Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы
Совместная работа учителей информатики и английского языка на платформе Flash-технологий

Ваш рейтинг: Нет
Автор: 
Константин Алексеевич Попов, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории и методики обучения физике и информатике
Место работы: 
Волгоградский государственный педагогический университет
Контакты: 

 

 

 

 

Информационные технологии, использующие возможности персонального компьютера, могут развиваться разными путями. Так, например, можно купить компакт-диск, содержащий полный курс какого-либо учебного предмета, посадить учеников за компьютеры и предоставить им свободу действий в ознакомлении с содержанием диска. При подобном подходе к информатизации образования возникает целый комплекс вопросов, связанных и с ролью учителя в складывающейся в данном случае учебной ситуации, и с методической обоснованностью действий учителя.

 

Есть и совершенно иной подход к делу. Например, внутри школы, района, города между учителями возникают определенного рода связи, образуя подобие клуба по интересам, где интересом выступает желание активного использования возможностей персонального компьютера в учебном процессе. С одной стороны, включение в сообщество учителя информатики отнюдь не означает, что он один должен создавать программные продукты для всех учителей-предметников, желающих использовать их на своих уроках. Учитель информатики должен выступать скорее в роли консультанта. С другой стороны, в подобном образовании (в «клубе») совершенно не обязательно присутствие учителя информатики. Любой учитель вполне в состоянии обеспечить себя программными материалами, выступая при их создании и в качестве методиста по предмету, и в качестве дизайнера компьютерных программ, и, наконец, в качестве программиста и (или) мультипликатора.

 

Подобная «ужасная» с точки зрения среднего учителя-обывателя участь грозит любому активному преподавателю, знакомому с технологиями создания обучающих программ на платформе Macromedia Flash. Если бегло проанализировать возможности современных программных комплексов, направленных на разработку или применимых к разработке обучающих программ, то, пожалуй, лучше продуктов Macromedia здесь не найти. Кроме Flash еще стоит упомянуть программу Authorware, которая изначально декларирует направление на создание обучающих программ (e- learning).

 

В рамках данной статьи мы обсудим возможности создания обучающих программ при помощи Macromedia Flash. Отметим при этом, что программы, приводимые в качестве примеров, может сделать любой учитель. Единственное условие, ограничивающее возможности учителя, – знакомство с Flash в рамках, которые мы также очертим ниже. Желательно еще иметь доступ к Internet, чтобы искать полезную информацию и материалы, перспективные в использовании в учебном процессе.

 

Разберем все стадии подготовки программы, которая может использоваться в качестве методического обеспечения урока английского языка, предполагающего аудирование (восприятие речи носителя языка на слух). Техническое обеспечение для такого урока не является слишком сложным. Если в распоряжение учителя английского языка предоставляется класс информатики, то достаточно каждый компьютер снабдить наушниками, чтобы ученики могли работать в разном темпе, не мешая друг другу. Если же используемый персональный компьютер стоит в кабинете английского языка, то желательно вывести изображение на большой монитор, чтобы текст хорошо читался с экрана всеми учениками независимо от их размещения в аудитории. В виде монитора может быть использован и телевизор с большой диагональю, хотя предпочтительнее все же монитор, поскольку из-за низкого разрешения экрана телевизора не слишком большой текст размывается, что не слишком хорошо сказывается на интерфейсе обучающей программы.

 

Этап первый. Подготовка звука

 

Так как аудирование без звука просто теряет смысл, то первой задачей при подготовке обучающей программы для аудирования становится создание качественного аудио материала, который можно будет вставить без дополнительной обработки в программу. Дело в том, что последующая обработка звука может повлечь за собой изменение времени звучания, что, в свою очередь, влечет изменения в работе Flash-ролика.

 

Закономерными здесь могут быть вопросы: откуда взять аудио файл и как его обработать.

 

На первый вопрос есть два ответа. Во-первых, звук может быть записан при помощи обычного микрофона самим учителем. Подобное решение имеет смысл, если учитель считает свое произношение идеальным (что, к сожалению, встречается не часто). Во-вторых, аудио файл можно выкачать из Internet.

 

В последнем случае можно посоветовать обратиться к сайту проекта «Гутенберг» – www.gutenberg.org. Данный сайт можно назвать «золотой жилой» для учителя английского языка, хотя он содержит и тексты книг на ряде других языков (одна книга даже на русском). Проект «Гутенберг» собрал тексты книг поэтов и прозаиков до середины XX века (при таком громадном объеме ресурсов очень легко ошибиться в конечных датах). Кроме сканированных материалов есть еще и аудиокниги, которые представлены в виде нескольких файлов формата *.mp3. Причем, есть книги начитанные человеком, и есть большой объем книг, озвученных компьютером, что, очевидно, не подойдет для использования при аудировании.

 

Кроме проекта «Гутенберг» можно назвать еще сайт LiteralSystems.org, с которого, в частности, заимствованы сонеты Шекспира. Эти два сайта предоставляют аудио материалы бесплатно. Существуют и другие источники материалов подобного рода в Internet, но они могут предоставить платные услуги. Например, на сайте AudioBooksForFree.com предлагается бесплатное выкачивание файлов с очень низкой скоростью потока данных (8 кбит/с). Звук с таким потоком нельзя назвать удовлетворительным для целей аудирования. Хотя, тот же сайт предоставляет и более качественные аудио материалы, но за определенную плату.

 

Полученные звуковые файлы обычно требуют определенной доработки. Прежде всего, необходимо избавиться от информации, которую можно рассматривать как паразитическую для наших целей (для аудирования). Возьмем, например, любой из сонетов.

 

 

 

В начале записи идет часть, сообщающая имя и фамилию чтеца и номер сонета. В конце – стандартный проигрыш студии Literal Systems. Для аудирования подобная информация представляется лишней. Для соблюдения прав авторов удобнее собрать все преамбулы в один файл и выделить его в отдельное образование (присоединить к специальной кнопке).

 

Таким образом, после первоначальной обработки аудио файл заметно сокращается по времени, и в нем остается только полезный текст – содержание сонета.

 

 

 

Еще более сложная обработка понадобилась прологу «Ромео и Джульетты». Изначально файл представлял собой запись спектакля или радио постановки, поэтому тексту предшествовал большой объем музыкального введения. Кроме того, уровень звука был очень низким.

 

 

 

Поэтому понадобилось усиление звука и вырезание значимой части. Для уменьшения размера файла можно еще и преобразовать звук в режим моно, сложив два канала.

 

 

 

Уровень звука необходимо вытягивать примерно до того же значения, что и в других файлах, чтобы не было необходимости при работе с программой подстраивать звук для каждого приложения отдельно. Также следует следить за тем, чтобы уровень не превышал критической отметки.

 

 

 

Если уровень звука превышает критическую отметку в отдельных точках кривой (пиковые значения), то можно либо снизить уровень всей фонограммы, либо аккуратно отредактировать сам пик. В разных редакторах это осуществляется разными средствами. Важно, чтобы результат редактирования был единым – качественная фонограмма для процесса аудирования.

 

Таким же образом можно обработать и звук для программной преамбулы. В сонетах Шекспира для этой цели использована «Шутка» Баха (сюита №2).

 

Этап второй. Разработка сценария программы

 

Первый вопрос, который должен быть решен в начале разработки программы во Flash, – в каком из вариантов будет проходить демонстрация программы? Соответственно, от решения данного вопроса зависит форма исполнения программы. Она может быть выполнена в виде SWF-документа, требующего только установленного на машине Flash-плеера; HTML-документа, подгружающего Flash-презентацию; или же исполняемого приложения (EXE-файл).

 

Если мы ограничиваемся рассмотрением ситуации, в которой учителя английского языка и информатики совместными усилиями создают обучающую программу, предназначенную для демонстрации на обособленном компьютере, то наиболее удобным представляется использование только SWF-документа, распахнутого на весь экран. Для этого в первый кадр презентации необходимо вставить действие:

 

 

 

Наличие в программе определенного вступления не является необходимым условием, тем не менее его несложно создать, используя простейшие эффекты анимации. Не следует путать вступление с предзагрузчиком (preloader), поскольку последний не является необходимым в условиях работы на уединенном персональном компьютере без передачи данных программ по сети на большие расстояния (локальная сеть обеспечивает достаточную скорость передачи данных, чтобы не использовать предзагрузчик).

 

После вступления должно появляться либо меню, позволяющее пользователю выбрать вариант последующего развития событий, либо, если программа не предусматривает ветвления, окно, анонсирующее дальнейшее развитие событий, переход к ним. Так, например, в программе «Сонеты Шекспира» после вступления появляется меню, из которого можно выбрать прослушивание определенного сонета.

 

 

 

Для того чтобы следующее окно подгружалось в тот же плеер, необходимо определить действия при нажатии на кнопку следующими командами:

on (release)
            {
     loadMovieNum("s29.swf", 1);
            }

 

Данный скрипт означает, что нажатие на кнопку вызовет загрузку файла с именем s29.swf в слой (level) 1, тогда как исходная презентация находится в нулевом слое. Чтобы загружаемая презентация закрывала предыдущую, она должна иметь непрозрачный объект на заднем плане.

 

Следующим после меню или анонсирующего окна должен быть экран, позволяющий начать процесс аудирования. Условно говоря, окно программы должно иметь кнопку «Пуск». Далее по мере течения звукового материала на экран синхронно речи выводится читаемый текст. Вариантов демонстрации текста довольно много. Так в «Сонетах» весь читаемый текст сразу выводится на экран. Это возможно, поскольку сонеты имеют маленький объем. Статичность текста обеспечивает его удобное чтение. Впрочем, удобно читать и медленно движущийся текст, как это можно видеть в «Любимых песнях». Здесь единственной проблемой является синхронизация движения текста и речи. Наконец, большой по объему текст «Этюда в багровых тонах» может быть разбит на небольшие фрагменты, которые статично размещаются на экране на время их прочтения. Стоит отметить, что чем меньше текстовые блоки, тем легче следить за произношением слов (впрочем, этот вопрос, как и многие другие, должен решаться именно совместными усилиями учителей английского и информатики, поскольку учитель иностранного языка может подвести методическую основу к процессу аудирования, тогда как учитель информатики может рекомендовать оптимальный вариант отражения предлагаемой методики компьютерными средствами, а высказываемые в статье предложения – результат работы автора, являющегося дилетантом в вопросах методики преподавания иностранных языков). Для облегчения восприятия текста на слух можно выделять читаемый в данный момент текст либо размером, либо цветом, как это сделано в «Сказках».

 

Этап третий. Придание программе статуса «мультимедиа»

 

После установления связи между текстом и звуком необходимо сделать программу максимально удобной для управления. Пользователь должен быть обеспечен возможностями:

 

  • остановить программу в любой момент;
  • возобновить ход программы с точки остановки;
  • начать проигрывание с определенного места текста;
  • перемещаться по линии времени, по тексту достаточно большими шагами как вперед, так и назад;
  • ознакомиться с художественным переводом читаемого текста (по необходимости).

 

Перечисленные возможности составляют основу интерактивности программы. Кроме того, поскольку мы говорим о программе, в которой может встретиться большое количество незнакомых слов, есть смысл включить в интерактивность еще и слой подсказок, как это было сделано в «Сонете №29». При наведении курсора мыши на наиболее сложное слово (сложность, безусловно, – совершенно субъективная характеристика) справа от четверостишия появляется его возможное толкование.

 

 

 

Это достигается расположением слоя кнопок под соответствующим текстом. Подобная операция довольно трудоемкая, поэтому она нашла отражение только в одном сонете, хотя размещение подобных подсказок может быть достаточно интересным методически шагом.

 

Таким образом, сочетание графики, звука и разнообразных вариантов интерактивности позволяет говорить о мультимедийности программы в смысле, что приставка «мульти» должна означать наличие больше чем двух каналов следования информации и управляющих команд.

 

Достоинства и недостатки программ

 

Как и любое другое деяние человеческое, компьютерные программы имеют и достоинства, и недостатки.

 

Достоинство данного блока программ заключается в сочетании оригинальной речи, озвучивающей классическое произведение, и, собственно, текста читаемого произведения. Подобные программы позволяют отработать понимание иностранной речи на слух и, отчасти, произношение отдельных слов при наличии соответствующих методических приемов, сопровождающих процесс прослушивания.

 

Основным недостатком предлагаемых обучающих программ является их объем. Это связано с использованием больших аудио файлов. Но следует заметить, что размер исходных файлов в формате *.mp3 существенно превосходит итоговые программные продукты. Так, например, общий размер исходных аудио материалов для «Сонетов» составляет более 4 Мб, тогда как итоговый комплекс файлов имеет размер всего 1.5 Мб, учитывая, что они содержат не только звук, но и текст.

 

Именно большой размер продуктов делает бессмысленным распространение подобных программ через Internet, кроме как в виде архивных файлов, которые можно выкачать и воспроизвести программу, уже находящуюся в завершенном состоянии на компьютере конечного пользователя.

 

Еще один недостаток связан с послойной загрузкой программ. При этом кнопки нижнего уровня остаются активными, и на них активно реагирует курсор мыши, что создает определенные неудобства в управлении программой. Этот недостаток легко устраним путем открытия программ-приложений из меню в новых окнах html-документов. Но данный вариант влечет за собой изменение интерфейса программ. Впрочем, возможны и другие решения данной проблемы.

 

Итак, мы предлагаем комплекс программ, включающий в себя:

 

  • «Сонеты Шекспира».
  • «Этюд в багровых тонах» А. К. Дойла.
  • «Любимые песни».
  • «Сказки».

 

Еще раз отметим, что подобные программы легко может сделать как учитель информатики, располагающий соответствующими аудио материалами, так и учитель английского языка, освоивший азы работы с Macromedia Flash. Но оптимальный результат может быть достигнут только в процессе их кооперативной деятельности.

 




»  Тэги документа:



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн