Какой гражданин нужен нашему обществу? Какого человека мы хотим сформировать после окончания школы? Меня, учителя технологии, как и любого другого педагога, волнует этот вопрос. Безусловно, обществу нужны интеллектуально развитые, социально - активные, трудолюбивые, духовно – обогащённые и успешные личности.
Считаю, что важнейшим инструментом для формирования успешной личности является компетентностный подход, который стал основой моей, сформировавшейся за годы работы технологии педагогического труда.
Через систему сложившейся у меня педагогической деятельности отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, создавая при этом высококачественные объекты в ответ на существующие потребности.
В программах по технологии предусматриваются творческие проекты как обязательный содержательный компонент технологической подготовки. Ныне, когда перед каждым выпускником встает проблема поиска своего места в рыночном пространстве, востребованными становятся иные качества личности, обеспечивающие жизненный успех, такие как конкурентоспособность и бизнесориентированность, которые я и формирую через проектную деятельность учащихся.
Отношения учитель – ученик при создании проектов у меня давно уже приобрели вид партнёрских на всех этапах проектной деятельности.
Творческие проекты пятиклассников состоят, как минимум, из 5 основных компонентов.
По мере взросления старшеклассники осваивают уже до 20 компонентов.
Самое сложное для большинства учащихся - это определиться с темой проекта. Для 5-7 классов я предлагаю выбрать темы своих проектов в банке проектов, который разработан мною и постоянно пополняется темами моих учащихся прошлых лет. Стараюсь давать такие темы, чтобы они были социально – значимыми и востребованными в первую очередь, в условиях сельского социума. Например, ученики 7-го класса разработали проекты "Садовая калитка", «Клетка для кроликов», «Ручной культиватор». Для учащихся старших классов даю задание самим поискать или сформулировать темы проектов. Эти ученики уже довольно взрослые, многие из них уже определились со своим профессиональным выбором. Поэтому в проектной деятельности учитываю их профильные интересы, несмотря на то, что довольно часто они выбирают темы проектов, на первый взгляд, далёкие от предмета технология. Например, один из моих учеников очень увлечен футболом, строит со своими друзьями свою футбольную площадку. Поэтому он разрабатывает проект по теме "Стадион", где масса материала об истории футбола, истории всех лидирующих футбольных команд мира, включая достижения каждого игрока в отдельности.
Нацеливаю учащихся на то, что важной составляющей проекта является работа над технической документацией. Вот тут- то учащиеся в полной мере могут проявить своё творчество, находчивость, гибкость, особенно в разработке инструкционно – технологических карт. Технологические карты, как правило, соответствуют образцам, данным в учебниках по технологии. Однако в одном из последних проектов «КАСОЗ» мой ученик Кривцов Максим, член научно – технического общества «НОВИК», предложил иную технологическую карту, где было уделено значительное внимание чертежам изделия при выполнении каждой операции. А это уже работа школьника на изобретательском, исследовательском уровне проектирования.
В экономической части проектов по мере взросления учащиеся включают дополнительные статьи экономической классификации.
Это максимально приближает учащихся к пониманию проблем при организации в будущем собственного бизнеса, и оказывает прямое влияние на формирование у них наиважнейшей социально – трудовой компетенции, обеспечивающей успешность в любом виде профессиональной деятельности.
При оценке изделия даю возможность ученикам самим оценить свою работу, формируя, тем самым, элементы самооценки, рефлексии, по следующему алгоритму: выполняет ли изделие свои функции; качественно ли оно сделано; удобно ли им пользоваться; хорошо ли оно выглядит; хотели бы вы иметь такое изделие; что бы вы изменили, если бы начали работать над проектом сначала.
Работа над творческим проектом – серьезное трудоемкое дело. Поэтому достаточно глубокие научно обоснованные проекты доступны лишь наиболее одаренным и увлеченным. Важным направлением в моей работе является повышение мотивации деятельности технически одаренных детей, посещающих научно – техническое общество «НОВИК» и кружок «Самоделкин», которыми я руковожу.
Для работы с одарёнными детьми разрабатываю индивидуальные программы,
в которых объём знаний, умений и навыков выходит за рамки школьной программы по технологии, и необходим для выполнения того или иного сложного проекта. При разработке их использую интегративный подход.
Функционально-стоимостный анализ плюс теория решения изобретательских задач, в их основе лежит принцип идеальности, т.е получение большей пользы при наименьших затратах. В своей педагогической практике я использую такие нетрадиционные приемы организации учебной деятельности, как:
-«удивляй»;
-«фантастическая догадка»;
-головоломки, загадки, ребусы;
- изобретательские задачи;
- отсроченная догадка и др.
Данные методы и формы работы развивают абстрактное мышление учащихся, которое занимает центральное место в структуре человеческого ума, развивают смекалку, сообразительность.
Такая технология работы приводит одарённых детей к созданию проектов научно-исследовательской направленности, оказывает непосредственное влияние на формирование жизненного выбора воспитанников.