Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Материнская звезда

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова И.В., учитель русского языка и литературы, 1 категории
Место работы, должность: 
Кузнецова И.В., учитель русского языка и литературы, 1 категории Касимова И.Ш., учитель татарского языка и литературы, 1 категории МОУ Рыбно-Слободская СОШ № 2 Рыбно-Слободского района
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Родной язык
Цель урока: 
1. Обучающие: знакомство с произведениями А. Еники «Кто пел?» и Г.Паушкина «Материнская звезда». 2. Развивающие: • Развитие аналитического мышления. • Развитие умений и навыков анализа художественного текста • Развитие творческих способностей учащихся. 3. Воспитательная: формировать такие общечеловеческие ценности, как толерантность, патриотизм, гражданственность. 4. Коммуникативная: Воспитание культуры речи, культуры взаимоотношений, культуры души.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учеников в классе: 
8
Используемые учебники и учебные пособия: 

Подготовка к внеклассному чтению.

Задания:

1.     прочитать рассказы  А.Еники «Кто пел?» и Г.Паушкина «Материнская звезда»;

2.     подготовить материал и сделать сообщение о писателях А. Еники и Г.Паушкине.

3.     1 творческой группе: образ Войны в произведениях. Роль пейзажа.

4.     2 творческой группе: образ Дома, Семьи, Матери, Возлюбленной.

5.     индивидуальное задание (1 ученик): выучить монолог солдата из произведения Г. Кутуя «Тоска».

6.     индивидуальное задание (2 ученика): создать эмблемы к произведениям.

 

Используемая методическая литература: 

методические приемы по технологии критического мышления

Сборник рассказов Генадия Паушкина "Материнская звезда"

рассказ А.Еники "Кто пел?"

Используемое оборудование: 

1.     Тексты рассказов.

2.     Марш Славянки.

3.     Аудиозапись татарской народной песни «Сарман»(исполнитель З. Сахабиева).

4.     Мультимедийная презентация.

5.     Картины художников: С.Герасимова «Мать партизана», А.Дайнека «Окраина Москвы», К.Юон «Парад на Красной площади 7 ноября», П.Кривоногова «Поединок», В.Серова «Здесь прошел враг».

6.     Портреты писателей

7.     Оборудованный уголок Войны, уголок Дома, Семьи.

 

Используемые ЦОР: 

война

национально-региональный компонент

интегрированный урок

Краткое описание: 
Интегрированный урок внеклассного чтения с использованием НРК по рассказам А.Еники «Кто пел?» и Г.Паушкина «Материнская звезда»)

    -  У нас сегодня необычный урок. Обратите внимание на тему урока, вид. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить, какие темы, проблемы затронем?

(Будем говорить о Великой Отечественной войне, о роли дома, семьи, родных в жизни солдата).

  - Мы живем в многонациональной республике. У каждого народа свои обычаи, традиции, история, литература. Но нас многое объединяет. Соединяя два предмета (русскую литературу и татарскую литературу) в рамках одного урока, нам хотелось подчеркнуть, как близки взгляды писателей, представляющих разные народы, как близки по духу мы с вами: нас волнуют одинаковые темы, проблемы, потому что живом в одной республике, в одном районе, поселке, в одном дворе, доме. Наши народы бок о бок и в горе, и в радости. У нас сложились общие традиции, праздники. Поэтому нужно терпимее относиться друг к другу, уважать традиции и обычаи другого народа.

   В эти дни мы отмечаем  63-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, войне тяжелой, кровопролитной, унесшей миллионы человеческих жизней. Нам повезло… Мы живем с вами в мирное время. Поэтому должны знать об этом историческом периоде нашей Родины и помнить… 

 - Какие ассоциации связаны у вас со словом «война»?

(Составляется общая ассоциограмма).

 

кровь

ужас

Война

разрушение

смерть

Героизм

мужество

Любовь к Родине

патриотизм

вера

 - На слайде вашему вниманию представлены картины о Великой Отечественной войне известных художников: С.Герасимова «Мать партизана», А.Дайнека «Окраина Москвы», К.Юон «Парад на Красной площади 7 ноября», П.Кривоногова «Поединок», В.Серова «Здесь прошел враг». Обратите внимание, как показана тема войны на картинах художников. Что хотят сказать своими картинами художники нам, зрителям, о чем поведать?

 ( С.Герасимов показывает мужественность женщин на войне, А.Дайнека демонстрирует один из самых напряженных моментов войны, когда  опасность угрожет Москве; К.Юон подчеркивает патриотический настрой советских войск в Великой Отечественной войне; П.Кривоногов уловил момент совершения подвига; В. Серов в своей картине «Здесь прошел враг» не мог не затронуть коварство и бесчинство фашистских войск.)

 

- Мы сегодня с вами проводим урок по произведениям о войне двух известных авторов, которые не понаслышке знают о войне, Амирхана Еники («Кто пел?») и Геннадия Паушкина («Материнская звезда»). Давайте поближе познакомимся с этими замечательными людьми (подготовленные ученики знакомят ребят с отдельными страницами из жизни А. Еники и Г. Паушкина).

Геннадий Александрович Паушкин (1921 – 2007), прозаик.

Геннадий Александрович Паушкин родился 28 февраля 1921 года в Казани. В 1939 году поступил на историко-филологический факультет Казанского университета, но прервал учебу в связи с призывом в армию. Первое свое стихотворение "Двадцатилетний часовой" рядовой Паушкин опубликовал еще до войны в многотиражной газете погранотряда. Через десять лет вышла первая книга поэта "На дальней заставе".
С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны Г.А.Паушкин был в действующей армии, участвовал в боях на перевалах Главного Кавказского хребта, прошел по фронтовым дорогам Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. За храбрость награжден орденом Красной Звезды, медалями "За оборону Кавказа", "За взятие Будапешта" и другими.
Писатель высокой гражданской позиции, Геннадий Паушкин стал одним из лучших летописцев Великой Отечественной войны, показал войну такой, какая она есть, глазами рядового солдата.После демобилизации Г.А.Паушкин продолжил учебу в Казанском государственном университете, руководил литературным объединением КГУ, активно публиковался в республиканской прессе. В последующие годы работал заведующим отделом культуры и искусства в редакции газеты "Комсомолец Татарии", был собственным корреспондентом газеты "Комсомольская правда". С первых дней строительства КамАЗа и нового города Набережные Челны Г.А.Паушкин - в самой гуще Всесоюзной ударной стройки. Он - автор первой книги очерков о строителях автогиганта на Каме "На земле челнинской".
Геннадий Паушкин был членом правления Союза писателей Татарской АССР, руководил русской секцией союза, работал литературным консультантом. Среди его учеников - известные ныне писатели Рустем Кутуй, Диас Валеев, Николай Беляев и другие. Немало он сделал и для татарской литературы, переведя многих татарских поэтов и прозаиков на русский язык.
Геннадий Паушкин - автор более двадцати книг прозы и поэзии, среди которых - "Возвращение", "Материнская звезда", "Слушай мои позывные", "Живу и помню", "Танайка" и другие. Тема войны стала главной в творчестве писателя. Это подтверждает и последняя его книга - "Тетрадь, найденная в окопах", изданная в 2006 году.
Геннадий Александрович Паушкин награжден Почетной грамотой Республики Татарстан, Благодарственным письмом Президента Республики Татарстан.


ЕНИКЕЕВ Амирхан Нигметзянович (Амирхан Еники) (1909-2001). Прозаик

Амирхан Нигметзянович родился 2 марта 1909 г. в деревне Н. Каргалы Благоварского района Башкирской АССР в крестьянской семье.В 1916—1924 гг. учится (с перерывами) в школах. В 1925 году приезжает в Казань и до 1926 года работает курьером в книжном магазине. В 1926— 1927 гг. учится на Татрабфаке. В 1928—1931 гг. работает сортировщиком. В 1931—1934 гг. учится в Казанском институте научной организации труда и с 1934 по 1939 год работает в различных учреж­дениях и предприятиях Казани и Баку. В 1939— 1941 гг. преподает в средней школе г. Маргелан Узбекской ССР. Начал писать рассказы и печататься с 1926 года. В годы Великой  Отечественной    войны служит в рядах Советской Армии. Со дня демобилизации и до 1950 года работает в Татрадиокомитете заведующим сектором литературных передач, затем -  в редакции журнала «Колхоз бригадасы» («Колхоз­ная бригада»).С 1950 года  Еники - писатель-профессионал, всецело занимается литературно-творческой дея­тельностью.Автор многочисленных рассказов из крестьянской жизни. Амирхан Еники прожил долгую жизнь. Он покинул земной мир в самом начале 2000 года, на пороге нового, третьего тысячелетия. В книге своих воспоминаний “Страницы прошлого” патриарх литературы, подводя жизненные итоги, так характеризовал свое творческое кредо: “Как ни трудно было начало пути в литературе, конец, слава Всевышнему, оказался счастливым. Конечно, я не могу утверждать, что написал все, что хотел, что мне нравится каждая моя книга. Думаю, любой собрат по перу мог бы сказать о себе то же самое. Истинный писатель живет в трех измерениях: не забывает прошлого, видит сегодняшнее, думает о будущем... Уверен, что и в последний свой час он, как солдат, смотрит только вперед...” Знаменитые произведения: повести «Болотный цветок» (1955), «Марево» (1963), «Совесть» (1973); «Воспоминания Гуляндам туташ» (1977), автобиографическая повесть «Последняя книга» (1981-82), «Перед закатом».Автор переводов на татарский язык произведений Айтматова, Паустовского, Бубеннова. Лауреат Государственной премии РТ им. Тукая (1984), премии имени Г. Исхаки; награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Народный писатель ТАССР (1989).

Образ войны в произведениях А.Еники «Кто пел?» и Г.Паушкина «Материнская звезда»

 - Как произведениях А.Еники «Кто пел?» и Г. Паушкина «Материнская звезда» раскрывается тема войны? Работаем по схеме создания образа: картины войны, звукообразы, цветообразы. (Работа с текстом).

По произведению Г. Паушкина «Материнская звезда»

(Картины войны: «…боюсь тронуться умом: нет кругом ни души – и такая немота, что звенит в ушах»; «…перемерзнут хлопцы: лежат ведь под плащ-палатками, зарывшись в снег»; «…два бойца помогают не умеющему плавать комбату, а через минуту осколком снаряда ему срезало голову – все трое пошли ко дну…»; «упал почти рядом с миной, и когда она грохнула, моя душа словно оторвалась от тела…»; «там суд скорый: либо расстрел, либо в штрафную роту…»; «стоять насмерть, до последнего патрона!» «вот тебя они и достали: левая-то нога у тебя – вся в крапинку!»; «…над нами просвистел снаряд – и мы увидели, как, разорвавшись, он разметал людей, сидящих в тачанке, и уложил лошадей…»

Цветообразы: «А над Санчарским перевалом горит, выбрасывая в пространство то синий, то фиолетовый, то красный огонек, переливчатая звезда Сириус»; «Побагровели скалы на востоке – разгоралась лунная заря. Скоро и сама хозяйка выплывет из-за частокола скал, покрасневшая до бровей, станет подниматься, бледнеть, сводя со своего лица румянец».

Звукообразы: «такая немота, что звенит в ушах»; «когда она грохнула, моя душа словно оторвалась от тела»; «просвистел снаряд», «вышли эсэсовцы в полный рост и стали поливать автоматными очередями»; «снаряд разнес нашу кухню вдребезги», «огневой вал покатился по берегам Маныча»; «нарастающий вой снаряда»; «голос нашей «Эрбушки» едва пробивался сквозь лесистые склоны гор».

 По произведению А. Еники «Кто пел?»

Сугыш картинасы: “Ватан сугышының дәһшәтле көннәреннән берсе иде”, “.... җимерек бер кечкенә генә станциядә ике эшелон очрашып, янәшә туктадылар”, “ ... берсе тылдан фронтка яңа хәрби часть алып баручы эшелон, икенчесе фронттан тылга яралылар төяп кайтучы санитар поезды иде”, “.... – бар да җимерелеп беткән”, “ ... балчык өеп эшләнгән ярым землянка  ялгызы калкып тора ...”,  “ .... сугыш барган якта, ..... сузылган кандай кызыл шәүлә тирбәлә”, “ янамы анда берәр зур авыл”.

  

Төсләр образы: “ ... әйләнә-юнь морҗа эчедәй кап-кара”, “.... дөньядан китә башланган күзләрен ачты, вагон эченә сибелгән зәгыйфь сары яктылыкны, шул  тонык яктылыкта басып торган ак халатлы шәфкать туташын күрде”, “... ут яктысы кыздан читкәрәк, кызыл стенага сары юл булып төшкән иде”. “.... җыр, күктән иңгән ак канатлы фәрештәдәй”, “ .... әллә кайларга кадәр җәелеп яткан чүп-чүар чәчәкле болын килә”, “ .... киез эшләпә кигән, .... ак  сакаллы карт килә кебек”, “ .... ак яулык бәйләгән кечкенә карчык та ут кабызып”, “ .... терекөмештәй кайнар яшь бөртекләре”,  “ ... үлмәгән һәм мәңге үлмәячәк якты хыяллары”.

 

 Авазлар образы:  “ .... кызыл вагоннардан ара-тирә каты хырылдау, .... авыр ыңгырашу ишетелә”, “ .... егетнең колагына каяндыр җыр ишетелде”, “ ... чалгы янаган тавышлар ишетелә кебек”, “ .... бисмилласын әйтә-әйтә”, “... яңа гына кайнап чыккан самавыр”, “ - Әнием, Әнием! – ди егет. Эченнән үксеп...”.

 

Звучит монолог бойца   из произведения Г. Кутуя «Тоска». (Исполняет ученик 10 класса, одетый в военную форму. На экране картина А.Лысенко «Москву отстояли»).

“Сагыну “ хисе кешедә кайчан туа? (әңгәмә)

Г.Кутуй  Ватан сугышы елларында совет кешесенең патриотик хисләрен бик оста һәм аеруча калку итеп гәүдәләндергән. Без тыңлаган “Сагыну”  нәсерендә совет солдатында сагыну хисе искиткеч тирән. Ул үзенең туган җирен, ата-баба корган нигезен, нечкә билләрен өзелеп ярата, һәм Өенә горур, ныклы адымнар, күңеле тулы моң белән кайта.

«Сагыну» нәсеренең бүгенге дәресебез белән нинди бәйләнеше бар? ( Бу әсәрләрнең нигезендә Туган Өйне, Гаиләне, Ананы,  Сөйгән кызны сагыну ята).

Звучит песня девушки из произведения А. Еники «Кто пел?» (песня звучит в записи).

Татар халык җыры  “Сарман”

Сарман буйларында яшел алан,

Печәннәре җитәр бер заман.

Кавышулары, иркәм, бик күңелле,

Әмма аерылышу бик яман.

 

 

Поэтика названия рассказа Амирхана Еники «Кто пел?».

 

 Татар җыры яралы егеткә ничек тәэсир итә? (Җыр бер генә мизгелгә булса да, көчле авыртуын баса. Бәхетле минутлар бүләк итә: әнисен, сөйгән кызын, өен, туган ягын исенә төшерә).

 Кластер төзелә.

таныш

тавыш

җыр

бәхетле

минутлар

 

 


өй һәм гаилә

 

яраткан

кешеләр турында уйлану

 

авырту онытылу

 

 

 - 2008 год объявлен годом семьи. Как вы думаете, какую роль играет семья в жизни солдата?

 (Солдат на войне защищает не только свою страну  от врага, но и  отчий дом, свою семью, близких и родных ему людей. Образ матери, любимой девушки часто возникает у него перед глазами и придает силы во время боя.)

 - Как раскрывается образ Дома, Семьи, Матери, Возлюбленной в произведениях  писателей  А. Еники «Кто пел?» и Г.Паушкина «Материнская звезда»? Работа с текстом.

(Анализируются отрывки из текста: «Может в эту ясную ночь мать смотрит на свою звезду и молится обо мне? (…) но вот погасло «наше окно», мать, наверно,, улеглась в постель, отец выключил свет, за окном – кромешная тьма, только горит Сириус – переливчатая звезда, на которую она перед сном помолилась»; «На грани яви и сна мне привиделась наша городская окраина (…) Окно опустело – и через несколько секунд я увидел, как она широко распахнула ворота, словно я приехал на коне, и раскинула руки…»; «Что будет дома, если придет на меня похоронка? (…) Но ты можешь быть за меня спокойна: я уже не тот человек, что бежал без оглядки по сырой пойме, у меня обострилось зрение, я словно переродился и окреп духом»).

 

(Тексттагы өзеккә анализ ясала). “ Кечкенә өй. Әнисе ялгызы икән. Ак яулык бәйләгән кечкенә карчык, бисмилласын әйтә-әйтә, тәрәзә пәрдәләрен төшереп өйри, гөлләрнең кипкән яфракларын ала, өстәлдә самавыр....

_ Әнием! Әнием!...)

Поэтика названия рассказа Г.Паушкина «Материнская звезда»

Словарная работа.

 - Ключевым словом в названии рассказа является слово «звезда». Как вы понимаете значение этого слова?

Звезда – 1. небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе;    

 2. перен. О человеке, чем-то прославившемся, о выдающемся деле науки;

3. перен. Назначение, судьба, удача, участь.

4. Фигура с треугольными остроконечными выступами по окружности; знак отличия, орден, имеющий форму звезды.

   Образ звезды лейтмотивом проходит через все произведение.

Лейтмотив – 1. повторяющаяся мелодия; 2. перен. Ведущая мысль, идея неоднократно повторяемая, в каком-нибудь произведении, сообщении.

- Где в тексте мы встречаемся с образом звезды?

(«А над Санчарским перевалом горит, выбрасывая в пространство то синий, то фиолетовый, то красный огонек, переливчатая звезда Сириус»; «Вспомнив о матери, я глядел на переливчатую звезду Сириус и думал, что, может быть, в эту ночь она тоже смотрит на эту звезду, думает обо мне, не зная, где я теперь и что со мной»; «Может в эту ясную ночь мать смотрит на свою звезду и молится обо мне?»; «Уже нет на ней (Евдокинской церкви) крестов, которые когда-то осеняли этот околоток, только в ясные безоблачные ночи восходит над ней Сириус – материнская звезда…»; «А Сириус, словно подзарядившись энергией, с особой силой и старанием  выплескивал в необозримое пространство свои многоцветные огни»; «…без устали вел свою «передачу» Сириус…»

- Почему именно звезду автор делает ключевым в названии своего произведения?

(Звезда – это яркое космическое тело. Это что-то высокое, манящее, чистое, освещающее человеку путь в жизни. Каждый человек должен стремиться к своей звезде, если звездой назвать свою мечту).

- Обратимся к теме нашего урока. Тема урока и название произведения Г. Паушкина звучат одинаково. Как вы думаете, какова главная идея рассказа «Материнская звезда» и почему оно стало темой нашего сегодняшнего урока? Как вы можете объяснить смысл названия рассказа Г. Паушкина «Материнская звезда»?

 (Составление кластера по поэтике названия произведения Г. Паушкина «Материнская звезда»)

 

судьба

Вера

Бог

икона

крест

Материнская

звезда

ожидание

надежда

Отчий дом

Связь с домом

Путеводная звезда

Окно в мир

(погасло «наше окно»)

патриотизм

Желание выжить

 

 

Демонстрация творческих работ учащихся

  «Создание эмблемы художественного произведения».

Словарная работа, необходимая для понимания, как выполнить подобную работу.

Эмблема – это изображение предмета, знака как символов, выражающих какую-либо идею, понятие (голубь – эмблема честности, красоты, любви).

Символ – то, что служит условным знаком какого-либо понятия, идеи (флаг – символ силы и непобедимости нашего народа, река Волга – символ России).

Схема – изображение, описание кого-, чего-либо в главных чертах, в обобщенном виде без деталей, без подробностей.

 Образ в литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение, облаченное в форму конкретного индивидуального явления. В художественном произведении «образ» - это тип, характер (образ скупца Плюшкина).

Рефлексия урока. Выставление оценок.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие были трудности?

- Что понравилось? Нужны ли интегрированные уроки?

Объяснение домашнего задания.

         Создание эмблемы художественного текста по произведениям Г.Паушкина «Материнская звезда» и А.Еники «Кто пел?» (защита)

         Письменная работа на тему «Смысл названия рассказа» (по произведениям Г.Паушкина «Материнская звезда»  и А. Еники «Кто пел?»)

         Проект памятника Великой Отечественной войны на основе произведений Г.Паушкина «Материнская звезда»  и А. Еники «Кто пел?»

 


»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн