Система непрерывного образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. Это касается как школьного, так и вузовского этапа, а также непосредственно затрагивает систему послевузовского профессионального развития и переподготовки кадров.
С введением новых образовательных стандартов и возникновением модели изучения иностранного языка со 2 по 11 классы, с разработкой концепции профильной школы не ясна роль и задача школ с углубленным изучением иностранных языков и то, как уровень их выпускников должен соотноситься с уровнем выпускников профильной школы. Не рассматривая всего спектра проблем, возникающих в данной связи, хотелось бы остановиться на перспективах использования и необходимости создания широкого спектра программ и учебно-методического обеспечения элективных курсов для обязательного среднего и дополнительного языкового образования. Их можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации непрерывного языкового образования, эффективности управления учебным процессом в отдельных учебных заведениях, а также на уровне округа, города и т.д.
Притом что программный продукт в образовательном бизнесе считается самым дорогим и самым весомым результатом профессиональной деятельности, трудности его создания порой сильно преувеличены. Дело в том, что для создания программ требуется определенная профессиональная подготовка и опыт, а в их основе лежит вполне конкретное методическое знание, которое просто не всегда является частью профессионального образования учителя в вузе и системе ИПКРО.
Система непрерывного образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. Это касается как школьного, так и вузовского этапа, а также непосредственно затрагивает систему послевузовского профессионального развития и переподготовки кадров.
С введением новых образовательных стандартов и возникновением модели изучения иностранного языка со 2 по 11 классы, с разработкой концепции профильной школы не ясна роль и задача школ с углубленным изучением иностранных языков и то, как уровень их выпускников должен соотноситься с уровнем выпускников профильной школы. Не рассматривая всего спектра проблем, возникающих в данной связи, хотелось бы остановиться на перспективах использования и необходимости создания широкого спектра программ и учебно-методического обеспечения элективных курсов для обязательного среднего и дополнительного языкового образования. Их можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации непрерывного языкового образования, эффективности управления учебным процессом в отдельных учебных заведениях, а также на уровне округа, города и т.д.
Притом что программный продукт в образовательном бизнесе считается самым дорогим и самым весомым результатом профессиональной деятельности, трудности его создания порой сильно преувеличены. Дело в том, что для создания программ требуется определенная профессиональная подготовка и опыт, а в их основе лежит вполне конкретное методическое знание, которое просто не всегда является частью профессионального образования учителя в вузе и системе ИПКРО.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->Осуществление системного анализа потребностей потенциальных потребителей данного курса.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Формулировка целей курса и их уточнение, сужение и фиксирование на уровне задач.
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Отбор содержания курса.
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Создание структурной модели курса.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Определение базовых принципов построения учебного взаимодействия учителя и учащихся, типологии учебных заданий.
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Разработка содержания и форм текущего, промежуточного и итогового контроля.
2. Структура образовательных программ.
Программа элективных курсов для средней (полной) школы имеют следующую структуру:
Рассмотрим требования к каждому из элементов программы элективного курса.
Титульный лист программывключает:
- вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения),наименование образовательного учреждения, в котором разработана программа;
- ФИО ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты;
- дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
-название дополнительной образовательной программы (по возможности краткое и отражающее суть программы);
-возраст детей, на которых рассчитанадополнительная образовательная программа;
- срок реализациидополнительной образовательной программы;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта;
- год составления учебной программы.
Пояснительная записка раскрывает:
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы: актуальность, практическая значимость, новизна.
2. Цель и задачи программы. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели:
- обучающие задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т. п.);
- воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.);
- развивающие (развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т. д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии).
3. Особенности программы:
- ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа;
- ключевые понятия, которыми оперирует автор;
- этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
5. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми:
- режим занятий (количество занятий и часов в неделю, в год, периодичность);
- формы занятий (индивидуальные, групповые; практические, теоретические и т. п.); пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
6. Краткое описание основных методов и технологий.
7. Прогнозируемые результаты и критерии их замера. В этой части пояснительной записки необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т. е. что он должен знать и уметь);
- качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
- систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений, возможность сертификации;
- возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся.
8. Средства, необходимые для реализации программы. В этом разделе пояснительной записки следует перечислить, что педагогу необходимо для реализации образовательного процесса (кадровые, учебно-методические, материально-технические условия).
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:
- указать необходимое количество часов для изучения темы;
- перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
- указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретические, практические). Обычно, первая тема – введение в программу.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
Список литературы. Должно быть приведено два списка:
- литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
- литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
Включение авторских и модифицированных программ в образовательный процесс образовательного учреждения предполагает проведение следующих процедур:
Экспертиза и утверждение модифицированных программ элективных курсов проводится методическими службами районов (городов края), авторских – краевым экспертным советом (КЭС).
4. Разработка элективного курса (итоговое практическое задание).