Мастер-класс «Современные требования к научному и учебно-методическому обеспечению учебного процесса».
Выберите действие:
Невозможно обеспечить должный уровень учебной автономии без создания современных по сути и разнообразных по форме учебных программ, а также без разнообразного учебно-методического обеспечения данных программ, с учетом специфики каждого учебного заведения.
При том, что теоретические вопросы создания учебно-методических комплексов для межкультурной подготовки учащихся средней школы и учителей иностранных языков можно считать достаточно разработанными, на практике они далеко не везде нашли широкое применение. Наиболее проблемным в данной связи представляется учебно-методическое обеспечение профильных интегрированных курсов профессионально-языковой подготовки учителя. Курсы методики преподавания иностранных языков не являются исключением.
Разработка научных основ учебно-методического обеспечения образовательных программ является одной из сторон процесса обновления содержания образования, и, как и любые качественные изменения, предполагает:
• глубокий анализ потребностей общества, личности, самой системы;
• уточнение целей и формулировку конкретных задач обучения;
• разработку новых принципов отбора учебного материла;
• использование разнообразных форм организации процесса обучения;
• перераспределение ролей между учителем и учениками;
• внедрение современных подходов к определению формата и содержания контроля, ориентированных не столько на проверку полученных знаний, сколько на уровень сформированности интегративных умений и базовых компетенций.
План проведения мастер-класса
1. Формы работы.
К формам работы на уроке традиционно относят: фронтальную, парную, групповую, индивидуальную. К сожалению, наиболее активно используется лишь первая из них. Для оптимизации процесса учебно-познавательной деятельности учителю необходимо овладеть способами и приемами организации парной, групповой, индивидуальной работы. При этом необходимо понимать, что эффективность таких форм работы может варьироваться в свете объективных и субъективных факторов каждой конкретной учебной ситуации.
В этой связи возникаети вопрос об использовании активных методов обучения, связанных с внедрением новых информационных технологий и более эффективного использования старых приемов, в том числе и при работе с наглядностью, аудио- и видеоматериалами, приемов драматизации и т.д. При том, что на уровне теории данная информация широко исследуется в отечественной методике, о чем говорят многочисленные работы только двух ведущих методистов из целой плеяды отечественных теоретиков в области теории и практики преподавания иностранных языков - Е.С. Полат и Г.А. Китайгородской, в практику широкого преподавания метод проектов, использование новых информационных технологий, метод активизации резервных возможностей личности входят трудно и неоправданно медленно.
Одной из главных причин такого явления можно считать недостаточную готовность преподавателей к работе в таких режимах, где требуется большая психологическая и физическая нагрузка, длительная подготовка к занятию, профессиональная мобильность и гибкость, умение быстро реагировать на нестандартные ситуации, умение отойти от заранее написанного плана и свободно вести сложную в языковом, а иногда и психологическом плане дискуссию. Иными словами, там, где требуется высокий уровень профессионально-языковой и профессионально-методической подготовки.
2.Типы учебных заданий.
Что касается типов заданий, то в свете модернизациисреднего и профессионального образования учителю необходимо научиться различать чисто учебные, коммуникативные, аутентичные задания, а также моделировать проблемные ситуации, в процессе которых все типы заданий на уровне мыслительной деятельности проходят определенную «переплавку», приобретают особую осмысленность и личную значимость. В контексте изучения иностранного языка и подготовки к обучению данного языка (языков) особую значимость приобретают такие проблемные задания:
1. Поисково-игровые (направленные на развитие остроты наблюдения, различных видов мышления, творческого воображения и т.д.).
2. Коммуникативно-поисковые (направленные на развитие дискурсивных умений, умений нахождения как нужной стратегии, так и оптимального языкового материла в ситуациях прямого и опосредованного общения).
3. Коммуникативно-ориентированные (направленные на формирование готовности решения как чисто коммуникативных, так и учебных, социальных, поисково-информационных задач в условиях соревновательного и сотрудничающего общения).
4. Познавательно-поисковые культуроведческие задания (направленные на интеграцию междисциплинарных знаний, формирование комплексных социокультурных знаний и умений, а также на формирование герменевтических умений или умений смысловой интерпретации первичных и вторичных авторских текстов).
5. Лингвистические поисковые задания (направленные на формирование профильных лингвистических и филологических умений).
3. Контроль, его формы, функции и возможности.
Формирование национальной экзаменационной системы и подходов к контролю коммуникативных умений на родном и иностранном языке как одной из ее подсистем, является неотъемлемой составляющей процесса развития общего среднего и профессионально-языкового образования. Не столько сами знания, сколько умения и готовность использовать их в различных видах деятельности становятся приоритетными направлениями работы школы и вуза и целью диагностики в рамках государственной аттестации.
Очевидно, что задачи экзамена и новые требования к уровню подготовки учащихся, определяемые современными стандартами, в совокупности призваны обеспечить качественные изменения всей системы образования.
Только в ситуации, когда экзамен направлен на контроль тех умений и навыков, которые прописаны в целях, а не тех, которые легче и привычнее измерять и контролировать, смогут обеспечить реальный переход от знаниецентричной (информационной) к компетентностной (деятельностной и ценностно-ориентированной) модели образования. Разработка интегрированного подхода к контролю коммуникативно-информационных, социокультурных и учебных умений на родном и иностранных языках в школе может сыграть положительную роль в реальном достижении целей образования и воспитания школьников.
Для каждого этапа обучения и для каждого предмета характерны свои специфические задачи, которые соотносятся с уровнями развития коммуникативной компетенции, с психолого-педагогическими особенностями учащихся различных возрастных категорий, с их реальными потребностями и возможностями в изучении и использовании родного и иностранного языков в процессе обучения и познания. Тем не менее, для того, чтобы унифицировать подходы и требования к осуществлению контроля за комплексным развитием коммуникативной, информационной, социокультурной и социальной компетенций, необходимо выделить наиболее общие вопросы, связанные с контролем коммуникативных умений в системе непрерывного развития личности. К ним можно отнести:
• функции текущего, промежуточного, итогового контроля с позиций учащихся, учителя, администрации;
• формы контроля;
• соотношение стандартизированных и творческих видов контроля;
• соотношение родного и иностранного языков в процессе контроля комплексных коммуникативных умений.
Функции, формы и виды контроля.
В современной концепции образования целесообразно трактовать контроль и самоконтроль как совместную деятельность учащихся, ученика, администрации школы и работников системы управления образованием по определению степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки. Тем не менее, для каждой из указанных сторон различные функции контроля могут выступать в роли ведущих или второстепенных, в зависимости от обстоятельств.
Определяя наиболее значимые функции контроля, представляется оптимальным рассматривать их одновременно с нескольких позиций.
1.С позиции ученика, для которого контроль и самоконтроль призваны сформировать необходимые навыки рефлексии и выполнять, прежде всего, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и обучающую функции.
2. С позиции учителя, для которого на первый план выходят такие функции контроля как диагностическая, коррекционная, оценочно-воспитательная и организующая.
3. С позиции руководителей системы образования, для которых контроль является механизмом мониторинга эффективности образовательного и воспитательного процессов.
Использование адекватных формтекущего, промежуточного и итогового контроля и самоконтроля может значительно повлиять на выбор и использование эффективных методов и технологий обучения, обеспечить перераспределение ролей учителя и учеников в процессе познания, усилить степень автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Эффективный контроль — это часть хорошего обучения, инструмент системы управления качеством образования.
Новые задачи непрерывного языкового образования предполагают:
• выделение уровней владения родным и иностранным языками на всех этапах обучения языкам в школе;
• конкретизацию коммуникативных навыков и умений, отвечающих выделенным уровням в контексте реальных потребностей и возможностей общения на родном и иностранном языке учащихся данного возраста (включая собственно коммуникативные, учебно-коммуникативные, информационно-коммуникативные, чисто академические, социальные и т.д.);
• выделение заданий и тех видов деятельности, где данные навыки могут быть наиболее эффективно использованы и продемонстрированы;
• определение общих подходов к отбору содержания и организации контроля комплексных коммуникативных умений в устной и письменной речи на родном и иностранном языке в процессе изучения и контроля усвоения материала различных гуманитарных дисциплин;
• использование адекватных форм и технологий текущего и итогового контроля с учетом психофизиологических и интеллектуальных особенностей учащихся начальной, средней и старшей школы, направленных на контроль различных составляющих коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной);
• разработку единых параметров оценивания коммуникативных умений и навыков на родном и иностранном языках с учетом специфики этапа обучения, уровня коммуникативных умений и навыков, характера задания;
• разработку эффективных шкал оценивания продуктивных умений в устной и письменной речи, единых для родного и иностранного языка;
• постепенный переход от одноуровневых (в начальной школе) к многоуровневым (в средней и старшей школе) заданиям в рамках контроля коммуникативных умений на родном и иностранном языках;
• внедрение современных технологий самоконтроля и самооценки;
• продумывание системы использования творческих форм контроля «открытого тина» наряду с объективизированными контрольно-тестовыми заданиями;
• применение комплексного междисциплинарного контроля, в том числе и с использованием творческих заданий проектного характера (индивидуальных и коллективных);
• самоконтроль и взаимоконтроль;
• рефлексию собственной учебной деятельности и совместное решение проблемных задач.
4. Составление коллажа / таблицы по видам и формам контроля (итоговое практическое задание).