Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Что за прелесть эти сказки!..»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кузнецова И.В.
Место работы, должность: 
Рыбно-Слободская СОШ №2
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Образовательные. 1. Обобщение знаний учащихся по сказкам Пушкина. 2. Выявить уровень знаний ребят сказок Пушкина. 3. Обратить внимание на особенности страны «Поэзии». Воспитывающие. 1. Воспитывать познавательный интерес к жизни и творчеству писателя. 2. Способствовать формированию понятий о нравственности, красоте. 3. Обратить внимание ребят на богатую историю и язык своей страны. 4. Обогащение сознания учащихся знаниями о природе, человеке. 5. Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности. 6. Развитие эмоционально-чувственной сферы и творческих способностей учащихся. 7. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников. Коммуникативные. Развивать умение высказываться с помощью товарищеской игры.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
8
Используемое оборудование: 

Оборудование.

Презентация сказок Пушкина, карта-путеводитель, сказочные предметы, аудиокассета с записью вальса Свиридова «Метель», цветные кубики, раздаточный материал.

 

 

Краткое описание: 
Путешествие в Лукоморье. (воспитательное мероприятие для 4-5 классов по сказкам А.С. Пушкина

Организационный момент.

  Ведущий: Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие в страну пушкинских сказок – Лукоморье.

     Принимают участие 2 команды. Девиз первой команды: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Девиз второй команды: «Один за всех и все за одного!». Я думаю, что главное – не побеждать, а участвовать. Капитанов попрошу пожать друг другу руки, поприветствовать друг друга и пожелать удачи. Я надеюсь, что во время путешествия члены команд узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше.

     Команды, займите свои места. Как и в любом конкурсе, у нас присутствует жюри, которое оценивает работу команд (знакомство). Ответственную роль «хранителя времени» мы возлагаем на моего помощника. Ученики с помощью кубика определяют вопросы. За верный ответ команда получает фишку, но есть вопросы повышенной трудности, они помечены звёздочкой. Ответивший на усложнённый вопрос участник получает фишку и приз.

(Звучит романс Г. Свиридова к кинофильму  по повести Пушкина «Метель»).

 

Ход мероприятия.

 Ведкщий: Лукоморье – это сказочное место рождения сказок, выдуманное самим А.С.Пушкиным.

Это сказочная страна со своими городами-островами. Чтобы попасть в эту сказочную страну, нужен пропуск. И пропуском будет знание поэзии.

   Поэзия – это такая область литературы, отношение к которой у ученика в течение жизни обычно меняется. Ещё малышами мы слушали строки «Колыбельной песни»: «Баю-бай, баю-бай поскорее засыпай…» Став старше, мы сами разучиваем стихи и читаем их тем, кто приходит в гости. Звучат стихи и на школьных праздниках. Но я знаю, что в средних классах интерес к поэзии у ребят несколько падает. И в результате, многие поэтические произведения остаются ими непрочитанными. А это большая, невосполнимая потеря, ибо волшебные поэтические строчки делают нас духовно богаче, восприимчивее к тому, что нас окружает!!!

 

   Капитанский конкурс.

   В течение минуты подберите рифму к словам «урок», «футбол», «окунь». Рифмы запишите столбиком. (Я вижу, что вы затрудняетесь подобрать рифму к слову «окунь», не надо отчаиваться. Это слово ставило в тупик даже Пушкина).

   Члены команды, внимание! Я прочитаю строки из стихотворений, написанных знаменитыми поэтами. Вы продолжите их, назовите автора.

  1-й отрывок из стих-я А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

   2-й отрывок из стих-я  «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя…

3-й отрывок из стих-я «Зимнее утро».

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный -…

4-й отрывок из стих-я «Няне».

Подруга дней моих суровых.

  Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии, в страну его сказок. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! Идите по тропинкам стихотворений, растите день ото дня, как сказочные богатыри. А Александр Пушкин будет с вами всегда, всю жизнь!!!

 

Страна неведомых чудес.

Портрет А.С.Пушкина. Написаны слова: «Слушаю сказки – вознаграждая тем недостатки «проклятого» своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А.Пушкин).

   Сценка: учитель – ученик.

   Внучка с бабушкой ведут беседу.

Внучка: Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

Бабушка. Сказка-ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрость и льстецов, учит понимать чужую беду.

Внучка. Бабушка, читая сказки, я тоже поняла, что они помогают быть добрее.

Бабушка. Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки.

        Вам нужно угадать название сказки и героев.

 

Сценки из произведений А.С.Пушкина.

  1. Автор. Ещё пуще старуха бранится:

Старуха: «Дурачок ты, простофиля!

              Выпросил, дурачина, корыто!

              В корыте много ли корысти?

              Воротись, дурачина, ты к …

              Поклонись ей, выпроси избу». ( «Сказка о рыбаке и рыбке», автор, старик,                                     старуха).

 

 

  1. Автор. Слуги, сватья и сестра

                         С криком ловят комара:

                         «Распроклятая ты, мошка!

                           Мы тебя!..»

            Автор.  А он в окошко,

                          Да спокойно в свой удел. ( «Сказка о царе Салтане»).

 

  1. Балда.  Глупый ты бес,

                  Куда ж ты за нами полез?

                  И руками-то снести не смог,

                  А я, смотри, сижу промеж ног. («Сказка о попе и работнике его Балде», бесёнок и Балда).

 

4. Автор. Красоваться снова стала

                И с улыбкою сказала:

   Царица. Здравствуй, зеркальце, скажи,

                 Да всю правду доложи:

                  Я ль на свете всех милее,

                  Всех румяней и белее?

  Автор. И ей зеркальце в ответ:

Зеркало. Ты прекрасна, спору нет;

                Но живёт без всякой славы,

                Средь зелёная дубравы,

                У семи богатырей

               Та, что всё ж тебя милей. ( «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

 

Город сказочных героев.

Ведущий: Назовите литературного героя по его словесному портрету, из какого он произведения, кто автор.

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна-лебедь)

      

          В дорогой собольей душегрейке,

          Парчовая на маковке кичка,

          Жемчуга огрузли шею,

           На руках золотые перстни,

          На ногах красные сапожки. (старуха-Столбовая дворянка).

 

Спит на соломе

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До света всё у него пляшет. (Балда).

 

          Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (царица).

 

 

 

 

Ярмарка волшебных предметов.

Ведущий: Капитаны называют номер (от 1 до 8) и отгадывают, что за волшебный предмет скрывается за этим номером, из какой сказки.

  1. Бочка («Сказка о царе Салтане»).
  2. Крест («Сказка о попе и работнике его Балде»).
  3. Петушок («Сказка о золотом петушке»).
  4. Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  5. Яблоко («Сказка о царевне и семи богатырях»).
  6. Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  7. Верёвка («Сказка о попе и работнике его Балде»).
  8. Сеть («Сказка о рыбаке и рыбке»).

 

Восхождение к сказочным вершинам.

Участники команд кидают кубики с разноцветными сторонами. Каждый цвет характерен для той или иной сказки. Красный цвет – вопросы к «Сказке о золотом петушке», синий -  «Сказка о попе и работнике его Балде», жёлтый – «Сказка о рыбаке и рыбке», чёрный – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», белый – «Сказка о царе Салтане», зелёный – общие вопросы.

 

  Вопросы по «Сказке о золотом петушке».

  1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (к мудрецу, звездочёту и скопцу).
  2. «Царь скликает третью рать…» Что такое «рать»?
  3. Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка? (волю первую твою я исполню, как свою).
  4. Сколько времени никто не беспокоил царства Дадона? («год другой проходит мирно; петушок сидит всё смирно»).
  5. Как благодарит царь Дадон мудреца за помощь? (царь хватил его жезлом по лбу, тот упал ничком, да и дух вон).

 

Вопросы к «Сказке о попе и работнике его Балде».

  1. За какую плату согласился работать Балда у попа? («в год за три щелчка тебе по лбу»).
  2. Когда разговорились о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай варёную полбу…» Что такое «полба»? (каша из пшеницы, полба – особый вид пшеницы).
  3. Как работал Балда? (работал за семерых, до светла всё у него пляшет, лошадь запряжёт – полосу вспашет, печь затопит, всё заготовит…)
  4. За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (есть на них недоимка за три года).
  5. Слово «Балда» имеет значение «дурак, тупица, бестолковый». А почему Пушкин дал своему герою такое имя? (в рифму, легче читать).

 

Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке».

  1. Сколько лет рыбачил старик? (30лет и 3 года).
  2. Сколько раз тянул старик невод, прежде чем поймал он золотую рыбку? («в третий раз закинул он невод – пришёл он с одной рыбкой…»).
  3. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4 просьбы: корыто, изба, дворянка, царица).
  4. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбой? (5 раз).
  5. За что рыбка наказала старика со старухой? (за жадность).

 

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  1. Кому отдала царица приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там, на съедение волкам» (чернавке, сенной девушке своей).
  2. «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла сидя под окном…» Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя? (Потому что 7 богатырей сами назвали её сестрицей: «Коли красная девица, будь нам милая сестрица.»).
  3. Кличка собаки семи богатырей? (Сокол).
  4. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? («Свет наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер, ты могуч…»).
  5. От чего умерла мачеха? («Тут тоска её взяла…»).

 

«Сказа о царе Салтане».

  1. Когда царь Салтан подслушал разговор трёх девиц? (Под Новый год: «Говорит -  он будь царица и роди богатыря мне к исходу сентября»).
  2. В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (в комара, муху, шмеля).
  3. «А комар-то злится, злится – и впился комар как раз тётке прямо в правый глаз» Какой тётке? (Поварихе).
  4. Какую песенку пела белочка «при честном, при весёлом народе»? («Во саду ли в огороде…»).
  5. «Царь глядит и узнаёт… в нём сыграло ретивое». Что такое «ретивое»? (сердце).

 

Общие вопросы.

  1. Какое произведение Пушкина так начинается: «У Лукоморья дуб зелёный…» («Руслан и Людмила»).
  2. О ком идёт речь? «И кого не спросит он, всем вопрос его мудрён. Кто в глаза ему смеётся, кто скорее отвернётся». (О королевиче Елисее).
  3. Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы? (царь Дадон).
  4. Из какой это сказки? «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. И царица у окна села ждать его одна». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
  5. «Вдруг шатёр распахнулся…и девица, вся сияя, как заря, тихо встретила царя». Что это за девица? (Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке»).

 

Мастерская  «Образное слово Пушкина».

  Ведущий: В волшебной стране Пушкина всё чудесно, всё хранит свои тайны, даже слово.

  Определите, какое художественное средство использует автор, с какой целью?

  1. С первого щелка прыгнул поп до потолка;

        Со второго щелка лишился поп языка;

       С третьего щелка вышибло ум у старика.

(Гипербола, чтобы показать силу Балды и высмеять попа).

  1. Замяукал он, как  голодный котёнок…

( о бесёнке, сравнение с котёнком, чтобы показать его бессилие).

  1. Жил-был поп, толоконный лоб.

(эпитет «толоконный» говорит о глупости, слабости попа; «толокно» - мука из овса).

  1. Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

(олицетворение, волны, как люди предвещают недоброе).

  1. Опять моя старуха бунтует…

(«бунтует» -  метафора, она помогает передать силу возмущения старухи).

  1. А как речь-то говорит, словно реченька журчит.

(сравнение, показывает красоту речи).

  1. Все красавцы молодые, великаны удалые.

  (сравнение и эпитет «удалые» подчёркивают силу и ловкость героев).

  1. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

  (олицетворение придаёт сказочность, красоту).

  1. И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько…

(олицетворение – природа на стороне героев).

  1. Бочка по морю плывёт, словно горькая вдовица.

(сравнение-олицетворение, подчёркивает одиночество, печаль героев).

  1. И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.

(гипербола говорит  о необычности ребёнка, его силе).

  1. Объявили царску волю – ей и сыну злую волю.

   (эпитет «царску» - ничего нельзя изменить, «злую» - несправедливую).

 

 

Остров сказочных иллюстраций.

Нужно определить, кто изображён на рисунке, из какой сказки.

Какой рисунок понравился больше?

 

Подведение итогов жюри.

Вручение призов.

 

 

 

Заключение.

    Вот сейчас, рассматривая ваши рисунки, я подумала, как бы обрадовался Александр Сергеевич Пушкин, если бы ваши рисунки увидел.

  Место действия пушкинских сказок – Древняя Русь. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня, Арина Родионовна Матвеева.

    Пушкин сказал о своей няни ласковые, такие нежные слова и с такой сыновней любовью: Подруга дней моих суровых,

                    Голубка дряхлая моя.

    В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старинный дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные.

       Хочется надеяться, что наша встреча приблизила вас к творчеству Пушкина, сделала его более понятным, родным, а значит, и Россия, земля наша, и язык, на котором писал и говорил великий поэт, станут для нас более значительными.

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн