Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методические рекомендации использования ЦОРа «Виртуальный урок»

Выберите действие:

 Уважаемые коллеги!

Методические рекомендации помогут вам эффективно использовать данный дидактический материал.

В рекомендациях находятся ссылки на уроки, размещенные в ЕК.  Для того, чтобы просмотреть урок, вы должны скачать его. См. раздел интерактивной лекции "Как скачать виртуальный урок?"

 

Виртуальные уроки различаются прежде всего по степени активности реальных пользователей при взаимодействия с ними.
 
Демонстрационный урок предназначен для введения учащихся в изучаемую тему и представлен как единый фрагмент – замкнутый видеосюжет, не предполагающий непосредственного участия пользователя при его просмотре. В то же время видеосюжет может быть остановлен в любом месте, если в этом возникает необходимость. Основной вид учебного взаимодействия с уроками такого типа – наблюдение. Примерами демонстрационных уроков могут служить такие, как «Сложные существительные» или «Изъявительное наклонение».
 
Интерактивный урок, в отличие от демонстрационного, требует непосредственного участия пользователя и включает с этой целью специальные виды заданий. С помощью заданий ученик-пользователь (или класс-пользователь) либо подключается к дискуссии, которую ведут ученики виртуального класса под руководством виртуального учителя (например, «Род имен существительных», «Понятие о числе» ), либо выполняет повторительное упражнение перед освоением нового материала (например, «Окончания множественного числа»), исследовательское (в процессе введения нового материала), например, урок «Образование множественного числа существительных», проверочно-закрепляющее (после прохождения нового материала).
 
Элементы, составляющие «Урок», объединены в методически продуманную, сюжетно организованную интерактивную учебную среду, которая моделирует реальный учебный процесс в классно-урочной системе школьного обучения. В каждый «Урок» интегрированы не только необходимые и достаточные для поддержки обучения конкретной теме разнохарактерные средства наглядности, но и внутренние механизмы управления этими средствами.
 
В компьютерной среде «Урока» под руководством виртуального учителя ведет активную учебно-поисковую деятельность группа виртуальных учеников. Проблемная задача, лежащая в основе каждой смысловой части «Урока», успешно решается в процессе виртуального «обсуждения», которое по сути представляет собой групповое лингвистическое мини-исследование. Однако при этом речь не идет о пассивном просмотре учебного мультфильма – вопросы и задания, внедренные в ткань «Урока», прежде всего адресованы пользователю, индивидуальному (при самостоятельной работе) и коллективному (при работе в классе). Они стимулируют мыслительную активность учащихся при прохождении материала, фокусируют внимание на его ключевых моментах, привлекают их к участию в работе виртуального класса. Реплики реальных учеников подкрепляются или опровергаются мнением их виртуальных собеседников, которые получают вербальную оценку виртуального учителя и комментируются им или самими «учениками». Представление об изучаемой теме формируется поэтапно – результат предшествующего обсуждения становится началом следующего этапа обучения, и к концу урока все полученные в его ходе учебные результаты обобщаются и систематизируются в виде таблиц, правил, учебных текстов.
 
«Уроки» способны занять важное место в сфере самостоятельной учебной деятельности учащихся, посещающих школу, а также позволит обеспечить учебными материалами детей, по состоянию здоровья находящихся на индивидуальном обучении. В классе же такое средство повышает активность учащегося, моделирует его речевое поведение, формирует креативность и дискурсивную компетенцию при обсуждении учебного предмета (закладывая первичные навыки профессионального общения), вызывает интерес к родному языку, открывает его закономерности, богатые внутренние ресурсы, воспитывает уважение и любовь к нему.
 
Важно, что в «Уроке» реализована образцовая модель поведения взаимоотношений учителя и учеников: учитель не распространитель знаний и контролер, а партнер, старший товарищ, организатор учебной деятельности. Имеющийся опыт использования материалов комплекса в школьном обучении русскому языку дает основания говорить о том, что учитель, который пользуется такими дидактическими материалами и действует по предложенной ему модели, создает в классе атмосферу доверительности, партнерства, свободы высказывания, дружеских шуток, соответствующую атмосфере виртуального урока.
 
Каждый «Урок» предоставляет исчерпывающую информацию по изучаемой теме в соответствии с «Программами для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5 – 9 классы. К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень» (М., «Дрофа», 2000).
 
Адресат уроков – ученики 5–7 классов, поэтому при их создании были учтены возрастные и психологические особенности учащихся именно этой категории.
 
Подростки начинают ощущать себя взрослыми, стремятся занять новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку и к себе, обнаруживая при этом особую восприимчивость к усвоению способов и норм поведения окружающих, потребность в самовыражении и самоутверждении, стремление осознать себя как личность и стать самостоятельными. Но далеко не каждый ребенок в этом возрасте чувствует уверенность в себе, особенно в рамках учебного общения. С этой точки зрения важно, что во многих «Уроках», построенных на совокупности проблемных ситуаций, дискуссий, обсуждений, проектов, учебных исследований, эвристических задач, инициатором постановки проблемы является не учитель, а ученики. Это способствует разрушению сложившихся поведенческих стереотипов: активность, отсутствие страха перед ошибкой виртуальных учеников пробуждают ответные реакции реального класса. В этом возрасте, которому свойственны гибкость и непосредственность, такая перестройка происходит легко и быстро.
 
В 5, и частично в 6 классах, дети, только что вышедшие из младшего школьного возраста, как известно, предпочитают коллективные формы обучения – они и рекомендуются учителю. Несмотря на то, что содержательная полнота и целостность, а также средства мультимедийной наглядности обеспечивают самостоятельный режим работы, для этой возрастной группы самой оптимальной по условиям психологической комфортности, а значит, и самой результативной, будет коллективная работа в классе под руководством учителя. Вот ее алгоритм: 1) постановка проблемы учителем виртуального класса или одним из его учеников; 2) коллективное обсуждение проблемы классом реальным; 3) проверка правильности сделанных выводов в результате наблюдения за ходом обсуждения проблемы виртуальными учениками и их учителем.
 
Результатом такой учебной деятельности становятся не только знания, умения и навыки в предметной области. Дети на примере виртуальных одноклассников, подражая им, учатся ставить проблему, обсуждать ее всем коллективом (метод «мозгового штурма»), выбирать оптимальное решение.
 
Включенные практически в каждый «Урок» проблемные, опережающие объяснение учителя мини-задания на оценку («Задания на 5»), позволяют учителю постепенно повысить самостоятельность учеников. На начальном этапе работы с «Уроками» такие задания рекомендуется обсуждать и выполнять коллективно, а потом, по мере адаптации к ним учеников, предлагать каждому из них выполнить их самостоятельно.
 
Работа с «Уроками» в самом начале обучения стимулирует творческую активность учеников, а их сюжеты способствуют выдвижению идей учебной проектной деятельности. Так, например, работая с циклом уроков, посвященных теме «Сложные существительные», ученики имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в составлении описания планеты, где всё: явления природы, животные, технические изобретения, профессии людей, – названы сложными существительными. Задания такого рода можно распространять и за пределы учебной аудитории, оформлять их как проекты.
 
В 6-7 классах коллективные формы обучения, предлагаемые на предыдущем этапе, должны отойти на второй план, а на первый выйти другие, более «серьезные» формы учебной деятельности, требующие от учащихся самостоятельности. Ведь для детей этого возраста, характерно нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию, активность, готовность включиться в разные виды деятельности наравне со взрослыми и в сотрудничестве со сверстниками, потребностью в самовыражении и самоутверждении, в стремлении осознать себя как личность, оценить себя, стать самостоятельным, расширить свой кругозор. Дети проявляют отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, к репродуктивным видам деятельности. Это следует учитывать учителям и родителям, использующим «Уроки». На этом этапе рекомендуется использовать преимущественно формы самостоятельной работы в компьютерном классе, в медиатеке, дома. В то же время следует помнить, что задания пройти «Урок» самостоятельно – недостаточно, так как требует от учеников такой высокой степени сознательной мотивации, которая порой отсутствует и у более взрослых учащихся. Если педагог будет постоянно прибегать к такой форме работы, интерес детей, ничем не подкрепленный и стимулированный, кроме занимательности сюжетов уроков, их интриги, яркой наглядности, может постепенно снизиться. Самостоятельную работу учеников следует предварить заданиями, которые они должны будут выполнить в процессе прохождения урока или после него.
 
Например, перед самостоятельным прохождением в 6 классе урока «Употребление времен глагола» можно раздать детям задания, которые они должны будут выполнить после урока с компьютером:
 
Задание 1. Найдите в литературе отрывки употребления глагола:
  • в настоящем времени в значении прошедшего;
  • в будущем времени в значении прошедшего;
  • в будущем времени в значении настоящего.
Выпишите (напечатайте) и прокомментируйте их.
 
Задание 2. Вспомните, когда вы в повседневной речи употребляете глаголы:
  • в настоящем времени в значении прошедшего;
  • в настоящем времени в значении будущего.
Напишите (напечатайте) и прокомментируйте их.
 
Как более сложный вариант Задания 1 можно предложить ученикам сравнить средства, которые использует художник и писатель, повествуя о событиях прошлого, чтобы сделать зрителя и читателя ближе к ним. Свое маленькое исследование ученик может по заданию учителя подкрепить отрывками из исторических произведений и иллюстрациями картин на историческую тему. Можно предложить ученикам создать презентации в редакторе Microsoft Power Point, используя материалы урока, литературные и художественные произведения, материалы раздела «Хрестоматия». Результаты выполнения задания подлежат коллективному обсуждению на уроке.
 
Каждый мультимедиа урок-презентация сопровождается текстовыми материалами: краткой записью урока и стенограммой.
В краткой записи содержания урока не только зафиксированы его ключевые моменты, но и представлены «Задания на пятерку», которые снабжены правильным ответом. Этот материал можно использовать в электронном или распечатанном виде на этапах повторения учебного материала и его закрепления, как средство текущего контроля, а также в качестве опоры при выполнении домашнего задания.
 
Еще один поддерживающий материал урока, представленный в текстовой форме, – его стенограмма, в которой полностью передается речь учителя и учеников. Стенограмму можно скопировать в любой текстовый редактор и распечатать, использовав затем в качестве раздаточного материала.
 
«Уроки» обеспечивают межпредметные связи с такими школьными дисциплинами, как литература (через образцы использования языка для выражения мыслей и явлений действительности в художественных текстах, через литературоведческие сведения, которые создают основу для обучения сочинению), история (возникновение и развитие языков, значение многих слов), география (многообразие языков), математика (философия и практика машинных языков), иностранный язык (для более глубокого понимания исторических закономерностей в становлении современного русского языка, установления связей между языками индоевропейской группы, выявления их сходства и различия). Установление взаимосвязи русского языка с другими языками представлялось авторам особенно важным, так как это не только облегчает их изучение, но и воспитывает уважение к представителям других наций, к их менталитету: в языках мира отражается и общность различных национальных культур и своеобразие каждого народа. Таким образом, под межпредметными связями подразумевается не только внутрипредметная согласованность программ, но и взаимопроникновение наук и культур. Все это позволяет выйти за жесткие рамки стандарта и погрузить школьников в общий контекст обучения.
 
Межпредметные связи проявляются в уроках не только на макро-, но и на микроуровне. Например, при изучении темы «Числительное» актуальным является вопрос их функционирования. Учащиеся должны понимать, зачем нужны числительные, насколько важны они для передачи определенной информации.

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн