Вы не зарегистрированы

Авторизация



О проекте "Открытый класс"

Проект "Открытый класс" создается в рамках государственного контракта "Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных  на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования", заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва).

Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов; широкого распространения электронных образовательных ресурсов; массового внедрения методик их использования; модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу образования Российской Федерации идет нарастающими темпами. Сегодня подавляющее большинство образовательных учреждений оснащены компьютерной техникой и средствами ИКТ. В последние годы в стране реализованы крупные проекты по поддержке процессов информатизации образования: все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет, созданы крупные федеральные хранилища электронного образовательного контента высокого качества, сеть федеральных образовательных порталов, во многих регионах России созданы и эффективно функционируют центры информационных технологий и методической поддержки ИКТ в образовании, многие университеты получили средства на внедрение инновационных программ развития, в сети Интернет появилось большое число коммерческих и некоммерческих образовательных проектов, активно развиваются электронные библиотеки. В рамках реализации различных федеральных и региональных проектов работники образования массово повышают квалификацию в области использования ИКТ в профессиональной деятельности. Разрабатываются учебно-методические материалы нового поколения, основанные на современных педагогических технологиях и широко использующие цифровые и/или электронные образовательные ресурсы. Начался практический переход к обучению подрастающего поколения россиян в ИКТ насыщенной образовательной среде.

Все это способствовало началу массовых позитивных изменений по отношению к использованию ИКТ в учебном процессе и в целом во всех сферах образовательной деятельности. Проекты, реализованные в рамках ФЦП «РЕОИС», ФЦПРО, приоритетного национального проекта «Образование», проекта «Информатизация системы образования», многих региональных программ, показали значимость использования ИКТ в школе для повышения качества и доступности образования, формирования инновационно ориентированной личности учащегося, обладающей активной жизненной позицией и готовой к эффективной самореализации в быстроменяющихся условиях современной цивилизации.

Получение сотнями тысяч российских педагогов базовой ИКТ-компетентности является важным шагом на пути внедрения новых технологий в образовательный процесс, но развитие ИКТ требует постоянного совершенствования и развития полученных педагогами новых знаний, умений и навыков, причем уже не только в форме повышения квалификации, но и посредством постоянного общения, обмена опытом, новыми технологиями, разработанными учебными материалами, методиками, основанными на ИКТ. Традиционно взаимодействие педагогической общественности между собой происходит в очной форме (на конференциях, семинарах и т.п.), но вместе с активным развитием сети Интернет появляются и новые формы общения – сетевые.

Сегодня современное общество все более интенсивно использует социальные сети (т.е. сообщества людей, связанных общими интересами, общим делом или имеющих другие причины для общения между собой), существующие в Интернете (использующие специализированные программные сервисы, интернет-сайты и порталы для обеспечения взаимодействия людей в группе или группах). Стремительному развитию социальных сетей способствовало появление бесплатного, свободно-распространяемого программного обеспечения, позволяющего любому желающему создать собственное интернет-сообщество, простые и понятные правила вступления в существующие сообщества, а также значительное увеличение количества Интернет-пользователей и начало распространения широкополосных сетей как в официальных учреждениях, так и в домашних хозяйствах. В настоящее время механизм социальных сетей успешно используется в бизнесе, в политике, в сфере развлечений и т.д., приводя к формированию устойчивых сетевых сообществ. При этом надо констатировать тот факт, что количество сетевых сообществ, объединяющих представителей педагогической общественности, еще недостаточно велико для того, чтобы можно было считать эту практику устойчивой. Также вызывает опасение, что значительная часть педагогических работников, обладающих навыками использования компьютеров в профессиональных целях, нуждаются в специальных мероприятиях (курсовой подготовке, семинарах и т.д.) по освоению новых инструментов, цифровых образовательных ресурсов и средств, появляющихся в образовательных учреждениях, что свидетельствует, с одной стороны, о несовершенстве существующих программ повышения квалификации, не ориентирующих слушателей на самообразование в этой области, с другой стороны, об отсутствии механизма, который позволил бы получать консультационную поддержку и методическую помощь, быть источником учебных материалов, знакомства с опытом коллег.

Развитие и постоянная поддержка профессионального взаимодействия педагогической общественности посредством развития педагогически ориентированных сообществ в сети Интернет (сетевых социально-педагогических сообществ), очевидно, могут помочь в решении сформулированных проблем.

Также необходимо выделить еще один аспект, который требует изучения и разрешения. Значительная часть социальных сетей, пользователями которых все больше становятся школьники, ориентирована на взрослое население и может содержать недопустимое содержимое. Простые действия по запрету использования такого рода ресурсов не приводят к должному результату, в силу отсутствия постоянного контроля за школьниками со стороны родителей и учителей в повседневной жизни. В связи с этим необходимо задание модели поведения в сети Интернет во время учебных занятий, при использовании популярных среди подростков и молодежи сервисов Интернет (грамотное письмо, отсутствие запрещенного содержимого, продуктивная совместная учебная деятельность и др.), а также развитие российских технологических разработок, учитывающих особенности россиян, способные быть использованными для развития педагогических социальных сетей.

Таким образом, проблема построения социальных педагогических сетей достаточно актуальна, ее разрешение приведет к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. С этой целью должны быть разработаны научно обоснованные предложения, включающие организационную структуру, процедуры и регламенты построения и развития социальных педагогических сетей, предложены механизмы внедрения сетей в практику работы массовой школы. Разработанные процедуры и регламенты должны пройти апробацию в пилотном режиме, чтобы убедиться в практической эффективности предложенных решений и разработок.

Реализуя проект "Открытый класс", Национальный фонд подготовки кадров создал специализированный сайт "OpenClass.ru", с тем чтобы:
  • обустроить удобное место для жизни и работы учителей, их учеников и родителей;
  • обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на нашем сайте;
  • способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;
  • обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу и советовать, как  жить дальше.

Мы ждем помощи участников, сотрудничества с другими сообществами, идей, критики и пожеланий от всех, кто захочет это сделать.

Мы надеемся, что вместе поможем учителям комфортнее жить и расти профессионально в нашем сетевом мире, школьникам - найти себе друзей в других городах и вместе с ними учиться и общаться без вреда для нравственного здоровья, родителям – стать ближе к школе, к учителям и детям.

Если Вы обладаете активной жизненной позицией, согласны с нами в том, что внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий действительно повышает качество образования, в том числе и за счет развития сетевых форм общения и обмена опытом педагогов, методистов, учащихся, родителей, присоединяетесь к нам. Будем развивать наше образование вместе!

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...