Международный сетевой естественнонаучный проект ГлобалЛаб (Глобальная школьная лаборатория)
(www.globallab.ru)
научный руководитель проекта ГлобалЛаб, проф. Беренфельд Б.С.
директор по развитию проекта ГлобалЛаб в России, к. филос. н., Ковалевская Е. В.
методист проекта Ловягин С. Н.
Что такое ГлобалЛаб?
ГлобалЛаб — это деятельностная, проектно–ориентированная образовательная среда, разработанная на основе современных Интернет-технологий для развития проблемного обучения надпредметным навыкам и компетенциям параллельно с углубленным изучением предметного содержания естественнонаучных дисциплин. Созданные на ее основе учебные материалы представляет собой одну из первых в мировой практике широкомасштабных попыток внедрения в школьное естественнонаучное образование совместных сетевых исследовательских проектов взамен традиционных объяснительно-иллюстративных методов, основанных на лекциях, демонстрациях и разного рода репродуктивных методиках.
Функционирующая ГлобалЛаб представляет собой:
1. Сообщество школьников, проводящих исследования в соответствии с предложенными методиками;
2. Веб-сайт, на котором школьники выбирают методики самостоятельных работ, размещают результаты своих исследований, сравнивают их с результатами других участников и обсуждают результаты на форуме;
3. Сообщество педагогов, обменивающихся опытом работы в проекте на форуме сайта проекта и
4. Комплект наглядных методических и учебных материалов в форме мультимедийных уроков и рабочего журнала.
При разработке проекта в качестве ключевых были приняты три допущения:
1. В условиях легкого доступа к информации, обеспеченного Интернетом, ценной становится не столько эрудиция, сколько понимание предмета, а понимание приходит только в ходе самостоятельной практической работы (решения задач, проведения наблюдений и измерений, обобщения данных);
2. Обсуждение самостоятельно полученных научных результатов с ровесниками является сильной мотивацией в привлечении детей к исследовательской деятельности;
3. При вовлечении в работу сотен и тысяч школ в ряде направлений могут быть получены результаты, имеющие существенное научное и народно-хозяйственное значение, и участие в общем деле с реальными результатами может сыграть важную роль в воспитании детей.
Место ГлобалЛаб в образовательном процессе
В настоящее время содержательным ядром работы является комплексное исследование природной среды в окрестностях школы. Это исследование, межпредметное по своей сути, проводится в несколько этапов в рамках курсов естествознания, биологии (растения, экология) и физической географии. Для подготовки к проведению исследования нами предлагаются мультимедийные уроки, предназначенные как для освоения базовых понятий и технических навыков из числа тех, что обычно обсуждаются в действующих учебниках, так и для знакомства с проблематикой исследования в связи задачами охраны природы, неистощительного природопользования и эксплуатации природных систем и технических объектов.
В ходе выполнения предлагаемых в проекте исследований школьники знакомятся с тем, как проводятся научные исследования, овладевают научной терминологией и научным подходом, учатся работать в группе, активно используют новые технологии, на собственном опыте убеждаются в важности использования единых стандартов и единого протокола в ходе проведения исследований.
Сейчас проект можно использовать как дополнение к курсу естествознания для 5 классов, как дополнение к курсу биологии и географии для 6-х классов, а также в качестве элективного курса, в дополнительном образовании. ГлобалЛаб создает новые возможности не только для учеников, но и для талантливых учителей, которые хотели бы попробовать себя в качестве лидеров проектно-исследовательских работ своих учеников.
Учебные материалы ГлобалЛаб похожи на набор кубиков - заготовок, которые учитель может использовать как основу для конструирования своего собственного курса. Учитель может использовать любые фрагменты проекта в ходе работы над теми или иными темами или разделами стандартного курса.
Методической основой проекта являются так называемые МИМы – мультимедийные исследовательские модули. Это те самые «кубики», из которых можно строить курс. МИМ – это небольшое исследование или исследовательская задача, в ходе проведения или решения которой учащиеся знакомятся с основными понятиями того или иного раздела естествознания, учатся наблюдать, анализировать, вести дискуссию, знакомятся с методикой проведения экспериментов, естественнонаучной терминологией.
Большинство МИМов имеет стандартную структуру (см. рисунок 1)
и состоят из:
- описания задачи и вспомогательных вопросов на сайте,
- мультимедийного урока, который можно скачать и использовать в режиме оффлайн,
- методических рекомендаций, которые можно распечатать,
- страниц рабочего журнала, которые можно распечатать,
- словаря,
- ссылок на ресурсы,
- бланков для занесения результатов измерений,
- средств построения графиков результатов (только своих, всех участников проекта или участников проекта по выбору),
- тематической географической карты, на которой отображаются результаты исследований,
- галереи (в которой учащиеся размещают результаты своих исследований или наблюдений в форме фотографий, видеофильмов, отчетов в виде текстов или презентаций).
- Форума для обсуждения результатов исследования
Рисунок 1 - Структура МИМ
МИМы размещены на сайте ГлобалЛаб по адресу http://www.globallab.ru
МИМы группируются в так называемые этапы, привязанные по срокам проведения к тем или иным сезонным природным явлениям. Группировка МИМов в этапы позволяет облегчить формирование межпредметных связей. Совокупность всех этапов и составляет годовой курс ГлобалЛаб.
Учебный год ГлобалЛаб
1. Регистрация и представление класса сообществу ГлобалЛаб
Для того, чтобы начать работу в проекте, учителю необходимо зарегистрироваться и заполнить детальный опросник – анкету на сайте www.globallab.ru. Затем учитель регистрирует на сайте свой класс и приступает к работе. Каждый класс или «команда» (например, в случае кружка) выбирает название и заполняет географический паспорт – представляет информацию о географическом положении школы, высоте над уровнем моря, среднеиюльской и среднеянварской температурах, высоту над уровнем моря и расстоянии до ближайшего водоема.
Как только эта информация введена - на карте ГлобалЛаб появляется звездочка, соответствующая географическому положению класса (рисунок 2). Щёлкнув по звездочке того или иного класса, мы сможем попасть на страничку этого класса.
Рисунок 2 - Регистрация и представление класса
Затем классы размещают на сайте в виде слайд-презентации рассказ о своем классе, школе, регионе, представляясь таким образом всему сообществу школ, участвующих в Проекте.
2. Выбор опытного участка
На втором этапе команды выбирают опытный участок. Опытный участок – это участок земли, на котором будут проводиться исследования. Это может быть пришкольный участок, участок лесопарка, леса, луга или берег водоема недалеко от школы.
В рамках предлагаемой в проекте методики, школьники сами (под руководством учителя) выбирают опытный участок. Возможно впервые в их школьной жизни выбор объекта становится их самостоятельной работой.
3. Описание опытного участка
Классы представляют на сайте описания рельефа, растительности, почвы и животного мира своих опытных участков в виде фотографий, текстов, видео, презентаций и аудио-файлов.
4. Синхронный экологический стоп-кадр
Обязательным для всех участников этапом проекта является синхронный экологический стоп-кадр. В один день, в одно и тоже время все классы, участники Глобальной школьной лаборатории, выходят на свои опытные участки и проводят согласованные наблюдения и исследования по стандартному протоколу. Учащиеся измеряют температуру воздуха на своем опытном участке, проводят фенологические наблюдения, описывают облачный покров. Затем данные всех классов вводятся в общую базу данных, сравниваются и анализируются на основе предлагаемых в проекте методик.
5. Гибкость и адаптируемость учебного курса
Перечисленные выше четыре этапа обязательны для исполнения, все остальные исследования выполняются по выбору учителя.
Участники проекта сами могут выбирать сроки проведения исследований (кроме обязательных) -- авторы предлагают сроки проведения этапов проекта, но они носят рекомендательный характер и нацелены на то, чтобы достичь наибольшей согласованности в действиях команд и, соответственно, сделать более интересными и содержательными сравнение и анализ полученных командами результатов.
В течение учебного года проводятся конкурсы, опросы, рейтинги. По окончании работы проекта команды получают почетные грамоты, а лучшие участники и победители конкурсов – призы от спонсоров и организаторов проекта.
Учителя о проекте
(статистический обзор по результатам анкетирования участников проекта)
На сегодняшний день в проекте принимает участие около 200 школ из разных регионов России. Участвуют ученики как средней, так и старшей и даже начальной школы. Несмотря на то, что изначально проект разрабатывался для учащихся 5-6 классов, в 2008-2009 учебном году к проекту присоединились 7, 8 и даже 9 классы.
По результатам работы проекта в 2009-2010 учебном году был проведен опрос участников.
На приведенных ниже диаграммах показаны некоторые результаты опроса. Следует отметить, что порядка 30% респондентов работает в проекте уже не первый год и начинали работу с пятиклассниками, вероятно, этим следует объяснить большое количество учащихся 6 и 7 классов и относительно небольшое количество учащихся 5 классов среди участников проекта.
Нас интересовало, как встраивался проект в учебный процесс в различных школах. Ниже приведено распределение ответов участников на этот вопрос (рисунок 3).
Рисунок 3 - Распределение ответов участников на вопрос "Как встраивался проект в учебный процесс"
Около 28% респондентов использовало проект в рамках стандартных курсов, еще порядка 30% - использовали отдельные элементы проекта в рамках различных учебных курсов, около 40% организовывали дополнительные занятия или проводили исследования проекта в рамках кружковой работы.
Следующие диаграммы (рисунок 4) показывают возрастное распределение участников проекта и время, которое уделялось работе в проекте.
Рисунок 4 - Возрастное распределение участников проекта и время, которое уделялось работе в проекте
Как показал опрос, в среднем команда ГлобалЛаб – это 15 участников. Более 80% - ученики 5, 6 и 7 классов. Около половины участников уделяли работе в проекте час в неделю, половина участников проводила по одному выходу на опытный участок в месяц.
Наиболее важный вопрос касался результативности и эффективности проекта. Нам хотелось понять, какие именно категории учащихся были наиболее увлечены работой. По отзывам учителей, иногда школьники, традиционно считающиеся отстающими, оказывались наиболее увлеченными и ответственными участниками проекта.
А главное, нам хотелось понять, стали ли школьники больше задумываться над научными вопросами, повысилась ли мотивация участников проекта к учению, стали ли дети больше говорить друг с другом на естественнонаучные темы.
Результаты нашего исследования вы можете увидеть на диаграмме, представленной на рисунке 5.
Рисунок 5 - Результаты исследования "Повысилась ли мотивация участников проекта к учению"
Результаты опроса показывают, что мотивация участвующих в проекте школьников, их желание учиться повысились, участники проекта стали задавать больше вопросов на естественнонаучные темы. Такие ответы дали более 90% участвующих в опросе учителей.
История проекта
Идею и название проекта его бессменный руководитель Борис Беренфельд предложил в 1990 году, а в 1991 была запущена первая версия проекта в рамках работы лаборатории TERC (центр исследования технических средств образования в Бостоне). Даже при ничтожных с точки зрения сегодняшнего пользователя возможностях Интернета в 1991 году – телекоммуникация ограничивалась перепиской по электронной почте – подход показал свою жизнеспособность.
К 2000 году, при постоянном увеличении возможностей телекоммуникации, через проект прошло около 300 школ из 30 стран мира.
В 2005-2007 году структура и содержание проекта были коренным образом изменены в рамках участия поддерживающей проект корпорации Concord Consortium в конкурсе Национального фонда подготовки кадров (Москва) «Инновационные учебно-методические комплексы». В эти годы происходила экспериментальная проверка новой версии сайта (ГлобалЛаб 2.0), в 2008-2009 учебном году проект был поддержан образовательной инициативой Intel «Образование для будущего», с 2009 года проект развивается Международной лабораторией инновационных образовательных технологий и поддерживается фондом некоммерческих инициатив Дмитрия Зимина «Династия». В 2009-2010 учебном году была разработана улучшенная версия сайта, первая очередь которой была запущена 1 октября 2009, а вторая – 1 октября 2010.
Перспективы развития проекта ГлобалЛаб
В 2010 году мы приступили к разработке курса «Окружающий мир» для начальной школы, содержащего как комплект мультимедийных уроков, так и веб-сайт, разработанный с учётом возрастных особенностей младших школьников.
В 2010-2011 учебном году мы предполагаем завершить разработку комплекта цифровых образовательных ресурсов для курсов естествознания (5 класс), биологии (6 класс) и физической географии (6 класс).
В дальнейшем мы намерены разрабатывать учебные материалы для 7 и 8 класса.
Приглашение к сотрудничеству
Работа проекта будет продолжена и в 2010-2011 учебном году -- мы будем рады, если и ваша школа захочет присоединиться к проекту. Адрес нашего сайта http://www.globallab.ru, зайдя на него, вы сможете поближе познакомиться с проектом, скачать методические материалы и мультимедийные уроки, зарегистрироваться и стать участником проекта.
Благодарности
В заключении мы бы хотели поблагодарить наших коллег: Аляеву Юлию, Лебедева Арсения, Бедошвили Полину, а также наших самых активных учителей – Соколову Галину Алексеевну, Злочевскую Яну Олеговну, Ольховников Елену Михайловну, Николаеву Клавдию Анатольевну, Церегородцеву Янину Валерьевну, без помощи которых наш проект не был бы таким интересным.
Перейти на Главную страницу Мастер-класса