Официальный сайт synclub 24/7/365

Концепция создания электронного задачника

Автор: 
Александр Александрович Кудрявцев Преподаватель ОИ и ИТ
Место работы: 
ГОУ СОШ №501 г. Москва
Контакты: 

 

Не претендуя на большую оригинальность и уникальность, предоставляю на обсуждение и для размышлений то, о чем сам серьезно задумывался.

 

1. Цели и возможности "Единой информационной системы для учителя"

 

 Первый импульс

 

По профессии я – учитель (с 1991 года). Специализация: математика, физика, информатика. Я преподавал в средних школах и математику, и физику. А в настоящий момент я работаю учителем информатики Московской средней школе №501. Честно признаюсь, что человек я немного «ленивый», в том смысле, что не люблю тратить лишние силы на выполнение какой-нибудь работы. Но вы не подумайте, что я вообще не люблю решать трудные и нелегкие задачи. Мое стремление к поиску наиболее рационального и эффективного решения той или иной задачи, наименее затратного выполнения той или иной работы привело к появлению идеи о создании компьютерной системы «ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ». Так что можно сказать, что «лень» стала первым импульсом к повышению эффективности моей преподавательской деятельности.

 

О желании повысить «производительность труда»

 

Производительность любой работы зависит от соотношения затрат на её выполнение и ценности полученного результата. Думаю, очевиден тот факт, что добросовестный преподаватель любой дисциплины тратит очень много сил на выполнение своих обязанностей. Кроме того, «круг обязанностей» преподавателя неопределённо широк (от «обучения» до «воспитания»). Результат такой «добросовестной» работы достаточно высок (хотя и трудно оценим). Мне кажется, что соотношение затрат к результату далеко не в нашу пользу. Так почему бы не снижая «качества» не понизить некоторые затраты:

 

  • сократить время обработки печатных источников учебного материала;
  • повысить качество и «долговечность» лично разработанных «учебных пособий» и сократить время по их созданию;
  • расширить информационную базу по предмету при подготовке к учебному процессу;
  • постоянно пополнять практику преподавания и воспитания новыми «эффективными» технологиями или их элементами;
  • уменьшая затраты времени и сил на подготовку к «работе», больше растрачивать себя на сам процесс, на полноценное общение с детьми и открытия нового.

 

Что можем и что могли бы

 

В чем же конкретно предполагается повысить «качество» работы преподавателя при использовании «ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ» (не обязательно по ФИЗИКЕ):

 

  1. Несмотря на выработку со временем «минимальной» необходимой информационной базы для преподавания предмета кажется нелишним создание обширной, достоверной, современной и легко доступной ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИННОЙ БАЗЫ. В неё должны входить сведения по предмету, методические рекомендации и множество разнообразных по содержанию и по типу вопросов, задач и упражнений.
  2. Любой преподаватель в большей или меньшей степени готовится к каждому уроку. При этом он «вспоминает» необходимый объем учебного материала и «методику» его изложения учащимся. Свои «воспоминания» можно фиксировать в виде опорных конспектов, что в принципе очень удобно, но и очень «затратно». Заранее сформированная электронная база данных с учебно-методическим материалом значительно сократит время и повысит качество подготовки к занятию.
  3. Актуальная и важная задача современного преподавания – дифференцированный подход к учащимся. На решение именно этой задачи учитель тратит очень много сил и времени. Достаточно вспомнить хотя бы подготовку разноуровневых дидактических материалов (обучающих, закрепляющих или проверочных работ). Думаю, вы согласитесь, что было бы неплохо иметь «электронного помощника» в качестве автоматического генератора дидактических материалов» различного вида, содержания и уровня сложности.
  4. И, наконец, о вопросе проведения стандартных или оригинальных проверочных работ на уроках. Для подготовки к таким работам и их проведения требуются некоторые усилия. А как было бы здорово использовать помощь компьютера для «сетевого варианта» проведения текущего и итогового контроля знаний учащихся. Подобная система «сетевого компьютерного тестирования» сделает проверку и учет результатов обучения учащихся очень удобными и четкими.

 

Имея под рукой емкую информационную базу, хороший рубрикатор и простую эффективную систему поиска и выбора, можно спокойнее осваивать вершины преподавательского мастерства.

 

2. Идеи о внутреннеем строении будущей системы

 

Функционал

 

Теперь перечислим конкретные функции, которые должна выполнять система:

 

  1. ТЕОРИЯ – полноценный электронный учебник по предмету.
  2. ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАДАЧНИК – поиск, выбор задач и решений к ним. Задачи отличаются по тематике, степени сложности, типу. Ввод в базу новых задач и решений. Тексты задач сопровождаются иллюстрациями. К некоторым типовым задачам прилагаются динамические компьютерные модели.
  3. ГЕНЕРАТОР ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ – автоматическая выработка работ различной степени сложности, тематического наполнения и вида (самостоятельные, контрольные, тестовые работы, опросы и т. д.).
  4. ЛАБОРАТОРИЯ – сборник виртуальных лабораторных работ, инструкций к проведению «реальных» лабораторных исследований, виртуальный конструктор оборудования для лабораторных работ.
  5. ОПРОС – сборник теоретических вопросов и качественных задач с ответами и решениями.
  6. ОБУЧЕНИЕ – система электронного обучения решению задач с встроенными теоретическим справками и проверочными работами. Теоретический опросник. Тестирование для самопроверки.
  7. КОНТРОЛЬ – система проведения электронных проверочных работ в классе (самостоятельные, контрольные, тестирование, теоретические опросы).
  8. МЕТОДИКА – сборник методических рекомендаций и оригинальных технологий в преподавании предмета, дополнительный дидактический материал для проведения нестандартных учебных и внеурочных мероприятий.
  9. СПРАВКА – справочник по формулам и соотношениям, а так же справочник констант, табличных данных и величин.
  10. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – дополнительный раздел, содержащий интересные факты по предмету (например, исторические), иллюстрации прикладного использования предмета и его связи с другими направлениями человеческого знания.

 

По каждому функциональному направлению системы разработаны эскизы.

 

Структура данных

 

Далее представляю примерную структуру базы данных:

 

 

 

Взаимосвязи между базами - перекрестные (каждя с каждой).

 

Заключение

 

В направлении конкретной реализации этого проекта мной сформулированы принципы классификации основных баз данных, есть некоторые идеи по формированию и заполнению баз, а также эскизы – наброски рабочих окон программы. Но наиболее важным считаю разработку удобной, простой и в то же время эффективной поисковой системы. Одна из идей в этом направлении – поиск при помощи многоуровнего фильтра с возможностью произвольной комбинаций условий фильтрации. В качестве иллюстрации такого поискового фильтра может служить правовая компьютерная система КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС.

 

Если вас заинтересовала затронутая тема, приглашаю к более тесному сотрудничеству по конкретной разработке данного проекта. Все вопросы и предложения можете отправлять на мой адрес .

 


»  Тэги к этому документу:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн