Submitted by Алла Станиславовна Бурляева on пн, 25/01/2010 - 22:49
Урок «Литературное чтение» 2 класс(1-4)
Учебник «Родная речь» (I часть)
Автор Л.Ф Климанова
Урок-игра
Тема: Обобщение к разделу «Русские писатели. Обобщение знаний»
Цели урока:
v повторить и обобщить пройденный материал по теме «Русские писатели»;
v развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения;
v учить работать в команде;
v воспитывать любовь к чтению, литературе.
Задачи:
v формирование активной читательской позиции;
v развитие коммуникативных навыков школьников;
v воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы и музыки.
Оборудование урока:
v карточки с заданием по произведениям этого раздела;
v презентация «Русские писатели»;
v пословицы;
v карточки с отрывками из произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.
v детские рисунки учащихся к изученным произведениям;
v выставка книг.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Содержание занятия:
I Организационный момент
II Постановка цели урока
III Игра
1. Объяснение правил игры
2. Выполнение заданий в командах
IV Подведение итогов игры
Ход урока
I Организационный момент
- Добрый день, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
II Постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые мы изучали и вспомним авторов, которые написали их для нас. Но сначала отгадайте загадку, ребята.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (книга)
Слайд №4
- Правильно! Люди во все времена ценили книгу. Прочитаете, как отзывался Максим Горький о книге.
III Игра
1. Правила игры.
- Наш урок сегодня необычный. Вы будете работать командами. Мы будем играть, а это значит, будем соревноваться в знании произведений, умении работать в команде, выразительном чтении стихов и отрывков из произведений.
- Класс делится на три команды: «Всезнайки», «Книголюбы», «Читайки». Команды по очереди произвольно выбирают номер вопроса, в котором содержится задание для всех команд. Команда готовит ответ и один представитель от команды отвечает. Ответы команды оцениваются по критериям: слаженность работы, полнота ответа, активность членов команды во время обсуждения ответа. В конце урока побеждает команда, которая набирает больше фишек.
Вопрос №6 выбирается последним в игре.
Выполнение заданий командами
Задания: (слайд №5)
1-вопрос: «Назови автора» - слайд №6
- Перед вами портреты писателей и названия произведений. Вам необходимо назвать фамилию писателя и его произведения. Команды работают в следующем порядке:
«Всезнайки» - верхний портрет;
«Книголюбы» - средний портрет;
«Читайки» - нижний портрет.
На слайде одно произведение В. Драгунского. Оно лишнее. Для получения дополнительной фишки одна из команд может объяснить почему «Дымка и Антон» лишнее произведение на этом слайде.
Ученики соотносят и называют произведение и автора, соединяя их между собой на слайде линией при помощи стиуса.
2– вопрос «Доскажи словечко» - слайд №7
- Для каждой команды даны строчки из стихотворения. Необходимо назвать автора и стихотворение, а дополненное слово объяснить. Команда может получить дополнительную фишку, если член команды расскажет это стихотворение наизусть.
Брега с недвижною рекою;
Сравняла пухлой … (пеленою)
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном … (кушаке)
И кому же в ум придёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской … (удручена)
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою … (пряжу)
Они жили ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …(года)
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, … (старче)
3 – «Отгадай произведение» - слайд №9
- Каждая команда выбирает карточку с отрывком из прочитанного произведения. Команда определяет автора, название произведения и читает выразительно.
Карточка №1
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали. Зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали его сажать за стол, а давали ему еду за печкой.
Карточка №2
Пошли все ребята в школу. Мальчик взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
- Куда ты собрался?
- В школу.
- Ты ещё мал, не ходи. – и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец с утра уехал в лес, а мать ушла на поденную работу.
Карточка №3
Были брат и сестра – Вася и Катя; у них была кошка. Весной она пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой что-то мяучит тонкими глоссами. Вася влез по лестнице под крышу амбара.
Карточка №4
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
В выйдет из него не дело, только мука.
Карточка №5
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Карточка №6
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учённый
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
4– «Знай наших!» - слайд №10
- Объясни пословицу и подбери к ней прочитанное произведение.
v Счастье тот добывает, кто ума набирает.
v Добра желаешь – добро и делай.
v Друзья познаются в беде.
! -« Лирическая пауза» - слайд №8
- Во все времена человек восхищался красотой природы. Музыканты посвящали ей музыкальные произведения, художники писали картины, а поэты сочиняли стихи. Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина «… Какая ночь!»
- Сравните это произведение со стихотворением на с.89. Подумайте, какая тема их объединяет?
- Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются?
- Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?
Отвечают все команды. Команда, которая будет более активная, получает фишку.
5 – «Проверь себя» - слайд № 11
- Чем отличаются сказки народные от литературных? На слайде для каждой команды свой блок сказок. Необходимо определить какие сказки народные, а какие литературные.
«Всезнайки» - Колобок
Сказка о рыбаке и рыбке
Репка
«Книголюбы» - Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях