Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Культура Древней Карелии

Фото пользователя Ольга Ковру
Submitted by Ольга Ковру on чт, 19/03/2009 - 11:40
Данные об авторе
Автор(ы): 
Митрофанова Елена Николаевна, [email protected]
Место работы, должность: 
МОУ «Основная общеобразовательная школа п.Рауталахти», Учитель истории
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики ресурса
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Материалы к уроку «Моя Карелия»» 6 класс

Класс
6 класс
Предмет
Моя Карелия
 Название учебного пособия
Электронный учебник «Моя Карелия»
Тема
Культура Древней Карелии
 

Тема урока: «Культура Древней Карелии»
Цели: Ознакомить учащихся с развитием культуры Древней Карелии.
Дать представление о древних верованиях карелов, принятии христианства в Карелии, о роли православных монастырей.
Задачи:
·        воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к родному краю, патриотических чувств, уважения к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родины», чувства ответственности за сохранение памятников культуры;
·        освоение знаний об исторических и культурных достопримечательностях края;
·        формирование ориентации школьника в окружающем микромире, включение его в активное познание Карелии;
·        развитие умений выделять особенности исторических, культурных объектов родного края.
 
                                                 Ход урока:
 
1.  Организационный момент.
2.  Изучение нового материала.
 
Петроглифы, знаменитые наскальные рисунки, дают нам представление о жизни древних обитателей Карелии. Искусство выбивания рисунков на камне является проявлением древнейшей культуры жителей Карелии.
         Но время шло. Менялись люди. Изменялась ли культура, появились ли новые верования у наших предков? Как вы думаете? (Ответы учащихся)
         Сегодня на уроке нам предстоит узнать об этих изменениях в культуре.
         Запишите в тетрадь тему урока «Культура Древней Карелии».
Из курса истории мы знаем, что культуру можно условно разделить на материальную и духовную. Что мы относим к материальной культуре? (жилище, одежда, орудия труда) Что мы относим к духовной культуре? (искусство, просвещение, верования)
         Во что же верили наши предки?
 
Язычество карелов и вепсов
Древние карелы и финны поклонялись многим языческим божествам. Народная поэзия карелов и финнов «населена» бесчисленным множеством духов и божеств. Давайте вспомним главные занятия карелов (охота, рыболовство, собирательство). Чтобы охота была удачной, наверное, карелы особенно почитали покровителя охотников. Чтобы выловить много рыбы, кого следует попросить об этом? (покровителя рыболовов). А чтобы собрать хороший урожай ягод, грибов, кого надо задобрить? (божество, отвечавшее за будущий урожай). Как же именовали этих богов? К кому обращались карелы с просьбами?
Ответы на эти вопросы нам даст известный карело-финский эпос «Калевала». Давайте вспомним, кто собрал и обработал эти замечательные руны «Калевалы»? (Финский фольклорист, учёный и поэт Элиас Лённрот). Мы с вами знакомились с «Калевалой» в прозаическом пересказе А.Любарской. Сегодня мы обратимся к переводу Л. Бельского. Какими словами начинается  эпос?                                    
(Мне пришло одно желанье,
                     Я одну задумал думу,-
                     Быть готовым к песнопенью
                     И начать скорее слово,
                     Чтоб пропеть мне предков песню,
                     Рода нашего напевы.)
Нам тоже пришло одно желанье, узнать, как называли карелы своих богов? Обратимся к руне второй, стих 317 (учащиеся отыскивают и зачитывают о боге Укко) Итак, высшим (верховным) божеством является …(Укко). Где он живёт? (на небе) Он посылает оттуда гром и молнию, дождь и снег. Какого древнегреческого бога он вам напоминает? (Зевса)  Укко отвечал за будущий урожай. По мере развития земледелия у карелов в его честь после окончания посевных работ устраивали веселый праздник. (слайд)
Запишите в тетрадь: «Укко - высшее божество, отвечающее за урожай»
Теперь обратимся к руне пятой, стих 23 (учащиеся отыскивают и зачитывают о боге Ахто) Где живёт бог Ахто? (в воде, в море) Почему его почитали? (море кормит людей) (слайд)
Запишите в тетрадь: «Ахто – бог моря».
Теперь обратимся к руне 14, стих 23. Как вы думаете, кто такой Тапио? (ответы учащихся) Тапио - «хозяин леса», поэтому его особенно почитали охотники. Почему? (слайд)
Запишите в тетрадь: «Тапио – «хозяин леса»
Итак, карелы верили в разных богов. Вера в разных богов называется…(язычеством)
 
Карелы язычники верили в загробную жизнь. Как и другие народы представляли, что человек, умирая, переходит в иной, потусторонний мир и меняет только жилище. В могилы умерших помещали различные предметы. Женщин хоронили с украшениями, мужчин ‑ с оружием и орудиями труда. Богатых людей хоронили по-особому, в “домах мертвых”, гробницах-срубах, напоминающими своим внешним видом жилые постройки с двускатной крышей и окошечком (в головах), чтобы покойный мог следить за делами живых. К коньку крыши прикрепляли резной деревянный столбик, который, в свою очередь, также имитировал двускатную кровлю.(слайд)
У карелов, как и у многих северных народов, имел распространение в погребальном обряде древний культ ладьи. По древним верованиям карелов, каждый умерший, прежде чем попасть в потусторонний мир Туонелы (Маналы), должен был переплыть «реку мертвых», которая отделяла загробное царство от остального мира. Поэтому иногда около могил можно было увидеть лодку.
Старые карельские кладбища – памятники языческих времен.
 
Кроме того, карелы поклонялись священным рощам и деревьям, рекам и озерам, болотам и источникам, горам и холмам, камням и пням, звездам, луне и солнцу. Особенно был развит культ жертвенных камней и священных рощ, которые находились на окраинах кладбищ и полей.
 
Сооруженные священные камни называются сейдами. Под сейдом подразумевают идола. Каменный идол мог быть естественной скалой, напоминающей человека или животное, или же искусственным сооружением из нескольких камней, как правило, большого валуна с подставленными под него  или положенными сверху небольшими камнями (сейды на «ножках» или с «головками») (слайд) Этот валун, стоящий на трех камешках, расположен на вершине горы. По местным поверьям этот камень обронил черт, когда нес его, и «около него всегда чудится».
 
Самым известным жертвенным камнем является Конь-камень на острове Коневец у западного берега Ладожского озера. Конь-камень — огромный валун серого гранита высотой чуть более 4 метров. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его — более 750 тонн. Валун представляет собой древний памятник народного суеверия. Много лет назад камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и приносили в жертву на этом камне коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как считали, обитали здесь. Поэтому валун и был назван Конь-камнем, а сам остров — Коневцом.
 
Принятие христианства карелами
Важнейшим событием для развития культуры Карелии стало принятие народами Карелии христианства, православной веры. Давайте вспомним, когда произошло крещение Руси и при каком правителе? (в 988 году при князе Владимире Красном Солнышке) Теперь выясним, когда же произошло крещение карелов и при каком правителе? Что об этом нам сообщают летописи? Давайте обратимся к Хрестоматии по истории Карелии ч1, стр.11, документ №8
Учащиеся зачитывают документ:
Летописное сообщение о крещении карелов
                                                          1227 г.
 Того же лета. (Новгородский) князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество карелов, мало не все люди.
 
В данном сообщении летописец отмечает, что, за малым исключением, были крещены все карелы. Новгород рассматривал православие как средство укрепления своего влияния среди карелов в борьбе со Швецией, которая стремилась обратить их в католическую веру.
                                      
Итак, согласно летописи крещение карелов произошло в 1227 году при князе Ярославе Всеволодовиче, но это крещение носило во многом формальный характер. Сначала христианство восприняла карельская племенная верхушка (знать) и те карелы, которые были больше связаны с Новгородом (купцы, воины, сборщики дани). Основная масса карел продолжала поклоняться языческим божествам. Постепенно среди карел стало распространяться двоеверие, одновременное исполнение христианских и языческих обрядов.
Запишите в тетрадь: «1227 год - крещение карелов»
 
Первые православные монастыри Карелии
Большую роль в Карелии в распространении христианства и христианской культуры сыграли православные монастыри. Они объединяли и сплачивали прихожан.
В 14-15 веках появились монастыри: Валаамский и Коневский на Ладоге, Муромский и Палеостровский на Онеге, на границах края – Соловецкий и Александро-Свирский.
Существует легенда о том, как возникли монастыри:
«Три монастыря»
 Было три брата. Поразмыслив, один сказал:
- Я буду (жить) на этом острове.
И остался там.
Второй пришел на берег Ладоги. Но поскольку не было лодки, он на скале проплыл пятьдесят верст на остров Валаам. Он был святой человек, раз камень его удержал.
А третий брат обосновался в Троице (монастырь Александра Свирского), где и теперь еще монастырь.
Тот первый брат остался на Соловках. Там и построил избушку, затем побольше.
 
 Одним из первых монастырей Карелии был Валаамский монастырь.
Сообщение учащегося:
Валаамский монастырь был основан в 1329 году на острове в северной части Ладожского озера. Согласно монастырским легендам основателями Валаамского монастыря стали монахи Сергий и Герман. Уже в конце XV века Валаамский монастырь стал богатым землевладельцем, ему принадлежало 150 крестьянских дворов в Северном Приладожье. В конце XVI века на Валааме было около 200 монахов. Валаамский монастырь был крупным культурным центром. Там существовала большая библиотека и мастерская по переписке книг (скрипторий). Но к началу XVII века Валаамский монастырь был разорен шведами, затем при Петре Первом монастырь был восстановлен.
 
В юго-западной части Ладожского озера на острове Коневец расположился  Коневский монастырь.
Сообщение учащегося:
В конце XIV века на остров Коневец пришел Преподобный Арсений, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги. Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей!). На острове был возведен Собор Рождества Богородицы.
 
На юго-восточном берегу Онежского озера возник Муромский монастырь.
Сообщение учащегося:
Муромский монастырь был первым православным монастырём на Онежском озере. Его основателем стал греческий монах Лазарь. В XVI веке в Муромском монастыре была построена небольшая церковь. Она получила название: Лазаревская церковь или церковь Лазаря Муромского. В 1961 году ее перенесли в музей-заповедник “Кижи». Церковь Лазаря Муромского ‑ древнейший сохранившийся памятник деревянной архитектуры в России.
 
На севере Заонежского полуострова на острове Палье, недалеко от села Толвуя был основан Палеостровский монастырь. Он был основан в конце XII века преподобным Корнилием. Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1391 году. В настоящее время монастырь представляет собой руины.
 
На острове Белого моря возник Соловецкий монастырь.
Существует ещё одна легенда:
«Основание Соловецкого монастыря»
Было два брата. Старшего звали Изосим, младшего Савватий.
Они на камне пересекли Белое море.
         Младший брат размышлял:
- Почему мы не тонем?
И сразу камень начал немного погружаться.
Старший брат сказал:
- Что ты зря переживаешь, пересечем мы море.
На острове они собирались построить монастырь. Три недели они думали:
- Как назовем это место?
Когда они наконец сказали, что назовут Соловецким, камень сразу пристал к берегу.
         Затем они начали строить церковь, и строителей пришло много. То, что днем построят, ночью опускалось под землю. Камень, на котором они плыли, надо было водрузить над дверью. Они думали:
- Как мы поднимем этот камень наверх?
         Утром пошли смотреть, а камень уже сам по себе поднялся над дверьми.
        
Сообщение учащегося:
Соловецкий монастырь был основан в 1429 году.
Сначала на остров прибыли монахи Савватий и Герман. Жизнь на острове была очень тяжелой, особенно зимой. Через несколько лет Савватий заболел, Герман перевез его в Сороку (Беломорск), где Савватий умер. Герман вернулся на Соловки с другим монахом ‑ Зосимой. Именно Зосима создал монастырь и стал его первым настоятелем. Соловецкий монастырь стал большим и известным монастырем не только на Севере, но и во всей России.
 
На границе нашего края возник Александро-Свирский монастырь.
Сообщение учащегося:
Южнее города Олонца был основан Александро-Свирский монастырь.
Его основатель, монах Александр, живший во второй половине 15 – начале 16 веков,  родился в крестьянской семье в деревне Мандера. Можно предположить, что он был вепсом. Всего двум людям, жившим на земле, являлась Пресвятая Троица в виде Трех Ангелов, в том числе и Александру. Сам Господь указал место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря.
 
Православие принесло книжность и литературу, новые формы деревянного зодчества и иконопись.
В целом, православные монастыри оказали большое положительное влияние на развитие культуры Севера.
 
Грамотность и книжность
 У карелов не было своей письменности, но они писали карельские слова, используя буквы русского алфавита ‑ кириллицу. Об этом свидетельствует берестяная грамота середины XIII века, найденная во время раскопок в Новгороде. В ней кириллицей, но по-карельски записано, как считается, заклинание от молнии, обращенное к богу Укко, но обращение к нему было таким, как обычно обращались к богу христиане. Всего же в Новгороде найдено более 10 берестяных грамот, связанных с Карелией.
 
Уже в XVI веке началось создание церковно-приходских школ. Они открывались при церквях и монастырях, а учителями были священники и монахи. Постепенно стала расти численность грамотных людей. На севере России местное население активно занималось промыслами, совершало торговые и деловые поездки. Многие северянам грамота была просто необходима.
 
4. Закрепление изученного материала.
Итак, сегодня на уроке мы хотели узнать, какие изменения произошли в древней культуре   Карелии. О каких изменениях вы узнали? (Ответы учащихся)
 
Давайте, ещё раз вспомним, какие божества особенно почитали древние карелы и попробуем соотнести божество с его деятельностью.(слайд)
 
Теперь попробуем выполнить тест (слайд). Взаимопроверка. Правильные ответы озвучиваются.
 
5. Домашнее задание:
Представьте, что ваш друг из Москвы написал вам письмо. Он наслышан о красивейших местах Карелии, и желает отправиться по святым местам. Все православные монастыри он посетить не может, только один. Друг просит вас посоветовать, в какой монастырь ему отправиться.
Вы должны сообщить другу, где находится этот монастырь и почему ваш выбор выпал именно на этот монастырь? Чтобы собрать дополнительную информацию об интересующем вас монастыре, воспользуйтесь Интернетом или литературой, которую вы можете взять в библиотеке.
 
6. Итог урока. Оценки за урок.

 

Прикрепленный файл Size
Культура Древней Карелии.ppt 3.34 MB
Тест по культуре Древней Карелии 6 класс.doc 31.5 KB


Фото пользователя Игорь Олегович Петров

На: Культура Древней Карелии


Спасибо за интересный урок и презентацию по карельской культуре. Ученикам из Великого Новгорода будет нелишне узнать о культуре народа, имевшего прямое отношение к Новгородской земле.
Петров


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн