основные понятия о тактике и стратегии.

Должен уметь:

  • применять указанные знания на практике;
  • концентрировать внимание, ценить время;
  • играть в шахматы с удовольствием.

ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебный план

Темы занятий и виды деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организационное занятие

1

-

1

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

6

-

6

3

Шахматная литература

6

-

6

4

Тактика игры

12

16

28

5

Стратегия игры

18

22

40

6

Эндшпиль

8

16

24

7

Дебют

10

16

26

8

Шахматные компьютеры

4

8

12

9

Конкурсы по решению задач и этюдов

-

18

18

10

Сеансы одновременной игры

-

18

18

11

Соревнования (турниры)

-

20

20

12

Индивидуальные занятия

-

18

18

13

Итоговое занятие

1

-

1

Всего:

66

150

216

 

Содержание программы

  1. Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
  2. Шахматы – спорт, наука, искусство.  Краткая история шахмат, сильнейшие шахматисты. Классификационная система. Различные системы проведения шахматных соревнований (турниров). Правила проведения турниров. Этика поведения во время партии. Ладья надежды нашей.
  3. Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.
  4. Тактика.  О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов.
  5. Стратегия.  Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии.
  6. Эндшпиль.  Лишняя пешка – никогда не лишняя. Активный пароль. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Практические занятия. Разбор и проигрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
  7. Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур.
  8. Шахматные компьютеры.  Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.
  9. Конкурсы по решению задач и этюдов.  Решение конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов.
  10. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
  11. Соревнования, турниры (по отдельному графику)
  12. Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор  и анализ партий.

13.  Итоговое занятие.  Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.

Планируемые результаты 2 года обучения

Закончив второй год обучения учащиеся должны знать:

  • Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;
  • Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
  • Основы тактики и стратегии шахмат;
  • Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
  • Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

Закончив второй год обучения учащиеся должны уметь:

  • Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;
  • Строить и реализовывать свои стратегические планы;
  • Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.

 

ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Учебный план

Темы занятий и виды деятельности

Количество часов

теория

практика

всего

1

Введение. Организационное занятие

1

-

1

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

2

-

2

3

Шахматная литература

6

-

6

4

Тактика игры

30

30

60

5

Стратегия игры

27

30

57

6

Эндшпиль

15

27

42

7

Дебют

33

30

63

8

Шахматные компьютеры

9

9

18

9

Конкурсы по решению задач и этюдов

-

18

18

10

Сеансы одновременной игры

-

15

15

11

Соревнования (турниры)

-

30

30

12

Индивидуальные занятия

-

9

9

13

Итоговое занятие

3

-

3

Всего:

126

198

324

 

Содержание программы

  1. Введение. Организационное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
  2. Шахматы – спорт, наука, искусство.  Подробная история шахмат, сильнейшие шахматисты. Чемпионы мира. Классификационная система. Различные системы проведения шахматных соревнований (турниров). Правила проведения турниров. Этика поведения во время партии. Двойной удар (вилка).
  3. Шахматная литература. Методика работы с шахматной литературой. Навыки самодисциплины и способы самосовершенствования. Шахматная нотация, запись партии. Словарь шахматной композиции.
  4. Тактика.  Завлечение. Отвлечение. «Спёртый мат».  Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Разбор партий учащихся.
  5. Стратегия.  Стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Активизация собственной фигуры. Взаимодействие ферзя и пешки, ферзя и коня, ферзя и слона, двух слонов, двух коней. Практическое управление по основам стратегии.
  6. Эндшпиль.  Лишняя пешка. Атака в эндшпиле. Фигура против пешки. Борьба фигур. Позиционная ничья. Пат. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций, решение задач.
  7. Дебют. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные виды дебютов. Открытые дебюты. Полуоткрытые дебюты. Полузакрытые дебюты. Закрытые дебюты. Фланговые дебюты.
  8. Шахматные компьютеры.  Человек и компьютер. Методы игры человека и алгоритм игры компьютера. Сила и слабость игровых программ. Практические занятия. Тренировочные игры с компьютером с последующим разбором партий.
  9. Конкурсы по решению задач и этюдов.  Решение конкурсных задач и этюдов. Определение победителей конкурсов.
  10. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.
  11. Соревнования, турниры (по отдельному плану).
  12. Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных. Работа с карточками и компьютером, разбор и анализ партий.

13.  Итоговое занятие.  Подведение итогов работы, обзор выполнения поставленных задач.

Планируемые результаты 3 года обучения

Закончив третий год обучения учащиеся должны знать:

  • Историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира;
  • Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний;
  • Основы тактики и стратегии шахмат;
  • Порядок проведения и организацию шахматных соревнований (турниров)
  • Правила этикета при игре в шахматы и их выполнение.

Закончив третий год обучения учащиеся должны уметь:

  • Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре;
  • Строить и реализовывать свои стратегические планы;
  • Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника.

 

 

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

 

2.1. Календарно-учебный график

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука; шахматные часы – 10 штук; таблицы к различным турнирам; раздаточные материалы для тренинга вопросники к контрольным занятиям и викторинам; словарь шахматных терминов; комплекты шахматных фигур с досками – 10  штук.

2.2.2. Информационное обеспечение: видео-, фото-, интернет источники.

2.2.3. Кадровое обеспечение: педагог первой или высшей квалификационной категории с опытом работы не менее 3-х лет в данной профессии.

 

2.3. Формы аттестации

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, протоколы соревнований (турниров), грамоты победителей и призёров соревнований, свидетельство (сертификат) об усвоении программы.

2.3.2.  Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, итоговое соревнование, итоговый отчёт.

 

2.4. Оценочные материалы

Разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым учеником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры). Зачёты по эндшпильной технике. Турниры по техническим позициям эндшпильного типа или этюдным позициям. Конкурс "Угадай ход" Викторина по истории шахмат.

 

2.5. Методические материалы

2.5.1. Особенности организации образовательного процесса: очно.

2.5.2.  Методы обучения: словесный, наглядно-практический, объяснительно-иллюстративный, игровой и воспитания: убеждение, стимулирование,  мотивация, упражнение.

2.5.3. Формы организации образовательного процесса: Групповые занятия: лекция: теоретические вопросы объясняет педагог; семинар: один или несколько учащихся готовят для выступления доклад на определенную теоретическую тему; группа и педагог выступают в роли слушателей и оппонентов; диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения. Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При этом остальные учащиеся еще продолжают игру. Индивидуальная работа: работа с заданиями по тактике (на карточках); работа с дебютной картотекой; работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно); тренировочные партии с преподавателем; тренировочные партии с компьютером; разбор сыгранной партии. Игра на турнире. Обычные турнирные партии с контролем времени. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля. Тематические сеансы одновременной игры против педагога или других более сильных шахматистов. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию. Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими коллективами. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента - соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией. Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих менее опытных противников.

2.5.4. Формы организации учебного занятия: лекция, беседа, практическое занятие, соревнование, турнир.

2.5.5. Практические технологии: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология решения задач.

2.5.6.  Алгоритм учебного занятия:

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

1.               Усвоение новых знаний и способов действии. 

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2.  Первичная   проверка   понимания.

 Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием.

3. Закрепление    знаний    и    способов    действуй 

 Применяют    тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
 VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содер­жание и полезность учебной работы.
VIIIэтап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходи­мо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
            Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

 

2.6. Список литературы

1.     Сухин И.Г. Программа курса  «Шахматы – школе». - О.: Духовное возрождение, 2011 г.

  1. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – О.: Духовное возрождение, 2011 г.
  2. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – О.: Духовное возрождение, 2012 г.

4.     Сухин И.Г. Задачи к курсу  «Шахматы – школе» Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций - О.: Духовное возрождение, 2012 г.

5.     Сухин И.Г. Задачи к курсу  «Шахматы – школе» Второй год обучения. - О.: Духовное возрождение, 2012 г.

  1. Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач А.: Russian CHESS House, 2013 г.
  2. Костров В.В. Шахматный решебник. Отвлечение. -  С-П,: Издательский дом «Литера», 2013 г.
  3. Костров В.В. Шахматный решебник. Мат королю. -  С-П,: Издательский дом «Литера», 2013 г.
  4. Костров В.В. Шахматный решебник. Двойной удар. -  С-П,: Издательский дом «Литера», 2013 г.
  5. Карпов А.Е., Шингерей А.Б. Школьный шахматный учебник. Начальный курс. Том 1.: М. Russian CHESS House 2009 г.
  6. Карпов А.Е., Шингерей А.Б. Школьный шахматный учебник. Начальный курс. Том 2.: М. Russian CHESS House 2009 г.
  7. Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей.: Р-н-Д. Феникс 2014 г.
  8. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам!.: Я. Russian CHESS House, 2013 г.
  9. Дорофеева А.Г. Хочу учиться шахматам 2!.: Я. Russian CHESS House, 2013 г.
  10. Литманович М. Научите меня играть в шахматы!.: А. Russian CHESS House, 2013 г.
  11. Калиниченко Н.М. Курс шахматных дебютов.: СПб. ИД Питер, 2012 г.
  12. Бардвиг Т. Шахматы для детей. Стратегия и тактика игры.: СПб. ИД Питер, 2012 г.
  13. Бардвиг Т. Шахматы для детей.: СПб. ИД Питер, 2012 г.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн