Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Народный быт России XVIII -начала XX вв.: крестьянский двор (урок в 4классе )

Выберите действие:

Учитель истории высшей категории 

МОУ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратова

 Петрова Ирина Алексеевна

Урок в 4 классе по курсу введение в историю

Учебник Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю . - М.: Дрофа, 2007. Тема «В крестьянском доме» с.108-110.

Народный быт России XVIII - начала XX вв.: крестьянский двор

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями народного быта России XVIII- начала XXвв. На примере крестьянского быта.
  2. Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах; умения определять и объяснять понятия; формировать навыки презентации проектов.
  3.  Формирование интереса и воспитание уважительного отношения к культуре и традициям своего народа.

Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний, умений,навыков

Вид урока: Урок-презентация

 Методы обучения: повествовательно-иллюстративный, элементы метода проектов, метод «обучения в сотрудничестве»

Оборудование урока:

  • подготовка презентации в электронном виде – фотографии, иллюстрации крестьянских изб, одежды русских крестьян,предметов утвари.
  • Плакат и карточки с иллюстрациями, рисунки учащихся

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока.
  3. Актуализация знаний.
  4. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  5. Введение новых знаний и оперирование знаниями в новой ситуации:

• Презентация проекта 1 группы «Русское село. Русская изба»: рассказ, рисунки, пословицы, поговорки, загадки. Дополнения учителя по теме.

 • Презентация проекта 2 группы « Крестьянский стол»: рассказ, пословицы, поговорки. Дополнения учителя по теме. Формирование новых знаний путем обучения в сотрудничестве: Задание по группам – Используя и, а также что из названных предметов можно поставить на стол. рисунок и описание, определить предметы крестьянской посуды и утвари.

• Презентация проекта 3 группы «Русская крестьянская одежда»: рассказ, рисунки. Дополнения учителя по теме. Формирование новых знаний путем обучения в сотрудничестве. Задание по группам: Используя рисунок и описание, определить предметы крестьянской одежды

 • Презентация проекта 4 группы «Народные праздники»: рассказ, календарно-обрядовая поэзия : стихи-веснянки, народные обычаи, связанные с прилетом жаворонков.

      6. Обобщение и систематизация знаний

      7. Анализ и оценка итогов работы

      8. Определение и разъяснение домашнего задания.

Подготовка проектов 

Опережающее задание учащимся: знакомство с текстом учебника Саплиной Е.В., Саплина А.И. Введение в историю «В крестьянском доме» с.108-110.

 Определение творческого названия проекта и формирование групп для проведения исследования. Время проведения: 1 урок, 10 минут.

 Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе. Обсуждение со школьниками возможных источников информации. Время проведения: 2 урок, 15 минут.

 Самостоятельная работа групп. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло. Время проведения: 3 урок, 20 минут

.  Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе: рассказ, представление иллюстраций, рисунков. Время проведения: 4урок, 15 минут.

 Защита проектов. Время проведения: 5 урок.

Использованная литература при подготовке проектов Афанасьев А.Н. Религиозно- языческое значение избы славянина / Мифы древней Волги.- Саратов, 1996. С.374 -388. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. – М.: Астрель, 2006. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XVII-XVIIIвв. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2006. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Cост., А.Ф. Некрыловой. – М.: Правда, 1991. Семенова М. Мы - славяне! : Популярная энциклопедия . - СПб.: Азбука, 1998

Народный быт России XVIII -начала XX вв.: крестьянский двор

Сообщение темы, постановка целей и задач урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: Народный быт России 18- начала 20вв.: крестьянский двор.

Задачи урока:

Сегодня мы с вами постараемся выяснить, каким был народный – крестьянский быт России 18, 19, начала 20вв. Мы постараемся выяснить особенности повседневной жизни крестьян. 4 урока назад наш класс мы разделили на группы и каждая группа готовила свой проект: «Русское село и русская изба», «Крестьянский стол», «Русский крестьянский костюм», «Народные праздники». Мы изучали литературу, готовили сообщения, искали пословицы, поговорки, загадки по нашей теме, рисовали иллюстрации . И вот сегодня мы подведем итог нашей работе над проектами, который и поможет нам обобщить наши знания по теме крестьянский быт.

Актуализация знаний

До сих пор на уроках истории мы изучали важные события из прошлого нашей Родины, говорили о людях, оставивших заметный след в российской истории.

??? Давайте вспомним некоторые из этих событий - из истории Древней Руси и более позднего времени:

- Крещение Руси - Владимир I - Нашествие монголо-татар - Куликовская битва – Дм. Донской ? С именем какого князя связывают начало собирания земель вокруг Москвы? – Иван Калита ?

Кто из русских купцов совершил «Хождение за три моря» ? - Афанасий Никитин ?

С чьим именем связывают основание С-Петербурга и рождение русского флота? – Петр I

Однако история страны, народа создается не только из важных, переломных событий и дел великих людей. История страны складывается и из повседневной жизни многих и многих поколений людей, из того что называется народный быт

??? Слово быт – что оно означает ? Какие стороны человеческой жизни можно отнести к понятию быт?…….

Итак, быт - образ повседневной жизни людей Материальная сторона - то, что относится к особенностям жилья, одежды, пищи людей Духовная сторона – то, что относится к особенностям общения людей, приобщения к культуре, отдых, развлечения. Быт от слова бытие - жизнь Жизнь, а значит быт людей, менялись с течением времени. Различным был быт и в зависимости оттого - из какой среды происходил человек - из дворянской семьи, купеческой или крестьянской. Народ - это понятие собирательное. И когда мы говорим «российский народ» применительно к 18 – началу 20 в. - мы имеем ввиду и российское дворянство и купечество и крестьянство. Каждая из этих групп населения внесла весомый вклад в историю российского государства. Дворянство служило в армии и на чиновничьей службе, внесло огромный вклад в российскую культуру ( достаточно назвать имена Пушкина, Лермонтова) Без купечества невозможно было бы процветание торговли и промышленности.

   И все -таки основная масса населения в России 18-19 вв. – это было крестьянство. В начале 18в. Крестьянство составляло 95% населения, но даже и к началу XX в. – Россия преимущественно - крестьянская страна: из 126 млн. чел. Населения России - 80 млн. – это крестьяне. Крестьяне кормили страну, основная масса солдат на всех войнах - это тоже крестьяне и они отдавали свои жизни за защиту интересов России, из крестьянской среды вышли многие купцы и предприниматели и даже ученые, например,…..М.В. Ломоносов

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Представить крестьянский быт невозможно, не охарактеризовав условия крестьянской жизни.

??? Каковы были основные занятия крестьян?- земледелие, разведение скота, домашние ремесла. Труд на земле всегда был нелегким, обрабатывая почву плугом или сохой, запряженной лошадью, крестьяне получали небольшие урожаи, а если случалась засуха, не было дождей, то урожай и вовсе мог погибнуть, и тогда начинался настоящий голод. Весной, хлеба прошлого урожая уже не было, и кроме молодой крапивы или лебеды есть было нечего. Но не только с такими трудностями сталкивался российский крестьянин Тяжелое бремя испытывали на себе крестьяне 18 -19 вв., они были крепостными.

??? Что означало быть крепостным? -крестьяне прикреплены к земле господина, не могли ее покинуть. -помещик мог продать, подарить крестьян -платили оброк, отрабатывали барщину.

??? Все ли крестьяне были крепостными? – Нет, были еще государственные.

??? Положение каких крестьян было легче? – Государственных, они платили налог , жили богаче и могли перейти жить в другое место.

??? Когда было отменено крепостное право? – 1861г. И все-таки несмотря на все тяготы и лишения, русский крестьянин , труженик, не очерствел душой. Русский человек старался жить в гармонии с природой, чувствовал и переживал красоту окружающего мира. Поэтому и быт русского крестьянина, несмотря на всю простоту, был одухотворен, и не лишен стремления к красоте. Это видно потому как из простой доски получался нарядный наличник окна с затейливым узором, а из грубой холщовой ткани, украшенный вышивкой, получалась нарядная рубаха или полотенце. Русский крестьянин был тонким наблюдателем явлений природы и знал много примет. А какие былины, песни, волшебные сказки слагали в народе! Именно здесь истоки великой русской поэзии. Без сказаний няни А.С.Пушкина, Арины Родионовны, простой русской крестьянки, не было бы и великого русского поэта. Введение новых знаний, оперирование знаниями в новых ситуациях Сейчас мы приступаем к детальному знакомству с русским крестьянским бытом.

 Дадим слово нашей 1 группе, которая работала над проектом «Русское село. Русская изба».

Рассказ и презентация 1 группы

Сам климат определял материал, из которого крестьяне строили себе жилище: на юге это были глиняные мазанки (из веток, обмазанных глиной), на севере строили из дерева.

Простая русская изба

Ни кособока, ни горбата,

И с ней была моя судьба

Надолго связана когда-то. ( Шилин В.В.)

Что бы мы увидели, если бы зашли в крестьянскую избу? Печь. Как начало всех начал главное место в избе занимала печь. Недаром даже слово изба происходит от слова топить, истопить, истба - такое слово можно встретить у Нестора- летописца. Печь - это очаг, он дает тепло, на нем готовят еду, на печи спят. Даже сильно замерзнув зимой, крестьяне отогревались лежа на печи. Печь, огонь давали давали всему жилью священное значение. Еще в 18 веке широко встречалась курная изба, то есть она топилась по черному, у печи не было трубы и дым выволакивался через маленькое оконце. Потолок и стены были закопченные. Но это позволяло экономить тепло. Но уже с конца 18 века появляется белая изба, в которой печь была с трубою, поэтому не было и копоти. Углы избы. Каждый угол имел свое название. Красный угол. Обращен к юго-востоку, солнце входит утром в избу передними, красными окнами. Красный угол самый почетный. Именно здесь вешали икону и лампаду - небольшой маленький светильник подле икон. Здесь стояли стол и лавки. Старший угол. Второй угол - середа, кут, здесь стояли лавки, где тоже спали,обычно хозяйка. Третий угол – печной, здесь готовили. Четвертый- дверной или конник- здесь обычно спал хозяин. Мебели было мало. Роль шкафа играл сундук - в нем хранили одежду. Стол. Лавки вдоль стены. Полати. Здесь хранили посуду, но они были широкие, на них могли спать дети. Освещалась изба с помощью свечи или лучины, которая закреплялась в подставке, она называлась светец. Крестьянский уклад жизни, привычки, традиции были очень крепкими и мало подвергались изменениям.

Показывают рисунки: Русское село. Русская изба.

Какие загадки, пословицы, поговорки вы нашли по своей теме?

Красна изба углами, а жена пирогами. Не выноси сор из избы.

Плясать от печки. Словно с печи свалился. Мать толста, Дочь красна, а сын в небо летит. Что это такое? - ответ: Печь, огонь, дым.

Слово учителю

Презентация проекта 2 группы «Крестьянский стол»

Рассказ

Что же было на столе русских крестьян? Первое, что необходимо назвать, это хлеб. «Хлеб – всему голова», - так говорили. В северных районах больше сеяли рожь - ели ржаной, черный хлеб. В южных районах – пшеничный, белый. Каши. Овсяная, ячменная, гречишная. Готовились в горшке в печи, сверху каша запекалась корочкой. Пекли блины и лепешки, в праздники – пироги, пряники и печенье. Русским свойственно было принимать жидкую пищу. Щи (шти) – похлебка мясная или постная со свежей или квашенной капустой. Уха – похлебка из рыбы. Мясо употреблялось мало. Употребление мясных и молочных продуктов ограничивалось также христианским постом. Из овощей выращивали и ели капусту, огурцы (их ели свежими и солеными). Выращивали репу, ее варили и парили в печи. Огромную репу называли «репища», именно о такой рассказывается в сказке про репку. Картошка появилась на крестьянском столе только с середины 19 века. Были на крестьянском столе и дары леса – грибы и ягоды. Напитки. Квас. Напиток из квашенной ржаной муки или печеного хлеба с солодом. Делали квас и на меду, на клюкве, на яблонях и грушах. Насколько часто появлялось молоко на крестьянском столе зависело от того,насколько зажиточна была семья. Чай стали употреблять только в конце 19 века. В зажиточных крестьянских семьях появились самовары. Поговорки Хлеб - всему голова. Хлеб – соль. (Этого угощения было достаточно, чтобы пригласить гостя за стол) Щи да каша - любовь наша. Уха из петуха. Чай не пил - какая сила, чай попил - совсем ослаб. Со своим самоваром в Тулу не ездят ( в Туле делали самовары) Где блины – там и мы. Загадки Семь одежек и все без застежек,кто меня раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Слово учителю.

Задание по группам

Перед вами рисунки, на которых изображена крестьянская посуда. И рядом определения с описанием разных видов посуды. Ваша задача – определить, где какая нарисована посуда: где бочка, где ведро, кадка, лохань, крынка, ушат, чугунок и шайка. Задача для каждой группы - сделать это раньше других. Приступайте. Посуду делали из глины и дерева. Ложки и миски вырезали из дерева, а крупную посуду - отдельные ее части - стягивали обручами.

 К Р Е С Т Ь Я Н С К А Я П О С У Д А

БОЧКА Деревянная посудина из двух дон ( можно переворачивать), ладов (боковин) и обручей. Для жидких продуктов. Больших размеров.

ВЕДРО Деревянная посудина с обручами с ручкой для воды

КАДКА Посудина с обручами, не очень большого размера. В них держали зерно, муку, крупу. КРЫНКА Глиняный сосуд, кувшин для хранения молока.

ЛОХАНЬ Обручная посудина, мелкая, круглая для стирки белья, мытья посуды, умывания (могла быть с ушами)

ЧУГУНОК Посуда из чугуна (железа) для приготовления в печи каши, щей. Вынимают из печи ухватом. ШАЙКА Деревянная посуда с обручами в 1/3 ведра с ухом. Использовалась для мытья, особенно в банях.

Презентация 3 группы «Русская крестьянская одежда»

Рассказ с демонстрацией рисунков.

Женская одежда. Основу женской одежды составляли вышитая рубаха; Сарафан – безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи Панёва - шерстяная юбка, носили ее только замужние женщины. Поверх юбки одевали вышитый передник. Девушки заплетали в косу ленты. Замужние женщины обязательно прятали волосы под платок. По праздникам замужние женщины носили нарядный кокошник, головной убор с платком сверху, называвшемся «сорока». Зимой носили шубы и полушубки. Мужская одежда Основу летней мужской одежды составляли холщовая рубаха , которую подвязывали поясом и порты – штаны. Порты заправлялись или в сапоги или в онучи - длинные узкие полоски ткани, которые обматывали вокруг ноги. С онучами носили лапти – плетенную обувь из липового лыка или бересты. Зимой одевали зипун- крестьянский кафтан- его делали из грубой шерстяной ткани- сукна. Зимней одеждой являлся также тулуп - длинная, мехом внутрь, шуба с воротником. Шапка. Зимой носили валенки – обувь валенная из овечьей шерсти, в сырую погоду сапоги из сыромятной кожи, то есть недубленой, грубо выделанной.

Задание Перед вами рисунки с мужской крестьянской одеждой. Ваша задача, определить и подписать названия одежды. Посмотрим, какая группа сделает это быстрее. Определите, где нарисован кафтан, шапка, кушак, сапоги, рубаха, пояс, порты, лапти, онучи.

Презентация проекта 4 группы «Народные праздники»

Рассказ Жизнь крестьян была связана с землей, с природой. Отсюда и народные праздники.

Первый праздник в честь солнца начинался ранней весной- Красная Горка. Молились о плодородии, жгли священные огни. После окончания посевов праздновали Семик, тогда хороводы водили вокруг украшенного дерева. Летом главным праздником считался день Купалы, или света. На зиму приходился праздник Коляда, когда Солнце поворачивало на весну и люди начинали готовиться к весенним посевным работам. Эти народные праздники имели многовековую традицию и начало свое брали еще с дохристианских времен. Но к крестьяне широко отмечали и христианские праздники – Пасху, Рождество, Крещение Иисуса Христа и другие. В некоторых праздниках тесно сплелись Христианские и языческие традиции. Например, в Масленице.

Масленица отмечалась за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. И в то же время , все в этом празднике ярко говорит о дохристианской Традиции почитания сил природы - Солнца, плодородия земли. Даже главный символ Масленицы – блины – напоминают солнечный круг. Крестьяне с нетерпением ждали окончания суровой зимы. Чтобы приблизить весну, они слагали календарно – обрядовые песни - веснянки.

- Весна красная, Долгожданная!

Где ж ты долго Так бродила?

- С зимою лютою Повстречалася,

Растопила ее сердце хладное,

Напоила землю-матушку.

На Сороки, сорок мучеников , 22 марта , крестьяне считали день особенный - весеннего равноденствия. На Сороки день с ночью меряются, Зима кончается, весна начинается. На Сороки обычно пекли из теста «жаворонков», с распростертыми крыльями, как бы летящих. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали заклинать жаворонков, а с ними и весну.

Жаворонки, прилетите

Студену зиму унесите.

Жаворонки, Прилетите!

Красну весну Принесите!

Нам зима-то Надоела,

Весь хлеб У нас поела

Нет ни хлеба, Ни картошки,

Самовар Стоит на окошке,

Чай я выпил, Сахар съел,

Самовар На кол одел.

Так говорили в Саратовской губернии. Новгородцы приготовляли в этот день из теста птичек по числу людей в семье. Водну их них запекали монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот кому доставалась с монеткой, считался весь год счастливым.

Обобщение и систематизация знаний

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели особенности народного крестьянского быта.

Традиции обустройства жилья. Особенности русского крестьянского застолья, русского крестьянского костюма, календарно-обрядового фольклора. Узнали как выглядели многие предметы народного быта. Вспоминали пословицы, поговорки, загадки о быте крестьянства. Народный быт России 18, 19, начала 20 века. Этот мир почти уже ушедший. Даже в деревнях сейчас мало где уже сохранились настоящие большие русские печи, это больше маленькие голанки. Редко уже кто готовит щи в печи, где они томятся в чугунке и от этого становятся особенно вкусными. Уже почти не услышать, как долгими зимними вечерами, за домашним рукоделием, рассказывают детям волшебные сказки и поют протяжные распевные песни про старину. Но этот уходящий мир тысячами нитей связан с днем сегодняшним. И без этих связей мы не ощущали бы себя россиянами, имеющими многовековую историю.

Анализ и оценка итогов работы

Оценки за презентации проектов, подготовленные рисунки, найденные пословицы, поговорки, загадки.

Домашнее задание Текст учебника с. 108 – 110. пересказ Вопросы № 4, 5 на с. 114 устно.

Небольшое сочинение на тему «Один день в крестьянском дворе» ( с использованием новых слов и понятий )

Мужская крестьянская одежда

Кафтан Верхняя одежда с глубоким запахом и длинными рукавами.

Кушак Пояс, широкая тесьма или полотнище ткани Порты Холщовые мужские штаны

Онучи Длинные узкие полоски ткани, которые обматывали вокруг ноги.

Прикрепленный файл Размер
_xviii__11512.ppt 3.91 Мбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн