Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по теме: "Эпоха Великих географических открытий".

Фото пользователя Илона Георгиевна Данилова
Submitted by Илона Георгиевна Данилова on Tue, 06/10/2009 - 21:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Данилова Илона Георгиевна
Место работы, должность: 
Лицей № 19 г.о. Тольятти, учитель географии
Регион: 
Самарская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
История
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
На этом уроке рассматриваются путешествия в эпоху Великих географических открытий. Линия УМК "Сферы".

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Урок изучения нового материала

Тема: Эпоха Великих географических открытий.

Тип урока: комбинированный

 

Цели урока:

  • Сформировать знания об открытии Нового Света испанскими мореплавателями; познакомить учащихся с кругосветными путешествиями, открытием южного морского пути в Индию. Сформировать представления о результатах Великих географических открытий.
  • Продолжить формирование умений чтения карт, где показаны основные маршруты путешественников.
  • Воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.

Оборудование: Физическая карта полушарий, презентация урока, подготовленная учителем. Презентации учащихся.

 

Ход урока.

Организация начала урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальный опрос.

1.      Кто такие викинги? (Жители Скандинавского полуострова. Север Европы.).

2.      Чем они занимались? (Рыбный промысел, торговля, морской разбой).

3.      Какое море раньше называли Варяжским? (Балтийское).

4.      Заслуги викингов в географии.(Они пересекали Атлантику и в 10 веке  достигали берегов Гренландии и Северной Америки. Их саги- поэтические рассказы- повествовали о героях, путешествиях и открытиях новых земель).

5.      В чем заключалась заслуга арабов в познании мира? (Прокладывали караванные пути через Сахару. Вдоль восточных берегов Африки они достигали о. Мадагаскар, вдоль южных берегов Азии- Индии и Китая. Составляли довольно точные карты мира в виде схем с обилием географических объектов).

6.      Как зовут самого известного арабского путешественника и в чем его заслуги?(Абу Абдаллах Ибн Батут. Побывал почти во всех странах Азии и описал их в книге «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесных путешествий».

7.      Кто такой Марко Поло? Его заслуги. (Венецианский купец. Первым из европейцев побывал в Китае, странах Центральной Азии и Японии. Издал книгу «Книга Марко Поло», в которой было описание природы и жизни этих стран.)

8.      Перечислите заслуги португальцев в познании Земли. (Создали новый тип парусников- трехмачтовые каравеллы. Они легко могли двигаться не только при боковом, но и при встречном ветре. Принц Португалии- Энрике- основал в Португалии обсерваторию и мореходную школу. Начал колонизацию Африки.)

9.      Кто из русских исследователей эпохи средневековья вам известен?(1)А. Никитин. Первым из европейцев описал страну Индию в путевых записках «Хождение за 3 моря».2)Поморы. Плавали по Белому и Баренцеву морям. 3)Ермак. Его отряд в 1582-1585 гг преодолел горы Урал и в Сибири на реке Иртыш разбил войско Сибирского хана Кучума.)

 Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Слайды 1.

Учитель. В ходе истории случаются такие периоды, когда за короткий в историческом плане отрезок времени происходят события, которые становятся переломным моментом в истории развития человечества. Таким периодом стала эпоха Великих географических открытий.

Слайд 2. Сегодня вы узнаете, каковы были предпосылки Великих географических открытий; как, собираясь в Индию, можно попасть в Америку и кто и как совершил первое кругосветное путешествие.

Слайд 3. Вспомните, о каких странах Востока было известно европейцам к началу 15 века?

Учитель. Вначале выясним, каковы же были причины наступления эпохи Великих географических открытий.

Слайд 4. 15 век. В Европе начинается рост крупных городов, быстро развивается торговля, возобновляется интерес к науке. В то время в результате турецких завоеваний путь из Европы на Восток становится опасным. Возникает идея поиска новых путей в богатые восточные страны через неведомый океан. Мореходные державы - Испания и Португалия вступили в борьбу за открытие нового пути к богатству и славе. Их устремления положили начало эпохе.

Кроме того, в Европе сложились определенные условия для больших путешествий. Возродились античные идеи о шарообразности земли. Приводились доказательства того, что достижение Индии возможно южным и западным путем.

40-е годы 15 века. В Европе развивается книгопечатание.  «Книга Марко Поло» становится популярной.

Появились новые карты, вобравшие сведения, собранные европейцами и арабами.

Слайд 5.

В поисках морского пути в Индию четыре экспедиции организовал Христофор Колумб.

Слайд 6.

Ученик. Используя презентацию, рассказывает про Х. Колумба.

Знаменитый мореплаватель, открывший для европейцев Америку. Колумб – итальянец по происхождению, родился в г. Генуя (Северная Италия) в семье ткача. Это ремесло было малоприбыльным, и отец Колумба подрабатывал торговлей. Генуя – портовый город, и Колумб с детства обучался морскому делу. Много лет спустя он напишет в своем дневнике: «В раннем детстве вступил я в море и продолжаю плавать в нём и поныне, и таково призвание всякого, кто упорно желает познать тайны мира сего». Море научило его многому: не бояться опасностей, переносить тяготы и лишения, преодолевать трудности, добиваться намеченной цели. Два главных фактора сформировали его характер: Генуя – город-купец, город-банкир, город-порт; и море – грозная, величественная, влекущая стихия.

Движимый страстью «познать тайны мира», Колумб в 1484 г. предложил королю Португалии Хуану II проект плавания к восточным берегам западным путём, через Атлантику. За будущие открытия во славу португальской короны Колумб хотел получить дворянское звание, титул Главного адмирала, должность вице-короля неизведанных земель, десятую долю дохода с этих территорий, восьмую долю от торговли с ними и... золотые шпоры. Король счел претензии генуэзца чрезмерными и проект отклонил.

Однако Колумб не сдавался. Он предложил свой проект королеве Испании Кастилии Изабелле и её супругу королю Арагону Фердинанду. Поначалу и они отказались от проекта, однако в 1492 г. приняли его и подписали с Колумбом договор на его условиях. В августе мореплаватель Христофор Колумб, исходя из представления о шарообразности Земли, предпринял попытку достичь Индии, двигаясь на запад по Атлантическому океану.

Слайд 7.

Испанское правительство выделило ему три каравеллы, и в 1492 г. (считается годом открытия Америки) экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов.

Слайд 8.

Затем он совершил еще три плавания, открыл острова Пуэрто-Рико, Ямайку и несколько небольших островов из группы Малых Антильских, побережье Южной и Центральной Америки. Из четвертого плавания Колумб возвратился в 1504 г., слава его померкла. В 1506 г. Колумб умер в одном из маленьких монастырей, так и не поняв, что им открыт неизвестный европейцам материк, будучи в полной уверенности, что открыл новый путь в Индию.

Слайд 9.

Учитель. Памятники отважному мореплавателю установлены в Италии, Испании и в ряде стран Латинской Америки. Колумб так и не узнал, что открыл новый континент. Это стало известно позже в результате экспедиции Америго Веспуччи.

Слайд 10.

Ученик.  Рассказывает об Америго Веспуччи.

Итальянский мореплаватель, один из первооткрывателей Южной Америки, дельты р. Амазонка, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья.

Родившись в семье нотариуса, Америго Веспуччи получил домашнее гуманитарное образование. В 1490 г. переехал в Испанию, где работал в г. Севилья, занимаясь в основном оснащением судов. Там он изучил устройство кораблей, освоил навигацию и астрономию, составил различные карты. В 1492 г. перешел на испанскую морскую службу, где принимал участие в подготовке второй и третьей экспедиций Христофора Колумба, с которым дружил.

Слайд 11, 12.

В 1499-1504 гг. Веспуччи участвовал в нескольких экспедициях к берегам Нового Света. Его письма об этих путешествиях приобрели мировую известность и неоднократно переиздавались в 1505-1510 гг.

В 1508 г. Америго Веспуччи был назначен на должность главного пилота на море Испании и служил в этой должности до своей смерти. По отзывам современников, он был исключительно порядочным, честным и  умным и человеком. Веспуччи наблюдал и описывал природу открытых им территорий, внешний вид, обычаи и культуру индейцев, звездное небо южного полушария.

 В честь Америго Веспуччи назвали два материка – Южную Америку и Северную Америку. Для Южной Америки это обозначение быстро нашло всеобщее признание, а в 1538 г. на карте Меркатора впервые было распространено и на Северную Америку.

Умер Америго Веспуччи 22 февраля 1512 года в г. Севилья.

Учитель. Для европейцев открытие Нового Света стало не только желанным путем к золоту, но и к неведомым доселе культурным растениям.

Слайды  13, 14.

Учитель. Португальцы, утратившие первенство в поиске западного пути в Индию, стали активно продвигаться в поисках южного пути Во время этих путешествий они обследовали западное побережье Африки. Про открытие Южного морского пути в Индию нам расскажет следующий ученик.

Ученик. В конце XV века у многих возник вопрос: верна ли карта мира Клавдия Птолемея? На этой карте Африка простиралась до Южного полюса, отделяя Атлантический океан от Индийского. Но португальские мореплаватели установили: чем южнее, тем берег Африки больше отклоняется к востоку. Может быть, материк где-то кончается или с юга омывается морем? Тогда оказалось бы возможным обойти сушу, попасть в Индийский океан, а по нему дойти на кораблях до Индии и Китая и оттуда морским путем привезти в Европу пряности и другие ценные товары.

Слайд 15.

Эту необычайно интересную загадку того времени разрешил португальский путешественник Бартоломеу Диаш.

Слайд 16.

Выйдя из Лиссабона в 1487 г. на трех кораблях, он в 1488 г. доплыл до южной оконечности Африки и даже обогнул ее, несмотря на жестокий шторм. Самый южный выступ Африки Диаш назвал мысом Бурь. За этим мысом его корабли вошли в воды Индийского океана. Но Бартоломеу Диашу пришлось на этом закончить свое путешествие: измученная бурями команда потребовала возвращения на родину. После доклада Бартоломеу Диаша о результатах плавания португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а мысом Доброй Надежды – надежды достигнуть Индии и других стран Востока морским путем.

Надежда эта скоро сбылась. Через 10 лет специальная экспедиция на четырех кораблях под начальством Васко да Гамы отправилась на поиски пути вокруг Африки в Индию.

Слайд 17.

На восточных берегах Африки мореплаватели обнаружили торговые и военные поселения арабов. Затем в июле 1499 г. экспедиция прибыла в Индию и, побывав в Калькутте, с грузом пряностей и ценных восточных тканей возвратилась в Португалию. Это знаменитое плавание продолжалось два года и два месяца.

В результате плаваний Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы сильно изменилась карта мира. Атлантический и Индийский океаны оказались соединенными, была уточнена береговая линия Африки, а также нанесен на карту остров Мадагаскар. Было установлено, что берега Африки населены на всем их протяжении. Вместо опасных сухопутных дорог был открыт дешевый и сравнительно безопасный морской путь на Восток. По новому пути из Португалии двинулись в Индию экспедиции. В результате этих экспедиций Индия становится колонией Португалии. Обосновавшись здесь, португальские захватчики совершают военные походы в Индонезию, Индокитай, вплоть до Новой Гвинеи и Японии.

Учитель. Мореходами того времени овладела и другая идея- совершить кругосветное путешествие. Первым эту попытку предпринял Фернан Магеллан.

Слайд 18.

Ученик. Фернан Магеллан (1480-1521 гг.) - испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие.

Фернан Магеллан (подлинное имя Магальянш) родился в Португалии около 1480 г. Он с детства любил море, с которым связал всю свою жизнь. Бедный португальский дворянин верой и правдой служил Португалии и воевал в Северной Африке. Однако, вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный и отвергнутый Фернан Магеллан уехал в Испанию, где заключил договор, по которому король Испании Карл I снарядил пять кораблей и заготовил припасы на два года.

Слайд 19.

С этого момента Фернан Магеллан стал единоличным руководителем первого кругосветного плавания.

Слайд 20.

С самого начала плавания он не был уверен в его счастливом завершении, поскольку в те времена мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Но, несмотря ни на что, путешествие закончилось удачно – было доказано, что Земля имеет форму шара, однако Фернан Магеллан не дожил до возвращения на родину - он умер в пути. Но перед смертью он знал, что цель экспедиции была достигнута.

На пустынном берегу острова Мактан (Филлипины), ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

Учитель. Второе кругосветное путешествие совершил пират ее величиства королевы Англии - мореплаватель Френсис Дрек.

Слайд 21.

Ученик. 13 декабря 1577 года флотилия: "Пеликан", "Елизавета", "Морское золото", "Лебедь" и "Христофор" вышла в море из Английского порта Плимут.

Слайд 22.

 Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван различных ценных товаров. Затем последовало долгое и опасное плавание через Атлантический океан. 2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли Френсиса Дрейка попали в жестокий шторм, который отнес их в разные стороны на сотни миль. «Пеликан», который к тому времени был переименован в «Золотую Лань», капитаном которого был Френсис Дрейк, занесло далеко на юг. При этом он сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка. Пролив Дрейка является самым широким проливом на Земле – 820 километров в самой узкой его части.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря достиг гавани Вальпараисо (Чили). Захватив стоявший в гавани корабль, на борту которого находился ценный груз с винами и слитками золота, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. До пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полной безопасности, ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватывал и грабил многие испанские города и поселения. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз огромной ценности – золото и серебро в слитках и монеты (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил корабль с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в родном Плимуте, совершив второе после Фернана Магеллана кругосветное плавание.

Закрепление новых знаний.

Выполнение рубрик «Мои географические исследования»».

1 вариант на стр. 27.

2 вариант на стр.29.

Подведение итогов урока .

Учитель.  Итак, сегодня мы с вами познакомились с Эпохой Великих географических открытий. Давайте подведем итоги.

Слайд 23.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Домашнее задание. Разворот учебника на стр. 26-29.

Презентации к следующей теме.

 

 

 

                  

 

 

Прикрепленный файл Size
Эпоха Вго.ppt 7.58 MB


Фото пользователя Елена Анатольевна Исаева

На: Конспект урока по теме: "Эпоха Великих географических открыт


Достаточно подробный,изобилующий информацией. конспект урока


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн