ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Л. Г. Панфилова, Т. Е. Матвеева, С. А. Сапон
Новгородский Государственный Университет им. Я. Мудрого
Великий Новгород
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Образование состоит на 100% из информации, которая бурным потоком вливается в жизнь школьника. Этот поток информации должен стать для ученика, не стихийным бедствием, а источником созидания, творчества и успешной социализации. Упорядочить этот поток, превратить его в целенаправленное освоение, систематизацию, использование учеником реальных знаний и умений в практической деятельности является главной целью технологии информационно-интеллектуальной компетентности. Этот результат достигается учеником посредством освоения эффективных методов работы с учебной информацией, владение которыми позволяет сделать учебный процесс продуктивным и практически значимым. ТРИИК базируется на развивающем, логико-информационном, системно-деятельностном, интегративном, компетентностном подходах.
Технология представляет целостную систему по организации освоения учебного содержания предмета, состоящую из двух подсистем:
- горизонтальной
- вертикальной
Структура вертикальной подсистемы представлена последовательными периодами деятельности:
I период – деятельность по самоопределению;
II период - учебно-познавательная деятельность;
III период – интеллектуально-преобразовательная деятельность;
IV период – рефлективная деятельность.
Структура горизонтальной подсистемы представлена законченным циклом пошагового освоения учебного материала.
В первом периоде вертикальной подсистемы стимулируется интерес к процессу изучения конкретной темы, созданием проблемной ситуации для самоопределения в деятельности. Во втором периоде «учебно-познавательной деятельности» организуется освоение учебной информации посредством содержания данной темы. Этот период включает последовательные этапы освоения учебного содержания. Каждый этап является законченным циклом освоения учебного материала, (структура горизонтальной подсистемы), который осуществляется посредством пошагового выполнения учебных заданий и включает:
на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне знания;
на 2 шаге – организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне понимания;
на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне умения;
на 4 шаге - организацию диагностики универсальных учебных действий учащихся по освоению учебной информации на этапе изучения темы.
Учебные задания сформулированы с учетом критериев логико-информационной корректности в трех режимах: на «знание», «понимание», «умение». Успешное выполнение заданий обеспечивается посредством владения методами работы с информацией и служит основанием для перехода на следующий этап. Количество этапов определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
На этапе диагностики организуется проверка освоения темы, изучение которой проводилось в периоде учебно-познавательной деятельности, на основе интегративной системы оценивания: самооценивание, взаимооценивание учащихся, оценивание учителем. Таким образом, выполнение заданий горизонтальной подсистемы обеспечивает качественное изменение первоначальных знаний и умений учащихся, результаты которого проявляются в диагностических заданиях.
В третьем периоде «интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащиеся для решения учебной задачи или проблемной ситуации, выбирают уровень выполнения: репродуктивный - выполнение по образцу; импровизационный – выполнение с частичными изменениями (по форме, содержанию, оформлению и т.д.); эвристический – выполнение является изобретением учащегося.
Следующим шагом является самоорганизация деятельности школьников по решению поставленной задачи, которая включает самостоятельное планирование, выполнение и предъявление задания.
В четвертом периоде «рефлексивной деятельности» организуется работа по соотнесению поставленной цели и достижение результата, которая позволяет провести самоанализ деятельности по решению учебной задачи и дать объективную самооценку.
Таким образом, движение по вертикальной подсистеме обеспечивает приращение знаний и умений как личностного новообразования обучающегося и формирование его компетентности (способность успешно решать практические задачи в различных видах деятельности и оценивать собственные результаты) на основе приобретенных знаний и умений.
Работая в технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, учитель совершенствует свои профессиональные возможности:
- в подготовке учебного материала на основе владения алгоритмом деятельности:
- подбор содержания и составление текста с учетом критериев логико-информационной корректности;
- оптимизация информации;
- структурирование информации и составление плана – оглавления учебной темы;
- формирование глоссария учебной темы;
- конструирование , реконструирование, проектирование учебной информации в соответствии с задачами урока;
- перевод и оформление информации в другие знаковые формы представления;
- подготовка и формулирование заданий;
- составление технологической карты изучаемой темы.
В освоении методов работы с информацией:
- метод «Глосс» используется для подготовки ученика к восприятию информации посредством определения одинакового смысла всех используемых в тексте терминов;
- метод «Контекст» используется для выделения ведущего содержания текста, уточнения смысла и установления границ употребляемых языковых выражений;
- метод «Оптимус» формирует умение сокращать объем текста с сохранением смысла содержания;
- метод «Структур» направлен на осмысление информации путем выделения главного, установления последовательности и взаимосвязей внутри текста;
- метод «Планус» формирует умение составлять план - оглавление;
- метод «Проблемус» формирует умение ставить вопросы и давать ответы однозначно адекватные друг другу;
- метод «Аргумент» формирует умение обосновывать, доказывать, делать вывод;
- метод «Конструкт» используется для формирования умения создавать собственную «информационную конструкцию» путем отбора, анализа, систематизации информации из различных источников;
- метод «Реконструкт» формирует умение восстанавливать недостающие информационные данные в предложенных заданиях путем отбора необходимой информации и анализа уже имеющейся;
- метод «Проект» формирует умение создавать продукта на основании заданных параметров.
В организации эффективного процесса обучения и воспитания основного дополнительного образования.
В рамках экспериментальной деятельности, по освоению УМК «Перспектива» для начальной школы (издательство «Просвещение»), ориентированного на стандарты нового поколения, на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) учителя школ Санкт-Петербурга разрабатывают технологические карты. Опыт инновационной деятельности показывает, что ТРИИК успешно апробируется передовыми учителями, а технологическая карта становится педагогическим инструментом, позволяющим организовать эффективный процесс обучения, обеспечить его качество и существенно сократить время на подготовку урока.
Внедрение ТРИИК в учебный процесс позволяет: обеспечить учителя современным средством организации образовательного процесса (этим инструментом является технологическая карта изучения каждой темы); повысить качество обучения; раскрыть творческий потенциал школьников; целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся; объективно оценивать результаты обучения; продуктивно расходовать учебное время; сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки; обеспечить успешную самореализацию личности.
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности имеет широкий спектр применения и может быть использована для организации эффективного процесса обучения и воспитания в основном образовании всех ступеней школьного обучения; для развития потенциальных возможностей детей в рамках дополнительного образования; для формирования компетентности и социальной активности школьников; для повышения квалификации и профессионализма педагогических работников.
|