Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование Интернет-ресурсов в организации проектной и исследовательской деятельности учителя

Фото пользователя Галина Геннадьевна Краснобаева
Submitted by Галина Геннадьевна Краснобаева on Wed, 18/11/2009 - 18:03
Данные об авторе
Автор(ы): 
Краснобаева Г. Г.
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Все предметы
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Предоставлена информация об использовании Интернет-ресурсов в организации исследовательской деятельности учащихся (ссылки на адрес в Интернет).

 

Использование Интернет-ресурсов в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
В данном докладе речь пойдет, прежде всего, о примерах уроков, предполагающих организацию исследовательской и проектной деятельности школьников с использованием Интернет-ресурсов.
Уроки истории:
  1. Игра – соревнование по группам «Архивариус» (10 класс). Рекомендуемые Интернет-ресурсы представлены на экране.
Задание: дан какой-нибудь источник, например, былина. Для того чтобы данный источник мог найти свое место в архиве, необходимо для него заполнить регистрационную карточку, т.е. определить вид источника, условное название произведения, век, о котором идет речь в произведении, имена героев, примерное время появления данного источника.
Цель игры – формировать умения учащихся самостоятельно выявлять проблемные факты в источнике, добывать недостающую информацию в различных источниках (в том числе – в Интернет-ресурсах), определять по ключевым словам текста время создания исторического источника, оценивать достоверность его сведений, обосновывать свои решения.
  1. Игра «Вотум доверия источнику» (10 – 11 класс). Рекомендуемые Интернет-ресурсы представлены на экране.
Цель игры – формировать умения давать исторический анализ живописных произведений исторического жанра, сопоставляя содержащуюся в них информацию о прошлом с данными других источников, оценивать достоверность сведений, обосновывать свои решения.
В результате работы школьники подводятся к выводам: сведения о прошлом могут носить приблизительный характер. Степень достоверности отражаемых фактов зависит от того, каким источником информации мы пользуемся.
  1. Игра «Историческое расследование» (10 – 11 класс). Рекомендуемые Интернет-ресурсы представлены на экране.
Задание: каждая группа получает свои источники информации о каком-либо событии истории. Предлагается попытаться разгадать тайну этого события от лица историка.
Цель игры – в процессе самостоятельной работы учащихся с тексами подвести учеников к пониманию зависимости их собственного восприятия исторических фактов от того, какими источниками они пользуются, показать им возможность извлечения знаний о способах исследовательской деятельности на основе анализа работ ученых историков.
  1. Урок «Пишем историю сами» (10 – 11 класс, рекомендуется для элективного курса). Рекомендуемые Интернет-ресурсы представлены на экране.
Цель игры научить школьников полностью извлекать содержащиеся в первоисточнике исторические сведения, делать из текста непосредственные и опосредованные выводы и создавать на этой основе свой исторический текст. Учащимся могут быть предложены малознакомые первоисточники, размещенные в Сети.
  1. Урок «Рецензируем работу историка» (10 – 11 класс, рекомендуется для элективного курса). Рекомендуемые Интернет-ресурсы представлены на экране.
Задание – написать рецензию по какой-либо теме, связанной с историческими сюжетами научно-популярной литературы.
Цель задания – сформировать представления учащихся о научно-популярной исторической литературе и ознакомить их с элементарными способами ее анализа. Данное задание может быть предложено в качестве домашнего задания с заслушиванием результатов рецензирования на последующих занятиях. Для выполнения задания возможно использование разнообразных научно-популярных статей, размещенных в Интернет.
Уроки биологии:
  1. Урок – виртуальная лаборатория.
На практических занятиях по биологии есть возможность использовать виртуальные Интернет - лаборатории, позволяющие упростить процесс практического изучения биологического материала. Отсутствие лабораторного оборудования позволяет меньше времени тратить на организационные вопросы. Для проведения виртуальной лаборатории необходим достаточно высокий уровень навыков владения компьютером, как со стороны преподавателя, так и со стороны учеников.
Примеры уроков и ссылки на Интернет-ресурсы:
Строение растительной клетки http://www.life.uiuc.edu/cgi-bin/plantbio/cell/cell.cgi
Деление клетки http://college.ru/biology/modules.php?name=models&func=show
Анимация движения крови по сосудам http://www.biologyinmotion.com/cardio/index.html
Уроки – виртуальные лаборатории можно проводить по химии, физике. Например, для проведения лабораторных экспериментов, требующих недоступных для школы приборов или токсичных веществ, чрезвычайно длительного (и наоборот – мгновенного) времени.
  1. Урок – виртуальная экскурсия
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и т.д. Организация виртуальных экскурсий возможна в природу или в исследовательский институт, музей. При организации виртуальной экскурсии необходимо определить основные точки остановок (Интернет-адреса) и информацию, которую учащиеся должны усвоить по каждой остановке. Самостоятельная экскурсия должна сопровождаться голосом или текстом комментатора.
Примеры экскурсий по биологии:
Экскурсия в природу Нижнего Поволжья http://nature.vspu.ru/kino/popov/film01/index.html
Экскурсия в зимний лес Приморского края http://www.fegi.ru/PRIMORYE/BIOLOGY/WIN_LES/exhibit.htm
Экскурсия в исследовательский институт может содержать элементы самостоятельной работы или виртуальной лаборатории, например, для 10 класса при изучении темы «Генетика» http://gslc.genetics.utah.edu/units/biotech/gel/
Уроки виртуальные экскурсии можно проводить также на уроках МХК, физики и т.д.
  1. При изучении биологии на профильном уровне на основе сетевого ресурса можно предложить следующие темы для самостоятельного поиска в Интернет:
·        Цитологические основы митотического деления
·        Эволюционная теория в свете современных достижений науки
·        Природоохранные организации России
·        Методы и достижения генной инженерии
·        Методы современных биотехнологий
·        Методы селекции сельскохозяйственных животных (растений)
Интернет-ресурсы: http://www.rusbiotech.ru/index.php, http://www.agbiotechnet.com, http://www.rdb.or.id/, http://tinea.chat.ru, http://nature.ok.ru/index.htm и др.
Отчет по данной работе учащийся выполняет в виде презентации или гипертекстовой странички.
Уроки литературы:
Характер использования Интернет-ресурсов при изучении литературы определяется составом материалов, размещенных на различных сайтах. Некоторые из них могут быть использованы непосредственно в учебное время: на уроках и факультативных занятиях; некоторые же предоставляют материал для самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и разного рода исследовательских работ.
В ходе уроков учитель может обратиться к сайтам, на которых выставлены черновые редакции литературных произведений и стихотворных текстов с целью выявления авторской позиции писателя или поэта путем отслеживания и анализа изменений, вносимых в первоначальный текст и сопоставления черновых и итоговой редакций. Такие материалы можно найти на специализированных сайтах, имеющих научный аппарат, например: Русская виртуальная библиотека (http://www.rvb.ru/about/index.html), Русская и зарубежная литература для школы на «Российском общеобразовательном портале» (http://litera.edu.ru/), «Душа хранит». Жизнь и поэзия Николая Рубцова (http://rubtsov.id.ru/) и других.
Работа с мемуарными источниками может быть спланирована заранее и проведена в классе, тогда роль навигатора берет на себя учитель, а может стать самостоятельным заданием для учащегося индивидуально или для группы учащихся, при этом одной группе может быть предложено собирать мемуарные свидетельства, рисующие положительный образ писателя, а второй – отрицательный, в зависимости от предпочтений и личностной оценки. Столкновение отобранных мемуарных источников, особенно если они будут представлены в мультимедийной форме с использованием аудио и видео-материалов, может послужить импульсом к созданию на уроке проблемной ситуации. Мемуарные источники, как правило, представлены на именных сайтах, например: А. Платонов. Энциклопедия творчества (http://www.hrono.ru/proekty/platonov/index.html), О.Э. Мандельштам (http://mndlstam.chat.ru /), Н. Заболоцкий (http://panianna.chat.ru/zabolotsky/), И. Бродский: труды и дни (http://yanko.lib.ru/books/non-fiction/brodsky_work_and_days.htm), Серебряный век: М. Цветаева (http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/) и других.
Интернет-ресурсы предоставляют учителю эксклюзивную информацию и эксклюзивные материалы для урока литературы. Обращение к ним может сделать урок интересным и неожиданным для учащихся. Приведем пример фрагмента такого урока «Человеческий и творческий облик Сергея Довлатова». Материалы к уроку могут быть позаимствованы с сайта, посвященного жизни и творчеству этого писателя (http://dovlatov.newmail.ru/).
Как известно рисунки писателя часто позволяют нам судить о его мировосприятии и мироощущении, достаточно вспомнить широко известные рисунки А.С. Пушкина или менее известные рисунки И. Бродского. Среди такого рода рисунков особое место занимают автопортреты, так как они представляют собой образцы творческой саморефлексии, причем, в емком «свернутом виде». Интерпретация таких автопортретов может помочь понять внутренний мир писателя и динамику изменений этого мира, так как в них мы видим его таким, каким он сам себя представлял, тем более, что, как правило, писатель не рассчитывал на публикацию и широкое распространение этих автопортретов.
Среди рисунков Сергея Довлатова сохранились автопортреты, нарисованные в самое разное время. Сопоставление автопортретов 60-х годов прошлого столетия, когда С. Довлатов был одной из знаковых фигур петербургской литературной богемы, и автопортретов, сделанных в Америке в эмигрантский период творчества, позволит увидеть, как сам писатель оценивал перемены, происходившие в его жизни и судьбе.
Сравним эти автопортреты.
Уроки обществознания:
В курсе «Обществознание» учащимся может быть предложена тема исследования: «Выбор моей будущей профессии». Выполнение этого исследования предполагает:
  1. Построение «дерева целей»: установление места и роли образования в жизни учащегося.
  2. Определение специальности, аргументацию своего выбора. Оценку уровня знаний и умений, психологической готовности выполнять профессиональные задачи в соответствии с выбором.
  3. Анализ высших учебных заведений: направлений подготовки, престижа, местоположения и т.д. и определение (при всех «за» и «против») «оптимального», по мнению учащегося.
  4. И т.д.
Для выполнения этой исследовательской работы можно рекомендовать старшеклассникам проанализировать сайты вузов
Уроки географии:
При изучении географии на основе Интернет-ресурса, исследовательская деятельность учащихся может быть связана с изучением той местности, где учащийся проживает и носить краеведческий характер, что способствует реализации воспитательного потенциала географического образования: развития чувства любви к «малой» родине, позитивного и бережного отношения к окружающей среде, овладение конструктивным географическим подходом, основанном на идеи гармоничного сочетания природы и деятельности человека.
Исследовательская деятельность может быть направлена на изучение свойств, особенностей, сроков проявления, интенсивности конк­ретных объектов, явлений, процессов, доступных непосредственному наблюдателю и простейшим инструментальным наблюдениям.
Например, многолетние наблюдения погоды позволяют выявить осо­бенности климата именно этой местности. Важное экономическое значе­ние для данной местности имеют выявление сроков весенних и осенних за­морозков, максимальные и минимальные температуры лета и зимы, перио­дичность засушливой погоды, количество и сроки выпадения осадков и др.
Учащимся сельской местности можно предложить организовать исследовательскую работа по изучению эрозионной опасности.
Учащиеся ведут наблюдения и фиксируют интенсивность эрозионных процессов, особенно весной, во время таяния снега, после летнего ливня, уборки урожая и т. п.
Состояние вод своей местности - также может быть предметом наблюдений и исследований.
Большие возможности в профильном обучении имеет эколого-географическая исследовательская деятельность, в процессе которой определяет­ся экологическое состояние территории, устанавливается корреляция меж­ду заболеваниями детей и взрослых и состоянием атмосферного воздуха, качеством питьевой воды, загрязненностью почвы на полях и огородах.
Интересны для учащихся исследования, связанные с жизнеобеспече­нием населения своего района, города, поселка.
Можно предложить учащимся исследовать объем потребления продовольственных товаров, источни­ки их поступления, соотношение спроса, предложения и по­купательной возможности населения.
Исследование социально-экономической тематики в современных ус­ловиях приобретают особую актуальность. Они могут быть как теорети­ческие, выполненные на основе анализа литературных источников, Интернет-ресурсов и ста­тистических данных, так и практические, проведенные в конкретной ге­ографической среде.
Большое развивающее и познавательное значение имеют сравнитель­ные исследования. Например, на основе анализа Интернет-ресурсов, статистических данных учащиеся могут изучить уровень жизни в разных странах и определить уровень жизни населения сво­его района, города, поселка.
Актуальны исследования молодежного социума. Например, как изме­нился уровень образования молодежи за последние 15 лет. Какова дина­мика этого процесса, в том числе в своей местности; каков уровень обра­зования молодежи, степень занятости, уровень миграция, количество браков, обеспеченность жильем и др.
Интернет-ресурсы:
Данные Госкомстата России, ООН для экономической географии и сведения об основных характеристиках климата на метеорологических сайтах различных стран мира.
Уроки химии:
В зависимости от учебно-воспитательных задач игры уместны как при объяснении новой темы, так и при закреплении, повторении, обобщении, контроле знаний учащихся, а также во внеклассной работе.
Пример: Телекоммуникационная игра по химии «О, СЧАСТЛИВЧИК!!!».
 (http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/chemistry/20012002/rez.html)
Ученикам предлагается объединиться в команды и принять участие в игре. Команды выполняют ряд заданий в соответствии с возрастной категорией (8-11 классы). Связь осуществляется по электронной почте. Игра проводится в несколько туров. Далее организаторы подводят итоги и поздравляют победителей. Подобным образом в сети Internet проводятся олимпиады и викторины.
Прикрепленный файл Size
Использование Интернет-ресурсов в организации проектной и исследовательской деятельности.ppt 89.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн