Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация

Мастер-класс «Современные требования к научному и учебно-методическому обеспечению учебного процесса».

Выберите действие:

Описание мастер-класса
Предмет(ы): 
Все предметы
Тема: 
Мастер-класс «Современные требования к научному и учебно-ме¬тодическому обеспечению учебного процесса».
Регион: 
Ставропольский край
Дата: 
Чет, 08/10/2009 - Пон, 19/10/2009
Статус: 
Завершен

Невозможно обеспечить должный уровень учебной ав­тономии без создания современных по сути и разнообраз­ных по форме учебных программ, а также без разнообраз­ного учебно-методического обеспечения данных про­грамм, с учетом специфики каждого учебного заведения.

При том, что теоретические вопросы создания учебно-методических комплексов для межкультурной подготов­ки учащихся средней школы и учителей иностранных языков можно считать достаточно разработанными, на практике они далеко не везде нашли широкое примене­ние. Наиболее проблемным в данной связи представляет­ся учебно-методическое обеспечение профильных интег­рированных курсов профессионально-языковой подготов­ки учителя. Курсы методики преподавания иностранных языков не являются исключением.

Разработка научных основ учебно-методического обес­печения образовательных программ является одной из сторон процесса обновления содержания образования, и, как и любые качественные изменения, предполагает:

•  глубокий анализ потребностей общества, личности, самой системы;

•  уточнение целей и формулировку конкретных задач обучения;

•  разработку новых принципов отбора учебного мате­рила;

•  использование разнообразных форм организации процесса обучения;

•  перераспределение ролей между учителем и учени­ками;

•  внедрение современных подходов к определению формата и содержания контроля, ориентированных не столько на проверку полученных знаний, сколько на уро­вень сформированности  интегративных умений и базо­вых компетенций.

 

План проведения мастер-класса

1. Формы работы.

К формам работы на уроке традиционно относят: фрон­тальную, парную, групповую, индивидуальную. К сожа­лению, наиболее активно используется лишь первая из них. Для оптимизации процесса учебно-познавательной деятельности учителю необходимо овладеть способами и приемами организации парной, групповой, индивидуаль­ной работы. При этом необходимо понимать, что эффек­тивность таких форм работы может варьироваться в свете объективных и субъективных факторов каждой конкрет­ной учебной ситуации.

В этой связи возникает и вопрос об использовании ак­тивных методов обучения, связанных с внедрением новых информационных технологий и более эффективного ис­пользования старых приемов, в том числе и при работе с наглядностью, аудио- и видеоматериалами, приемов дра­матизации и т.д. При том, что на уровне теории данная ин­формация широко исследуется в отечественной методике, о чем говорят многочисленные работы только двух веду­щих методистов из целой плеяды отечественных теорети­ков в области теории и практики преподавания иностран­ных языков - Е.С. Полат  и Г.А. Китайгородской, в прак­тику широкого преподавания метод проектов, использо­вание новых информационных технологий, метод акти­визации резервных возможностей личности входят труд­но и неоправданно медленно.

Одной из главных причин такого явления можно счи­тать недостаточную готовность преподавателей к работе в таких режимах, где требуется большая психологическая и физическая нагрузка, длительная подготовка к заня­тию, профессиональная мобильность и гибкость, умение быстро реагировать на нестандартные ситуации, умение отойти от заранее написанного плана и свободно вести сложную в языковом, а иногда и психологическом плане дискуссию. Иными словами, там, где требуется высокий уровень профессионально-языковой и профессионально-методической подготовки.

2. Типы учебных заданий.

Что касается типов заданий, то в свете модернизации среднего и профессионального образования учителю необ­ходимо научиться различать чисто учебные, коммуника­тивные, аутентичные задания, а также моделировать проблемные ситуации, в процессе которых все типы зада­ний на уровне мыслительной деятельности проходят оп­ределенную «переплавку», приобретают особую осмыс­ленность и личную значимость. В контексте изучения иностранного языка и подготовки к обучению данного языка (языков) особую значимость приобретают такие проблемные задания:

1. Поисково-игровые (направленные на развитие ост­роты наблюдения, различных видов мышления, творчес­кого воображения и т.д.).

2. Коммуникативно-поисковые (направленные на раз­витие дискурсивных умений, умений нахождения как нужной стратегии, так и оптимального языкового мате­рила в ситуациях прямого и опосредованного общения).

3. Коммуникативно-ориентированные (направленные на формирование готовности решения как чисто комму­никативных, так и учебных, социальных, поисково-ин­формационных задач в условиях соревновательного и со­трудничающего общения).

4. Познавательно-поисковые культуроведческие зада­ния (направленные на интеграцию междисциплинарных знаний, формирование комплексных социокультурных знаний и умений, а также на формирование герменевтических умений или умений смысловой интерпретации пер­вичных и вторичных авторских текстов).

5. Лингвистические поисковые задания (направлен­ные на формирование профильных лингвистических и филологических умений).

3. Контроль, его формы, функции и возможности.

Формирование национальной экзаменационной систе­мы и подходов к контролю коммуникативных умений на родном и иностранном языке как одной из ее подсистем, является неотъемлемой составляющей процесса развития об­щего среднего и профессионально-языкового образования. Не столько сами знания, сколько умения и готовность ис­пользовать их в различных видах деятельности становятся приоритетными направлениями работы школы и вуза и це­лью диагностики в рамках государственной аттестации.

Очевидно, что задачи экзамена и новые требования к уровню подготовки учащихся, определяемые современны­ми стандартами, в совокупности призваны обеспечить ка­чественные изменения всей системы образования.

Только в ситуации, когда экзамен направлен на кон­троль тех умений и навыков, которые прописаны в целях, а не тех, которые легче и привычнее измерять и контроли­ровать, смогут обеспечить реальный переход от знаниецентричной (информационной) к компетентностной (деятельностной и ценностно-ориентированной) модели обра­зования. Разработка интегрированного подхода к контро­лю коммуникативно-информационных, социокультур­ных и учебных умений на родном и иностранных языках в школе может сыграть положительную роль в реальном до­стижении целей образования и воспитания школьников.

Для каждого этапа обучения и для каждого предмета ха­рактерны свои специфические задачи, которые соотносятся с уровнями развития коммуникативной компетенции, с психо­лого-педагогическими особенностями учащихся различных возрастных категорий, с их реальными потребностями и воз­можностями в изучении и использовании родного и иностран­ного языков в процессе обучения и познания. Тем не менее, для того, чтобы унифицировать подходы и требования к осу­ществлению контроля за комплексным развитием коммуни­кативной, информационной, социокультурной и социальной компетенций, необходимо выделить наиболее общие вопро­сы, связанные с контролем коммуникативных умений в сис­теме непрерывного развития личности. К ним можно отнести:

•  функции  текущего,   промежуточного,   итогового контроля с позиций учащихся, учителя, администрации;

•  формы контроля;

•  соотношение стандартизированных  и творческих видов контроля;

• соотношение родного и иностранного языков в про­цессе контроля комплексных коммуникативных умений.

Функции, формы и виды контроля.

В современной концепции образования целесообразно трактовать контроль и самоконтроль как совместную дея­тельность учащихся, ученика, администрации школы и ра­ботников системы управления образованием по определе­нию степени эффективности процесса обучения и познания, достижения поставленных целей в установленные сроки. Тем не менее, для каждой из указанных сторон различные функции контроля могут выступать в роли ведущих или второстепенных, в зависимости от обстоятельств.

Определяя наиболее значимые функции контроля, представляется оптимальным рассматривать их одновре­менно с нескольких позиций.

1. С позиции ученика, для которого контроль и само­контроль призваны сформировать необходимые навыки рефлексии и выполнять, прежде всего, мотивационно-стимулирующую, коррекционную и обучающую функции.

2. С позиции учителя, для которого на первый план вы­ходят такие функции контроля как диагностическая, коррекционная, оценочно-воспитательная и организующая.

3. С позиции руководителей системы образования, для которых контроль является механизмом мониторин­га эффективности образовательного и воспитательного процессов.

Использование адекватных форм текущего, промежу­точного и итогового контроля и самоконтроля может значительно повлиять на выбор и использование эффек­тивных методов и технологий обучения, обеспечить пере­распределение ролей учителя и учеников в процессе познания, усилить степень автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Эффективный контроль — это часть хо­рошего обучения, инструмент системы управления каче­ством образования.

Новые задачи непрерывного языкового образо­вания предполагают:

•  выделение уровней владения родным и иностран­ным языками на всех этапах обучения языкам в школе;

• конкретизацию коммуникативных навыков и уме­ний, отвечающих выделенным уровням в контексте ре­альных потребностей и возможностей общения на родном и иностранном языке учащихся данного возраста (вклю­чая собственно коммуникативные, учебно-коммуника­тивные, информационно-коммуникативные, чисто акаде­мические, социальные и т.д.);

•  выделение заданий и тех видов деятельности, где данные навыки могут быть наиболее эффективно исполь­зованы и продемонстрированы;

•  определение общих подходов к отбору содержания и организации контроля комплексных коммуникативных умений в устной и письменной речи на родном и иност­ранном языке в процессе изучения и контроля усвоения материала различных гуманитарных дисциплин;

•  использование адекватных форм и технологий теку­щего и итогового контроля с учетом психофизиологичес­ких и интеллектуальных особенностей учащихся началь­ной, средней и старшей школы, направленных на кон­троль различных составляющих коммуникативной ком­петенции (языковой, речевой, социокультурной);

•  разработку единых параметров оценивания комму­никативных умений и навыков на родном и иностранном языках с учетом специфики этапа обучения, уровня ком­муникативных умений и навыков, характера задания;

•  разработку эффективных шкал оценивания продук­тивных умений в устной и письменной речи, единых для родного и иностранного языка;

•  постепенный переход от одноуровневых (в началь­ной школе) к многоуровневым (в средней и старшей шко­ле) заданиям в рамках контроля коммуникативных уме­ний на родном и иностранном языках;

•  внедрение современных технологий самоконтроля и самооценки;

•  продумывание системы использования творческих форм контроля «открытого тина» наряду с объективизи­рованными контрольно-тестовыми заданиями;

•  применение комплексного междисциплинарного кон­троля, в том числе и с использованием творческих заданий проектного характера (индивидуальных и коллективных);

•  самоконтроль и взаимоконтроль;

•  рефлексию собственной учебной деятельности и сов­местное решение проблемных задач.

4. Составление коллажа / таблицы по видам и формам контроля (итоговое практическое задание).

 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн